NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 12:12 ast
10:12 msk

"Не надо делать из меня что-то непонятное"
Как Владимир Школьник вставлял "стержни" нефтепроизводителям
20.10.2005 / экономика

"Литер", 19 октября

Совещание министра энергетики и минеральных ресурсов РК Владимира Школьника с руководителями нефтяных компаний, нефтеперерабатывающих заводов и автозаправочных станций, прошедшее 17 октября в Шымкенте, вскрыло истинную картину бензинового дефицита, потрясшего всю республику. Причины роста цен оказались ужасно просты. Изменив своему обыкновению, мы предлагаем читателям не авторский материал, а стенограмму совещания. Тут нет "эмоций и злопыхательства", в чем любят упрекать журналистов. Судите обо всем сами.

В. Школьник: Все понимают, почему сложилась такая ситуация с горючим. В сентябре на экспорт было отправлено 80 тысяч тонн нефтепродуктов – в 3,8 раза больше, чем в обычные месяцы и за тот же период прошлого года. На нефтебазах уменьшился запас ГСМ, естественно, это вызвало волну повышения цен, потому что на рынке началась паника. Нам надо обсудить два вопроса: как вернуть ситуацию в состояние докризисного периода и что надо сделать, чтобы такое не повторялось. Для этого мы должны обсудить всю цепочку: какова отпускная цена у нефтезаводов была и какая стала, какие фирмы-посредники работают, по какой цене берут и по какой продают заправкам, сколько платят за хранение на нефтебазах и т.д.

Прибыль у всех у вас хорошая. Цены высокие на нефть и бензин – никто из вас не в убытке. Но мы должны подумать о людях, потому что никаких объективных причин для повышения цен нет. Я задаю вам вопрос: что нужно сделать для возврата цен? Прошу первым ответить представителя АО "ПетроКазахстан ойл продактс".

Вице-президент по маркетингу АО "ПетроКазахстан ойл продактс" Дермот Хассет: Сейчас мы реализуем бензин АИ-80 по 537 долларов за тонну, в конце сентября цена была 507 долларов, а в начале – 450. Повышение цен произошло из-за ограничения объемов продукции. Если бы мы продавали ниже, то запасы бы истощились, и мы бы столкнулись с более высокой ценой.

В. Школьник: Вы можете вернуть цену?

Д. Хассет: Я не могу сказать, до какого уровня снизятся цены, но, несомненно, они снизятся в течение 7–10 дней даже без принятия каких-либо мер.

В разговор вступил председатель комитета по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли РК Алиакпар Матишев: Могут ли реализаторы заключать договоры с вами напрямую, без вмешательства посреднической компании "Нефтепродукт ЛТД"?

Д. Хассет: Слишком много внимания уделяется этой компании. Ведь всем известно, что это то же самое, что и "ПетроКазахстан ойл продактс". Они продают по той же цене, что и мы. Мы реализуем нашу продукцию через 12 своих филиалов. От шымкентского филиала, ТОО "Нефтепродукт ЛТД", поставляем продукции 141 фирме.

А. Матишев: По какой цене ПКОП поставляет свою продукцию филиалам?

Д. Хассет: По регулируемой.

А. Матишев: Назовите ее, пожалуйста. Не хотите? Тогда я скажу – 206 долларов за тонну. Вы готовы продавать свою продукцию по этой цене всем потребителям?

Д. Хассет: Регулируемая цена не является рыночной. Ей уже три года. Если я отпущу бензин по 206 долларов, этот продукт тут же вывезут из страны и продадут по 500 долларов.

В. Школьник: Тут все ясно. Я думаю, с этой ситуацией надо разбираться в судебном порядке, в соответствии с антимонопольным законодательством. В этом направлении правительство уже работает, внесено предписание о взыскании 70 млрд тенге. Сейчас речь о другом: я прошу вас вернуть цену в исходное состояние – 450 долларов. Никаких объективных причин для повышения цен не было. Вопрос загрузки завода мы решили: ежемесячно на переработку вам будет поставляться 400 тысяч тонн нефти.

Д. Хассет: По нашему мнению, невозможно контролировать рынок. Если вы проведете исследование по АЗС, увидите разницу в 20 тенге между нашей заправкой и другими. Какую бы оптовую цену мы ни установили, АЗС будут продавать по своей цене.

В. Школьник: У меня есть данные по всем заправкам. Разница на них – в два тенге. Высокая цена только там, где сохранились запасы дорогого российского бензина. Кроме того, мы пригласили сюда розничных торговцев, чтобы и с ними договориться. Вот у меня полностью калькуляция затрат на АЗС, включая НДС, на акциз, другие налоги, нефтебазу, автотранспорт, оплату операторов, инкассацию, сдачу наличных денег в банк, охрану, вагоны, кредит – вот это все считается и превращается, по моим данным, в четыре с половиной тенге. Плюс установленная разумная маржа в 2–2,5 тенге.

