Астана. 15 апреля. ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН
Возврат национальной морской судоходной компанией Казахстана "Казмортрансфлот" республиканскому госпредприятию "Актауский международный морской торговый порт" (АММТП) трех арендуемых у него нефтеналивных причалов может привести к банкротству нацкомпании, заявил ее руководитель Марат Орманов.
"В случае, если "Казмортрансфлот" прекратит оперирование причалами номер 4, 5 и 9 порта Актау, наступит дефолт национальной морской судоходной компании, что поставит под угрозу дальнейшее развитие всего отечественного сектора морских грузоперевозок", - сказал он в субботу на расширенном отраслевом совещании в министерстве транспорта и коммуникаций Казахстана в Астане.
Руководитель компании напомнил, что данные нефтеналивные причалы в 2001 году постановлением правительства переданы "Казмортрансфлоту" в долгосрочный имущественный наем на 49 лет. В соответствии с взятыми обязательствами, компания "провела модернизацию и реконструкцию причалов, обошедшуюся в $6,3 млн., в том числе $1,3 млн. составили собственные средства" компании, отметил М.Орманов.
"Однако сейчас в правительстве рассматривается вопрос о возврате госпредприятию "АММТП" арендуемых причалов порта Актау из управления "Казмортрансфлота", - сообщил глава нацкомпании.
По его словам, оперирование данными причалами позволило "Казмортрансфлоту" привлечь заемные средства для выполнения инвестиционных проектов развития компании, в частности, "по строительству серии нефтеналивных танкеров, базы поддержки морских операций в Тупкараганском заливе, а также развитию флота поддержки морских операций".
Кроме того, "оперирование тремя из четырех нефтеналивных причалов порта послужило гарантией для международных судовладельцев при фрахте танкеров для организации перевозок нефти", сказал М.Орманов.
"В итоге только в текущем году "Казмортрансфлот" должен выплатить по своим обязательствам $8,3 млн. без учета начисляемых процентов. Таким образом, в случае передачи причалов компания не сможет произвести расчеты по своим обязательствам с кредиторами, в связи с чем необходимо будет выставлять на продажу свое имущество - имеющийся в собственности флот", - пояснил глава "Казмортрансфлота", добавив, что "далее могут последовать процедуры банкротства компании".
По его данным, эксплуатация арендуемых причалов приносит компании 60% дохода, или $6-7 млн. в год.
"Если данный вид доходов прекратится, ожидаемые убытки компании только в этом году составят более полумиллиарда тенге. Между тем планировалось, что в текущем году компания в виде капитальных вложений на развитие национального морского торгового флота должна направить 3,5 млрд. тенге", - подчеркнул он.
Текущий курс - 128/$1.
Глава "Казмортрансфлота" предлагает два выхода из сложившейся ситуации.
"Правительству необходимо ввести национальный режим для национального перевозчика - единственной в республике нацкомпании по морской транспортировке. Либо профинансировать строительство сухогрузного флота из республиканского бюджета, или же помочь нам иными способами господдержки", - считает М.Орманов.
С мнением М.Орманова не согласился участвовавший в работе совещания министр транспорта и коммуникаций Аскар Мамин. "Финансовая деятельность компании такова, что в случае перевода причалов порту вы станете банкротами.
А как же тогда ваша основная функция - перевозка нефти, разве это убыточная деятельность?" - вопросил министр, обращаясь к главе "Казмортрансфлота".
"Такое состояние компании - показатель неэффективного менеджмента. Иных причин я не вижу", - заключил А.Мамин.
"Казмортрансфлот" предоставляет комплексные услуги по поддержке работ для освоения шельфовых блоков на Каспии, включающие в себя разработку месторождений камня и транспортировку каменной породы по суше и морю. Для этих целей компания в конце 2003 года осуществила строительство базы поддержки морских операций в Тупкараганском заливе для консорциума Agip KCO, включающей причал, дорогу и площадки для складирования каменной породы. |