Игорь Воротной, "Известия-Казахстан", 9 декабря
Предложение АО "НК "Казахстан темир жолы" (КТЖ) о повышении с нового года тарифа на услуги по грузоперевозкам на 20 процентов вызвало резкое отторжение самих грузоперевозчиков. В ходе общественных слушаний в Агентстве по регулированию естественных монополий (АРЕМ) клиенты КТЖ заявили, что убытки от тарифов на услуги магистральной сети компания с лихвой перекрывает "наваром" от деятельности своих дочерних компаний.
Правда, в отличие от представителей КТЖ, предоставивших АРЕМ арифметические выкладки для обоснования повышения тарифов, их оппоненты больше оперировали тем обстоятельством, что при вступлении Казахстана в ВТО стране предстоит унификация тарифов, которая принесет КТЖ серьезные прибыли. Так что пока убыточной остается только магистраль - железнодорожники могут и потерпеть. Тем более что, по данным представителя ТОО "Богатырь Аксес Комир" Николая Киселева, за последние два года услуги железной дороги и так подорожали в два раза. Так что, по его словам, казахстанские рельсы для бизнеса уже давно стали "золотыми".
Такая реакция клиентов КТЖ во многом объясняется не только величиной требований КТЖ, но еще и тем обстоятельством, что сами требования железнодорожников стали для них неожиданностью. Напомним, что после объявленных президентом поручений правительству о повышении размеров пенсий, заработных плат и пособий Кабмин получил отдельное поручение по сдерживанию инфляции, сопутствующей подобным мерам. Одним из пунктов антиинфляционной программы правительства стал мораторий на повышение тарифов, подписанный крупными монополистами. В числе прочих подписантов было и КТЖ. И хотя формально компания, подавая заявку на следующий год, сроков моратория не нарушает, потребители ее услуг в один голос говорят о том, что просто не успели подготовиться к возможному увеличению транспортных затрат. То есть, помимо прочих претензий, КТЖ вменяется ими в вину то обстоятельство, что она слишком поздно объявила о своих намерениях, не оставив времени клиентам на перерасчет собственных затрат.
Между тем сами железнодорожники считают, что необходимость увеличения тарифов должна быть очевидна всем, и пользователям услуг КТЖ в первую очередь. "Мы скоро разоримся, уже сейчас нам нечем платить кредиторам,- заявил на публичных слушаниях вице-президент "КТЖ" Канат Жангаскин. - А виной тому политика искусственного сдерживания тарифов". По его сведениям (отличающимся от приведенных выше высказываний Н. Киселева), за последние шесть лет они выросли только на 18 процентов. За это же время рельсы и запчасти для путевой техники подорожали вдвое. "У нас вагоны разваливаются от старости, а экспортеры нефти, угля и стали, которые пользуются железной дорогой, получают сверхприбыли. Сколько же можно нам терпеть убытки?" - этим риторическим вопросом и утверждением, что КТЖ завершит нынешний год с недостачей почти в 16 миллиардов тенге, Канат Жангаскин завершил свое выступление на слушаниях.
Между тем специалисты АРЕМ, ознакомившись с предоставленными монополистами материалами, вынесли свой предварительный вердикт об увеличении платы за доступ к магистралям на 14,6 процента, что приведет к росту общего уровня тарифов в среднем на 5 процентов. К такому выводу специалисты пришли после изучения проекта тарифной сметы КТЖ в Научно-исследовательском институте экономики и информатизации. Причем это еще не окончательный вердикт: некоторые расчеты, которыми КТЖ обосновывает необходимость увеличения тарифов, еще исследуются экспертами. К примеру, по предоставленным материалам ремонт одного километра пути обходится в 43 миллиона тенге. По словам директора института Марса Габбасова, эта сумма вызвала сомнение, поэтому были запрошены дополнительные материалы. Окончательные итоги исследования станут известны перед тем, как антимонопольщики огласят свое решение по удовлетворению либо неудовлетворению заявки КТЖ (это должно стать известно 15 декабря). |