Министр обратился к Дермоту Хассету: Я хочу договориться: вы фиксируете цену на уровне сентября, а каждый из заправщиков области даст нам здесь слово, что эти шесть-семь тенге тоже не будут повышаться ни на одной заправке. А если будут, то такого заправщика не будет в области.

Слово предоставили заместителю генерального директора АО "Казмунайгаз" Мурату Джумадилаеву: Мы приняли решение, чтобы перерабатывать все дополнительные объемы роялти, которые есть у нас в Тургайском бассейне. И актюбинские объемы дополнительно перерабатывать на ШНОСе, чтобы стабилизировать цены. Чтобы оптовики на нас не "сыграли", мы сделали следующим образом: подписали договор с сетью АЗС "Бейбарс". Будем ставить цену, и они по ней будут продавать.

В. Школьник: Какая цена будет на заправке?

М. Джумадилаев: Сегодня мы поставили 57 тенге.

Первый заместитель акима ЮКО Ислам Абишев: Это почти то же самое получается. Сеть "Бейбарс" будет диктовать цены. Цена 57 нас не устраивает, 58 есть уже сейчас.

М. Джумадилаев: У нас немного другая ситуация. Мы перерабатываем роялти, цена складывается от экспорта и переработки внутри завода.

И. Абишев: "Бейбарс" вы будете контролировать, а остальные будут у них покупать. Отдайте бензин в свободную реализацию! В области 117 АЗС, почему одному-двум владельцам должны давать ГСМ, а остальным нет?

В. Школьник: Давайте еще раз. Какая цена на заправках была до ажиотажа?

И. Абишев: 51–52 тенге.

В. Школьник – М. Джумадилаеву: Вы как национальная компания должны вернуть цены до 54 тенге. Понятно? Я приехал сюда с заданием вернуть цены. Сейчас, а не через десять дней.

И. Абишев: Я все-таки не получил ответа на свой вопрос. Будет ли национальная компания продавать нефтепродукты всем реализаторам или опять между ними будет стоять или "Бейбарс", или какой-нибудь "Альбатрос", или кто-то еще? Надоело уже!

В. Школьник: Что мы сейчас сделали? Мы направили роялти на переработку. Роялти – это тот налог, который платят нефтяные компании в виде нефти. Это бюджетные деньги. И государство обязано продать роялти по максимальной цене на рынках и все вырученные деньги вернуть в бюджет. Здесь строжайший контроль. Поэтому вы оставляете прибыль ровно такую, как бы вы продали нефть за рубеж, оставляете себе установленную маржу, а остальное все выкидываете на рынок, помогая государству.

Слово взял директор Павлодарского НПЗ Шухрат Донбай: Я вижу тут одну проблему: в ценовой ситуации случился пожар, и мы тушим его также пожарными методами. Хотя эта проблема могла быть решена раньше, в августе–сентябре. Ежемесячно из России по импорту поступает более 50–60 тысяч тонн ГСМ. По объемам это четвертый нефтеперерабатывающий завод. То есть влияние ценовой российской ситуации очевидно. С июня российский импорт стал сокращаться, причем большими объемами. Это произошло потому, что в России налоговая нагрузка зашкалила. У них экспортная пошлина была больше ста долларов, а с октября они утвердили 130 долларов. Естественно, дизельное топливо у них стоит 600 долларов, а бензин 570–580 долларов.

Смотрите, что происходит. В августе–сентябре резко сокращается импорт, дефицитная ситуация усиливается. По непонятным причинам "ПетроКазахстан" вместо положенных объемов в 330 тысяч тонн перерабатывает всего лишь 300 тысяч, Атырауский завод переработал всего лишь 250 тысяч тонн. И на рынке образовалась брешь в объеме 80 тысяч тонн бензина. Сколько и куда бы мы ни грузили, он уходил как в бездонную бочку.

Я думаю, что в данной ситуации главное диспетчерское управление должно было эту ситуацию предугадать.

В. Школьник: Я тебе задаю другой вопрос. В сентябре какая была отпускная цена с завода?

Ш. Донбай: 530 долларов.

В. Школьник: А сейчас?

Ш. Донбай: На данный момент мы не ведем активной продажи, только отгружаем…

В. Школьник: По какой цене?

Ш. Донбай: Пока цены мы… Мы смотрим вот на крупного монополиста…

В. Школьник: Вот! Вы друг на друга смотрите и рассказываете сказки про рынок! Что рынок диктует. Диктуете вы вдвоем, потому что друг на друга смотрите! А какой это рынок, если вас всего двое?! Вот и договоритесь сейчас, какие вернуть цены. Это будет нормальный рынок!

Ш. Донбай: Если закрыли экспорт, закройте импорт, мы увеличим нагрузку и сделаем больше нефтепродуктов.

В. Школьник: А какой смысл закрывать импорт? Какой дурак здесь его будет покупать, если импортный бензин дороже на сто долларов?

