АСТАНА. 16 января. КАЗИНФОРМ /Серик Кожкенов/
В ближайшей перспективе Казахстан намерен стать динамично развивающейся частью евразийской транспортной системы, что потребует от нас активного развития всей транспортной инфраструктуры и эффективного использования транзитного потенциала страны. Для этого необходимо в приоритетном порядке решить пять стратегических задач. С этого начал беседу с корреспондентом Казинформа вице-министр транспорта и коммуникаций РК Женис Касымбек.
- В первую очередь, хочу выделить задачу, связанную с интеграцией транспортной системы Казахстана в евразийскую систему путем повышения уровня развития транспортной инфраструктуры и конкурентоспособности отечественных перевозчиков на внешнем рынке, а также эффективного использования внешних и внутренних факторов и условий для транзита.
Другая важная задача - формирование единого внутреннего замкнутого и внешнего интегрированного транспортного пространства и соответствующей национальной инфраструктуры на основе главных магистралей, связывающих Восток-Запад и Север-Юг. При этом важно отметить, что направления развития транспортной системы четко увязаны с программами перспективного размещения производственных сил и территориального развития регионов страны.
В качестве приоритетной задачи мы также рассматриваем необходимость снижения транспортной составляющей в стоимости конечной продукции во внутреннем, транзитном и экспортно-импортном сообщении - путем совершенствования государственного регулирования, а также эффективной реализации транспортного транзитного потенциала и использования современных технологий.
Кроме того, нам в приоритетном порядке необходимо комплексно развивать отечественный рынок транспортных услуг.
И, наконец, мы будем принимать действенные меры по ускоренному формированию благоприятного инвестиционного климата в транспортном секторе страны.
Хочу особо отметить, что эти задачи положены в основу разрабатываемой в настоящее время Транспортной стратегии страны до 2015 года.
- Женис Махмудович, какие меры принимаются для создания и развития сети современных магистралей, позволяющих осуществлять континентальный и трансконтинентальный транзит в направлениях Север-Юг и Запад-Восток?
- Современная концепция развития сети международных магистралей, проходящих через Казахстан, основывается на трех приоритетных направлениях. Во-первых, это Россия, страны Европы и Балтии, затем следует назвать направление в Китай, Японию и страны Юго-Восточной Азии и, наконец, в страны Центральной Азии и Закавказья, Персидского залива и Турцию.
В каждом из указанных направлений существуют сложившиеся международные транспортные коридоры, включающие комплекс наземных и водных магистралей.
Особое место в транспортно-коммуникационном комплексе занимают два узла, расположенные на международных транспортных коридорах: переход Достык на востоке и порт Актау на западе страны.
Хочу напомнить, что принятая ранее и практически реализованная Программа развития международного пограничного пункта перехода Достык и участка "Актогай - Достык" на 2004-2005 годы позволила достичь по итогам 2004 года объема перевозок в 9,4 млн. тонн, а по итогам 2005 года - 11 млн. тонн. Программой развития станции Достык и железнодорожного участка "Актогай-Достык" на 2006-2012 годы планируется увеличение грузопотока до 25 млн. тонн.
Следует отметить, что через территорию Казахстана проходят 6 основных международных автомобильных коридоров, интегрированных в европейские и азиатские системы автодорог. В соответствии с Программой развития автодорожной отрасли на 2006-2012 годы мы планируем полное завершение реконструкции этих международных транзитных коридоров общей протяженностью 8 290 км к 2012 году.
Важное стратегическое значение на перспективу имеет казахстанская инициатива по созданию проекта "зеленого" автотранспортного коридора от Пекина до Берлина, работа над которым ведется в рамках кластерной программы. В соответствии с проектом, планируется обеспечить организацию бесперебойных контейнерных автоперевозок сообщением Китай - Казахстан - Европа. Объем предполагаемых перевозок составляет 80 тыс. контейнеров в год, с привлечением до 10 тыс. автотранспортных средств. В октябре 2005 года успешно прошел пробный автокараван по маршруту Пекин - Берлин - Брюссель.
Проведенная ранее реконструкция Актауского международного морского торгового порта позволяет Казахстану участвовать в двух важных международных транспортных коридорах - ТРАСЕКА и Север-Юг, позволяющих обеспечить выход в порты Каспийского, Черноморско-Средиземноморского и Балтийского бассейнов, страны Персидского залива и Юго-Восточной Азии.
В отрасли гражданской авиации в число приоритетных включены проекты по развитию трех узловых транзитных аэропортов-"хабов" Астана, Алматы и Атырау, реконструкции аэропортов Актобе, Шымкента, Павлодара, Актау, Костаная, развитию национального авиаперевозчика АО "Эйр Астана", а также увеличению парка воздушных судов типа Боинг-757, А-320/321.
