SeaNews, 16 декабря
15 декабря был введен в строй нефтепровод Атасу - Алашанькоу. Новый нефтепровод протяженностью 962 км был построен за год и два месяца. Стоимость строительства составила $806 млн. Он должен стать частью нефтетранспортной системы Западный Казахстан - Китай, которая позволит экспортировать в Китай нефть, добываемую в том числе при участии китайских компаний на месторождениях Каспийского моря и ближайших к нему районах. Планируется, что отрезок этой системы - трубопровод из Актюбинской области в Атасу - будет построен к 2011г., когда разработка месторождений на шельфе Каспия должна войти в активную фазу.
До сих пор единственным способом доставки российской нефти в Китай оставался железнодорожный транспорт, причем объемы этих перевозок в последние годы стабильно росли. Так, если в 2001г. железнодорожники доставили в страну 1,414 млн.т. нефти, то в 2004г. - уже 5,734 млн.т.
При этом весь год нефтяники настойчиво просили ОАО "РЖД" снизить расценки на доставку нефти в Китай. В июне руководство ФСТ не хотело утверждать спецтарифы на этом направлении, и только 14 декабря железнодорожникам удалось убедить чиновников. Была утверждена скидкa на данные перевозки в размере 16,9%.
Однако снижение тарифов не помогло РЖД привлечь значительные объемы перевозок нефти в Китай. Как заявил "Коммерсанту" вице-президент компании Салман Бабаев, сейчас у РЖД есть только 2 соответствующие заявки - от "Роснефти" - чуть более чем на 8 млн.т. и от "ЮКОСа" - на 3 млн. т. "Но мы рассчитывали на 15 млн.т., - констатирует С.Бабаев. - И потратили средства на соответствующую модернизацию инфраструктуры. В этом году вложения ОАО в этот проект, по данным "Коммерсанта", составят 3 млрд. руб.
Появление нефтепровода полностью снижает шансы ОАО "РЖД" на развитие перевозок нефти в Китай. Скорее всего, с весны 2006г. нефть "Сибнефти" начнет поставляться по новому нефтепроводу. Это значительно удешевит транспортировку нефти из России, и ее поставками в Китай по этой схеме могут заинтересоваться и другие российские компании, прежде всего - "Роснефть".
В ОАО угрозу осознают и уже начинают подсчитывать потенциальные убытки. Тем более что компании пришлось снизить расценки не только на перевозку нефти в Китай, но и на ряд других грузов - например, на доставку энергетических углей и черных металлов на Дальний Восток. "Уже очевидно, что введение в 2006г. спецтарифов приведет к появлению в бюджете компании "дыры" в размере 1,05-1,1 млрд.руб. ,- сказал Салман Бабаев. - Мы должны компенсировать этот разрыв за счет внепланового роста объемов перевозок и сейчас работаем над этим".
ИАА SeaNews не раз описывало примеры расточительных ошибок маркетологов из ОАО "РЖД". На этот раз, по данным компании, ошибка обойдется минимум в 4 млрд.руб. Это дороже 3 млрд. руб., которые были потеряны в результате ошибки с вложением средств в перегон между станциями Оля и Яндыки для развития порта Оля.
Почему в офисе РЖД не воспринимали всерьез усилия Казахстана по созданию альтернативных путей транспортировки своей нефти в Китай, зачем вкладывали деньги туда, где скоро пройдет Восточный нефтепровод? Или денег не было? |