Ш. Донбай: Если будет присутствовать импортный бензин, внутренняя цена подтянется к этому уровню.

В. Школьник: Не надо делать из меня… что-то непонятное. Если бы я был в России, то разве повез бы ГСМ за 600 долларов туда, где цена 500 долларов? Я что, не в своем уме?

Ш. Донбай: Но закрытие границ – не выход из ситуации. Завтра мы вступим в ВТО, а механизма-то никакого нет.

В. Школьник: Мы договоримся, что будем делать, когда вступим. Вы об этом не беспокойтесь. Я беспокоюсь о том, почему вы подняли цену с сентября до октября. Цены на нефть не повысились. Вы просто на него посмотрели, а он на кого?

Ш. Донбай: Не, ну а он че? Должен столько-то перерабатывать, а перерабатывает меньше.

В. Школьник: Меньше никто не перерабатывает… Я вам задаю вопрос: в сентябре была цена 530, сейчас по какой цене вы отгружаете?

Ш. Донбай: 550 долларов.

В. Школьник: Верните назад. Проедьте по заправкам, посмотрите на людей. Вы же и так из них все выжали. Министр Христенко в России собрал нефтепроизводителей, и они договорились не повышать цены. А вы пользуетесь ажиотажем, ссылаетесь на какой-то рынок, когда на самом деле кукушка смотрит на петуха, а тот на кукушку.

Ш. Донбай: Ситуация же здесь, на юге, возникла, а потом как цепная реакция распространилась.

В. Школьник: Я специалист по цепным реакциям, если вы знаете. По ядерным. Так вот: цепную реакцию сделали вы. Поэтому давайте эту реакцию погасим. Для этого вводится аварийная защита. Вот я и приехал, чтобы ввести стержни в аварийную зону. Давайте договаривайтесь, чтобы цены были, как в сентябре.

Д. Хассет: Я хотел бы прокомментировать это предложение. Вообще крайне неэтично обсуждать ситуацию, в которой два конкурента сойдутся за "круглым столом" и решат, поднять или опустить цены. Если это я сделаю, вы меня сразу в суд поведете. Это вообще невозможно – договариваться о ценах. Давайте четко определим: мы цены не согласовываем друг с другом. Это рынок товаров. Рынок говорит о том, что реальная цена на бензин – 600 долларов, потому что такая цена существует у альтернативных поставщиков из России. Я хочу повторить, что с увеличением нагрузок на заводах и введением запрета на экспорт ситуация исправится и так, без какого-либо вмешательства.

В. Школьник: Хочу сказать, что государство делает все, чтобы в нашей стране была рыночная экономика, но во всем должна быть мера. Никаких причин для поднятия цен не было, поэтому я прошу: договаривайтесь и снижайте цены. Государство пойдет вам навстречу: если стабилизируете цены, то мы откроем экспорт дизтоплива и бензина.

Давайте заканчивать и подытоживать сказанное. Все производители нефтепродуктов находятся здесь. Посмотрите друг другу в лицо, ничего не говорите, чтобы не было сговора, и договоритесь до общих цен, чтобы друг на друге не зарабатывать. Это просьба народа, просьба правительства к вам. Второе, о чем мы договорились, это то, что все розничные АЗС сохранят минимальную прибыль и не будут ее превышать. Этого ждет от вас президент, ждет народ и парламент.

Вас здесь всего несколько человек, а вы делаете социальную погоду по всей стране. Государство в ваши дела не вмешивается. Вы что хотите сюда ввозите, что хотите – продаете. Но, пожалуйста, поработайте теперь на государство. У нас три завода, причем каждый из них монополист на своем громадном пространстве. Я думаю, все же надо подумать над законом об антимонопольной деятельности и дать определение монополиста. Когда за тысячи километров нет ни одного производителя, мы говорим о рынке! Этот вопрос мы еще будем обсуждать.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
ЕПА подвела производственные итоги за 9 месяцев 31.10.2005
CNPC претендует на 50% в СП с Nelson Северные Бузачи в Казахстане 31.10.2005
Завершена сделка по приобретению компании "ПетроКазахстан" компанией "КННК" 28.10.2005
Генпрокуратурой выявлены факты нарушений иностранными работодателями прав казахстанских граждан 27.10.2005
Суд вынес решение об одобрении сделки по приобретению компании "ПетроКазахстан" компанией "КННК" 27.10.2005
Сотовая связь подешевеет 27.10.2005
ЛУКОЙЛ готов купить 100% PKZ, если суд не одобрит сделку CNPC-PKZ 26.10.2005
Газпром и КазМунайГаз обсуждают вопросы транзита и закупок газа 26.10.2005
Кто излечит республику от "бензиновой лихорадки"? 25.10.2005
Владельцем 93,02% акций Криворожстали стала Mittal Steel Germany GMBH 25.10.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz