Юлия Мамырбаева, "Известия-Казахстан", 3 марта
По оценкам экспертов, потребность Китая в импорте нефти существенно возрастет уже в ближайшие пять лет. В этой связи сегодня Поднебесная уделяет Казахстану особое внимание. Но пока, несмотря на растущие потребности КНР, казахстанский экспорт углеводородов на Восток не увеличивается. Специалисты говорят о необходимости введения новых трубопроводов, однако сейчас Казахстан не сможет полностью заполнить их топливом.
Проблемы стратегического партнерства Казахстана и Китая обсуждали вчера ведущие специалисты двух стран на международной конференции в Алма-Ате. Сегодня, по мнению китайской стороны, двусторонние отношения находятся на самом хорошем уровне за всю историю взаимодействия наших стран. Как отметил в своем выступлении заместитель председателя Комитета по регулированию торговой и туристской деятельности Министерства индустрии и торговли Имин Сабиров, в прошлом году товарооборот между нашими странами увеличился на 37 процентов. Хотя точные цифры эксперты берут под сомнение, поскольку статистические данные Казахстана и Китая по некоторым параметрам разительно отличаются.
– Китайская статистика иногда дает цифры, в два раза превышающие наши данные. Вероятно, потому, что у нас зачастую официально не учитывается шоп-туризм, – считает главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований Константин Сыроежкин.
На это высказывание довольно резко отреагировал представитель таможенных служб, посчитав его намеком на коррупцию среди представителей пропускных постов. По его мнению, несоответствие статистики связано с различными методиками, применяемыми в каждой из стран. "Видимо, весы разные", – последовала реплика из зала, и на этом прения о разнице данных прекратились.
Как неоднократно отмечали представители обеих сторон, приоритетным направлением казахстанско-китайских отношений сегодня является сотрудничество в сфере энергоресурсов. Сейчас основным видом топлива в Китае считается уголь, но официальный Пекин уже говорит о пересмотре энергетической политики.
По оценке экспертов, через пять лет потребность Китая в импорте нефти возрастет до 200 миллионов тонн в год, а к 2020-му увеличится еще на пятьдесят миллионов тонн.
Уже в прошлом году импорт нефти в Китае превысил 100 миллионов тонн, причем основная часть "черного золота" поступает с Ближнего Востока. Из стран ШОС при этом импортировано только 5 процентов. Зависимость КНР от стран ОПЕК очевидна, и специалисты считают этот фактор довольно рискованным, учитывая, что Ближний Восток – сегодня самый нестабильный регион в мире. В то же время Казахстан пока не может существенно увеличить экспорт нефти по нескольким причинам.
– Транспортировка нефти из Казахстана по железнодорожному пути, как это осуществляется сегодня, невыгодна Китаю, так как этот способ очень дорогостоящий. Кроме того, у казахстанской стороны не хватает нефтеналивных цистерн. Поэтому, несмотря на растущие потребности Китая в нефти, объемы казахстанского экспорта не возрастают. Трубопровод Атасу – Алашанькоу – первый, по которому подается не только казахстанская, но и сибирская нефть. Нужны дополнительные трубопроводы, но, чтобы их заполнить, в Казахстане недостаточно добываемой сегодня нефти. Нам нужно задействовать шельфовую нефть Каспия, – считает специалист по изучению Китая Института мировой экономики и политики Лейла Музапарова.
А пока недостающие объемы нефти, по мнению казахстанских специалистов, может восполнить Россия. Необходимо развивать и сотрудничество в области потребления природного газа, считает китайская сторона. Но в данной области, как считает эксперт Дун Сяоян, Казахстану нужно опираться не только на собственные ресурсы, но и на ресурсы России, Туркмении и Узбекистана. "Чтобы стать региональной державой в области энергоресурсов, Казахстан должен быть не только производителем и экспортером, но и транспортером", – говорит он.
Впрочем, энергоресурсы в казахстанско-китайских отношениях – приоритетное, но далеко не единственное направление сотрудничества. В обозримом будущем в Хоргосе будет построен первый в мире транснациональный бизнес-центр. Но, как отмечает китайская сторона, казахстанская дорога до Хоргоса сегодня не соответствует требованиям, хотя пропускная мощность этого пути растет год от года. Впрочем, как заверил вице-министр транспорта и коммуникаций Женис Касымбек, капитальный ремонт дороги Алма-Ата – Хоргос будет произведен в ближайшем будущем. Всего же на строительство и ремонт дорог в республике правительственной программой предусматривается более одного триллиона тенге. Он также отметил, что сейчас в Казахстане особое внимание уделяется улучшению транспортной инфраструктуры в направлении Китая. В частности, открываются новые направления авиаперелетов. До конца года должен решиться и вопрос с трансказахстанской железной дорогой, которая соединит Китай с Ираном.
В своем докладе Женис Касымбек также призвал китайскую делегацию обратить особое внимание на участие в инвестиционных проектах Казахстана в сфере транспорта. Хотя за все эти годы доля инвестиций со стороны Китая не превышала шести процентов. Исключение составил только прошлый год, что объясняется строительством трубопровода Атасу – Алашанькоу. Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что доля казахстанских вложений также невелика. В свою очередь пекинский эксперт в сфере отношений КНР и СНГ Су Хань, посетовал на то, что в многочисленных строительных объектах в Астане китайские компании практически не принимают участия. Он выразил надежду, что в будущем китайские строители смогут принять более активное участие в самой грандиозной стройке Казахстана. |