Николай СМИРНОВ, "Литер", 4 ноября
Заявление президента о передаче принадлежащих мегахолдингам непрофильных структур малому и среднему бизнесу прозвучало еще в январе. Назарбаев сказал тогда о банках и мегахолдингах: "У меня полный перечень всех этих "дочерей" и чем они занимаются. Есть в чем разобраться... Речь идет не о том, чтобы расчленить и отобрать. Они должны рыночно избавиться от всего этого, продать другим в конкурентный сектор".
Разумеется, никто не хотел просто так избавляться от собственности. В соответствующих кругах были организованы переговоры и совещания, писались письма. Привлекали и юристов, вытащив на свет божий юридическое понятие аффилиированности. Не нашлось в базе законов, запрещающих иметь дочерние структуры. Журналисты атаковали пресс-службы с просьбой прокомментировать ситуацию. Мегахолдинги упорно молчали.
Банки, создавая своих "партнеров", преследуют определенные цели. С точки зрения потребителей, выгодней обслуживаться в банке N, страховаться в одноименной страховой компании и иметь накопления в таком же пенсионном фонде. В этом случае клиент получает некоторые преимущества (скидки, пониженные тарифы и т.д.). Банк же расширяет клиентскую базу. Это что касается взаимоотношений с потребителями финансовых услуг. С точки зрения бизнеса ситуация тоже заманчива – холдинги дают неоспоримые материальные, моральные и политические преимущества хозяевам, и терять эти преимущества, на создание которых ушло немало времени и нервов, не входило в планы.
Новое законодательство, скорее всего, оставит аффилиированную собственность в покое. Дело в том, что мажилис в первом чтении одобрил законопроект, изменяющий и дополняющий сразу три кодекса и четыре закона – Административный, Гражданский и Налоговый кодексы и законы "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", "О страховой деятельности", "О пенсионном обеспечении", "О рынке ценных бумаг" будут изменены при внесении поправок, касающихся лицензирования и консолидированного надзора.
После принятия нового законопроекта максимальный лимит участия банка в уставном капитале иной финансовой организации не должен будет превышать 15 процентов от собственного капитала. То есть, например, Казкоммерцбанк не сможет участвовать в другой финансовой структуре суммой более чем 69,14 млн долларов. Кроме того, устанавливаются ограничения и на нефинансовые организации – не более 10 процентов от собственного капитала банка и не более 10 процентов от общего количества размещенных акций. Значит, в нефинансовую организацию (ночной клуб, турфирма, увеселительное заведение, супермаркет и т.д.) тот же АТФ банк не может вложить более 18,9 млн долларов. С другой стороны, больше, скорее всего, и не понадобится.
Предусматривается также максимальный лимит совокупного участия в уставных капиталах. Для юридических лиц, не являющихся финансовыми организациями, – не более 60 процентов собственного капитала банка; для страховых организаций – не более 40 процентов собственного капитала банка. Эти ограничения распространяются на деятельность дочерних организаций банка, а также организаций, в которых банк и его дочерние организации имеют значительное участие в капитале. Выходит, что ранее стопроцентное участие в той или иной структуре теперь необходимо сократить согласно лимиту, а остальное – передать в конкурентный сектор.
Для оправдания мегахолдингов в законопроект вводятся понятия "банковский конгломерат", "значительное участие в капитале", "крупный участник страховой (перестраховочной) организации", "ипотечная компания". То есть теперь в стране юридически не будет финансово-промышленных групп, будет лишь цепочка, звенья которой состоят из новых для казахстанской юриспруденции понятий. В законопроекте такие понятия, как "крупный участник", "профессиональная компетентность", "деловые качества" употребляются в отношении разных законов по-разному. Как и "аффилиированные лица" в прежних законах.
Проект усиливает требование к прозрачности структуры собственности банков. Иначе говоря, вводятся требования к раскрытию сведений крупными участниками и банковскими холдингами в части предоставления информации об аффилиированных лицах, лицах, осуществляющих контроль над крупным участником, о составе группы, о системе управления рисками и внутреннего контроля. По идее, эта мера позволит финансовым институтам получить новый уровень транспарентности. Непрофильные активы передавать в конкурентный сектор не будут. По той причине, что не будет самих непрофильных активов. Будут конгломераты, подразумевающие широкий охват связанных с банком лиц, причем не только вниз от материнской компании, но также по горизонтали и даже вверх. АФН предложило введение четырех основных схем конгломерата, в двух из которых исключается возможность материнской компании стать "бабушкиной". Это происходит, если "дочка" родительской компании-банка является также банком и если банк сам является дочерней компанией банковского холдинга и уже имеет "дочку". Не стоит забывать, что есть еще две схемы. |