Асем ТОКАЕВА, "Экспресс-К", 24 декабря
На протяжении четырех лет РГП "Актауский международный торговый морской порт" сдает свои причалы в аренду на невыгодных для себя условиях. Государственная казна могла бы получать, но не получает около 6 млн долларов в год.
Счетный комитет в результате проверки деятельности Актауского морпорта выяснил и другие любопытные подробности.
Арендатором причалов является национальная морская судоходная компания "Казмортрансфлот" (КМТФ), которая, как отмечается в аудиторском заключении Счетного комитета, одновременно с Актауским портом тоже занимается перевалкой нефтепродуктов. Примерно 55 процентов работ выполняет РГП, 45 процентов - КМТФ.
От перевалки нефти "Казмортрансфлот" получает основную прибыль. Возможность зарабатывать ему предоставило правительство в 2001 году, передав компании три нефтеналивных причала, принадлежащих Актаускому морскому порту. С этого момента "Казмортрансфлот" и начал реально существовать, хотя основан был в конце 90-х. Государство в его создании принимало непосредственное участие, поскольку рассчитывало развить национальный транспортный флот.
- Причалы были отданы с условием, что их обновят, - поясняет директор департамента водного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Берик Уандыков. - Обязательства эти "Казмортрансфлот" выполнил, хотя и с опозданием на целый год. Примечательно, что ремонт обошелся в шесть миллионов долларов, а доход от эксплуатации причалов в течение всего периода составил 20 миллионов долларов:
Тем временем, по оценкам государственных и независимых экспертов, Актауский морской порт в результате аренды нефтепричалов нацкомпанией не получает 5,5 млн долларов в год. Поступающие от аренды 600 тысяч долларов прибылью называть не приходится, поскольку эту сумму съедают расходы на обслуживание отданных в аренду причалов. А затраты на диспетчерское обслуживание, оплату охраны и коммунальные платежи легли почему-то тоже на арендодателя.
В этой истории много вопросов без ответов. Например, почему сумма арендной платы не пересматривалась с 2001 года и является ли "Казмортрансфлот" государственным? Даже представителя Минтранскома терзают сомнения.
- "Казмортрансфлот" презентовали как государственную компанию, но сейчас получается, что фактически она - частная, - разводит руками директор департамента.
Непонятно также, почему услуги, оказываемые двумя предприятиями, регулируются по-разному. РГП "Актауский морской порт" как субъект естественной монополии не числится в государственном регистре в качестве перевальщика нефти. "Казмортрансфлот" же, напротив, значится, поэтому устанавливаемые им тарифы не подпадают под госрегулирование.
- Имея возможность устанавливать демпинговые ставки, флот может переориентировать объемы нефти на себя. Поэтому причалы должны принадлежать одному хозяину, - считает Берик Уандыков.
Вопрос о возврате нефтепричалов долгое время оставался открытым, поскольку пересмотр условий аренды возможен только по взаимному согласию. Понятно, что "Казмортрансфлот" намерен оставить все, как есть, ведь 60 процентов дохода флот получает за счет перевалки нефти через арендуемые причалы. К тому же по договору причалы отданы в аренду на 49 лет, поэтому забрать их у компании можно только в судебном порядке.
- Мы в любом случае должны сохранить аренду этих причалов, даже если правительство примет решение о реализации госпакета акции "Казмортрансфлота", - говорит г-н Уандыков. - Но надежда на пересмотр условий все же есть.
КМТФ вроде бы согласился выставить государственную долю на торги. Перед продажей, как предлагает Минтранском, необходимо национализировать все суда, находящиеся на балансе "Казмортрансфлота". Чтобы интересы государства вновь не пострадали. |