- Какие современные технологии применяются для развития транспортной инфраструктуры страны? Есть ли среди них отечественные разработки?
- Безусловно, современные технологии являются важнейшими инструментами в развитии транспортной системы Казахстана. В частности, на железнодорожном транспорте с целью повышения уровня механизации путевых работ используется техника производства ряда крупных мировых компаний. Самая высокотехнологичная в основном эксплуатируется на участках с повышенными скоростями движения и на железнодорожных линиях, входящих в международные транспортные коридоры. Ведется работа по модернизации тепловозов новыми дизель-генераторными установками компании General Electric на базе отечественных локомотивных депо. На ремонтном заводе пассажирских вагонов АО "Ырысты-АЭВРЗ" налажен выпуск современных пассажирских вагонов, аналогичных европейским.
В сфере гражданской авиации проводится постоянная модернизация инфраструктуры аэропортов, приоритетными являются узловые, как уже было отмечено выше, - Астана, Алматы и Атырау.
При строительстве и реконструкции автомобильных дорог, наряду с традиционной, широко используется западная технология, в частности, при восстановлении асфальтобетонного покрытия. Уже несколько лет в Казахстане применяется метод холодного ресайклирования по технологии немецкой компании "WIRTGEN". При реконструкции автомагистралей "Астана-Челябинск", "Алматы-Хоргос" и других дорог, а также при реконструкции взлетно-посадочных полос аэропортов Алматы и Астаны с целью снижения трещинообразования и ликвидации пучин использовались геосинтетические материалы по опыту российских дорожников.
- Какие меры предпринимаются для обеспечения устойчивости и сбалансированности транспортного потенциала различных регионов страны?
- Совершенствование сети существующих дорог и строительство новых, обеспечивающих короткие связи между Западом и Востоком, Севером и Югом страны, а также развитие международного транзита через территорию Казахстана является необходимым условием экономического роста всех регионов и республики в целом.
Для повышения эффективности использования потенциала регионов и диверсификации региональной структуры экономики построены и введены в эксплуатацию железнодорожные линии "Аксу - Дегелен", "Хромтау - Алтынсарин", начато строительство линии "Шар - Усть-Каменогорск".
Немаловажную роль в развитии прикаспийского региона сыграет строительство железнодорожных участков "Мангышлак - Баутино" и "Ералиево - Курык". Приоритетными также являются проекты строительства новых железнодорожных линий "Бейнеу - Саксаульская" и "Жезказган - Саксаульская", имеющие огромное значение для транспортного, промышленного и социального развития Западного и Центрального регионов Казахстана.
Завершаются работы по реабилитации региональной автодороги "Алматы-Бишкек", что будет способствовать развитию транспортного сообщения с Кыргызской Республикой, что, в свою очередь, скажется и на увеличении транзита через территорию Казахстана.
- Женис Махмудович, каковы перспективы международного сотрудничества в развитии транзитного потенциала Казахстана с сопредельными государствами?
- Казахстан занимает активную позицию в международных организациях, участвует в соглашениях и договорах на различных уровнях, необходимых для дальнейшего развития транзитно-транспортного потенциала.
Сотрудничество в области железнодорожного транспорта осуществляется в рамках Центрального совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ и стран Балтии (ЦСЖТ) и Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), а также в соответствии с межправительственным Соглашением с Российской Федерацией об особенностях правового регулирования деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта.
Казахстан также участвует в создании безразрешительной системы проезда по территории стран Центральной Азии и Кавказа при осуществлении международных автомобильных перевозок, в том числе и транзитных. В настоящее время в соответствии с двусторонними межправительственными соглашениями уже действует безразрешительная система во взаимоотношениях с Кыргызстаном и Россией.
В целях повышения эффективности использования транзитно-транспортного потенциала государств-членов ЕврАзЭС, увеличения скорости доставки пассажиров и грузов, обеспечения перевозок экспортно-импортных и транзитных грузов, а также пассажиров, в марте 2005 года в г. Астане подписано Соглашение о проведении согласованной политики по формированию и развитию транспортных коридоров Евразийского экономического сообщества.
Кроме того, Казахстан участвует в Программе Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), объединяющей семь государств (Азербайджан, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Таджикистан и Узбекистан), а также шесть многосторонних финансовых институтов (АБР, ЕБРР, МВФ, ИБР, ПРООН и ВБ). В 2005 году к Программе ЦАРЭС присоединились Россия и Афганистан.
В расширении регионального сотрудничества немаловажную роль играет деятельность Проектной рабочей группы (ПРГ) - Транспорт и пересечение границ в рамках Специальной программы ООН для экономики Центральной Азии (СПЕКА), где Казахстан является председателем. Участие нашей страны в этом проекте способствует гармонизации и упрощению процедур пересечения границ автомобильным и железнодорожным транспортом в соответствии с международными конвенциями. |