Светлана Антончева, "Казахстанская правда", 22 декабря
Инициатива проведения открытой политики Агентства РК по регулированию естественных монополий нашла очередное воплощение. При участии представителей госорганов, компаний-монополистов, общественных организаций и независимых экспертов в Астане состоялся второй Форум по совершенствованию государственного регулирования и тарифообразования.
По результатам первого, состоявшегося два месяца назад под девизом "Открытый диалог на открытой площадке", в АРЕМ поступило более 50 предложений от предприятий.
Они затрагивали актуальные вопросы о порядке утверждения тарифов и методологии их расчета. В своем выступлении первый заместитель председателя агентства Нурлан Алдабергенов рассказал о скорых переменах в организации заявочных кампаний. Со следующего года монополисты смогут обращаться с просьбой о пересмотре тарифов не чаще одного раза в год, не ориентируясь при этом на конкретную дату (раньше это были первое апреля и первое октября). Такой подход считается более прогрессивным и основан на положительном опыте зарубежных стран. Однако глава агентства Бахытжан Сагинтаев заметил, что "и это не совсем правильно":
- Я считаю, тариф должен утверждаться с первого января, а срок рассмотрения составлять, к примеру, год. За это время можно все досконально обсудить, изучить мнения и доводы сторон. Отойдя от быстрых решений, мы придем к таким, которые бы удовлетворяли и интересы потребителей, и требования субъектов естественных монополий.
Сами "субъекты" хоть и согласились с нововведением, но пожаловались, что в большинстве случаев сейчас при "рассмотрении заявок превалирует мелкобюрократический подход":
- Есть процедуры, направленные на то, чтобы под всеми видимыми и невидимыми предлогами отказать нам, - утверждает вице-президент АО "KEGOС" Алмасадам Саткалиев.
Некоторые "технические" недостатки не отменяют заслуг АРЕМа. Законодательство республики Казахстан, регулирующее сферу естественной монополии, - самое качественное в СНГ. Таково мнение не только местных, но и зарубежных специалистов. Многие участники форума согласились, что пора создавать рабочую группу, которая бы занималась формированием новой нормативно-правовой базы на всем пространстве Содружества.
Президент Союза товаропроизводителей и экспертов Николай Радостовец, стоявший у истоков образования Антимонопольного комитета в 1991 году, отметил высокий уровень его работы. Эксперт также предложил расширить сферу деятельности АРЕМа:
- Нас очень волнует, что рост тарифов связан с изменениями норм расходов товарно-материальных ценностей, использования труда. И, как правило, агентство оказывается заложником принятых решений. Нужно ставить вопрос, чтобы функции по нормированию были переданы ему… В других странах нормированием занимаются антимонопольные ведомства, так называемые регуляторы. Их же прерогативой является выдача лицензий субъектам естественных монополий. Мы хотели бы видеть эту цивилизованную практику и в Казахстане. Думаю, что отраслевые министерства должны нормально воспринять переход на общемировые стандарты.
Председатель АРЕМа в целом поддержал гостя, представители же компаний-монополистов отнеслись настороженно. Общественное обсуждение в скором времени переросло в дискуссию с традиционными взаимными обвинениями и недовольствами. Монополистов упрекали в том, что они не желают обновлять свое оборудование, вследствие чего получают большие нормативно-технические потери. Обвиняемые оправдывались "отсутствием финансового стимула" к модернизации в виде повышения тарифов на услуги. Но никто из участников не смог отрицать главного: стороны стали прислушиваться друг к другу, а компромисс возможен и достижим. И помочь в его достижении могут такие вот встречи. |