Астана, 31 мая
Сегодня, 31 мая, на пленарном заседании Мажилиса выступил с депутатским запросом депутат Мажилиса Орынбасар Калкабаев. Пресс-службой аппарата Мажилиса представляется полный текст этого запроса:
"Премьер-Министру Республики Казахстан г-ну Ахметову Д.К. Уважаемый Даниал Кенжетаевич! Обращаюсь к Вам с депутатским запросом по поводу тревожной ситуации, сложившейся в энергетике южных регионов страны. Известно, что при формировании бюджета на 2006 год Министерство энергетики и минеральных ресурсов подавало расчеты и заявку в межведомственную бюджетную комиссию с просьбой выделить из бюджета 2 млрд. 971 176 тысяч тенге для финансирования работы Жамбылской ГРЭС в осенне-зимний период. Заявка была отклонена по формальным причинам. При обсуждении проекта бюджета на 2006 год депутаты парламента все-таки добились решения о выделении 2 млрд. 274 216 тысяч тенге Жамбылской ГРЭС. Однако выделенных средств не хватило. Цена на мазут к ноябрю-январю 2005 года составила 175,57 долларов за тонну, против 113,52 долларов, заложенных в расчеты, а падение температуры воздуха привело к увеличению расхода топлива. Запасы мазута стремительно таяли. Все это время Правительство делало вид, что проблемы не существует. Чтобы обеспечить бесперебойное электроснабжение потребителей южных регионов Казахстана Жамбылская ГРЭС была вынуждена закупать топливо на собственные средства, фактические затраты по топливу на апрель 2006 года превысили выделенные из бюджета средства на 2 млрд. 450 тыс. тенге. Вообще ситуацию в электроэнергетическом секторе страны можно назвать критической. Вопреки громким декларациям о развитии этой отрасли, Правительством принимаются решения, которые в корне противоречат этим заявлениям. Так, на совещании 12 апреля 2006 года Вами дано поручение Министерству финансов и Министерству энергетики и минеральных ресурсов в месячный срок принять меры по выводу Капчагайской ГЭС из состава АО "АлматыПауэрКонсолидейтед" и передаче ее в государственную собственность. По оценке специалистов, вывод Капчагайской ГЭС из состава единого энергокомплекса города Алматы неминуемо приведет к ухудшению финансового состояния АПК, снизит надежность работы энергокомплекса, нарушит целостность системы электроснабжения региона. Как показывают расчеты, расходы АПК по закупу электрической энергии увеличатся как минимум на 2 млрд. тенге, что соответственно приведет к повышению тарифа на электроэнергию на 0,4 тенге за каждый кВт/ч. По некоторым данным, Капчагайскую ГЭС планируется передать в состав АО "КазКуат". Но в компании, существующей с марта 2005 года, работает не более двух десятков служащих. Объективно: компания не имеет необходимого опыта ни в строительстве, ни в эксплуатации электростанций. Однако именно ей Правительство поручило разработку технико-экономического обоснования проекта строительства Кербулакской ГЭС, выделив на эти цели 2 млн. долларов США из республиканского бюджета. В то же время в АПК работает около 7500 специалистов, обладающих большим опытом эксплуатации объектов электроснабжения. Более того, в составе АПК уже действует рабочая группа по строительству Кербулакской ГЭС, и 2 млн. долларов можно было сэкономить, поручив "Алматы Пауэр Консолидейтед" подготовить ТЭО за собственный счет. Но Правительство оказывает предпочтение "КазКуату". Почему? Ссылки на то, что средства выделены из госбюджета и поэтому должны быть освоены именно "государственной" компанией, необоснованны. Во-первых, АПК фактически также находится в руках государства. Во-вторых, Правительство в случае необходимости осуществляет поддержку не только государственных, но и частных структур. Например, Правительством были выданы гарантии на получение кредита, предназначенного для строительства Мойнакской ГЭС, одноименной компании. 49 процент ее акций принадлежит частному АО "Бірлік", владелец которого неизвестен. Государство же владеет лишь 51-ю процентами, которыми управляет все тот "КазКуат". Более того, АО "Мойнакская ГЭС" было передано государственное имущество - объекты начального цикла строительства гидроэлектростанции на реке Чарын (об этом говорится в Постановлении Правительства РК № 161 от 22 февраля 2005 года). На основании ст. 27 Конституционного Закона Республики Казахстан "О парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" прошу Вас ответить на следующие вопросы: 1. Какими мотивами руководствовалось Правительство, принимая решение, ведущее к ухудшению технологического и финансово-экономического состояния энергокомплекса города Алматы, нарушению надежного функционирования энергосистемы региона? 2. Кому конкретно планируется передать Капчагайскую ГЭС после вывода ее из состава АПК? Это будет частная или государственная компания? Если частная, то кто будет нести персональную ответственность за передачу такого стратегически важного объекта в частную собственность? Если государственная, то чем она лучше АПК, фактически находящегося в руках государства? 3. Чем объясняется непоследовательность в действиях Правительства, которое, с одной стороны, фактически осуществило частичную приватизацию еще не построенной Мойнакской ГЭС, а с другой - пытается национализировать Капчагайскую ГЭС, нарушая тем самым целостность алматинской энергосистемы? 4. Прошу рассмотреть вопрос о включении в корректируемый республиканский бюджет 2 млрд. 450 тыс. тенге в качестве компенсационных выплат Жамбылской ГРЭС за обеспечение стабильного энергоснабжения южных регионов Казахстана в осенне-зимний период 2006 года". |