NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 13:25 ast
11:25 msk

Арман Дунаев: Стратегия АФН прежняя - защита прав потребителей
"Я думаю, в этой ситуации для финансового рынка Казахстана наступают времена, когда можно объективно оценить, насколько банковская система подвержена внешним или внутренним шокам, насколько устойчива и адекватна"
05.06.2006 / экономика

Алевтина ДОНСКИХ, "Казахстанская правда", 2 июня

При всех самых благожелательных и высоких оценках развития банковского сектора Казахстана иностранные аналитики неустанно говорят и о нарастании рисков в системе, обусловленных как ростом внешних заимствований, особенно краткосрочных, так и ростом ссудного портфеля и кредитованием нерезидентов, то есть размещением активов за рубежом. Естественными в этой ситуации выглядят намерения регулирующих органов ввести те или иные ограничения, которые, что тоже естественно, не вызывают оптимизма у банков. Дебаты разгораются достаточно жаркие, поэтому обсуждения намерений АФН, Нацбанка проходят с участием Ассоциации финансистов Казахстана. Нельзя сказать, что здесь достижим абсолютный компромисс, и понятно, что точку в дискуссии все-таки поставит регулятор. "Может быть, это парадоксально прозвучит, но цели и задачи банков второго уровня и регулирующего органа могут не совпадать. Все-таки, не забывайте, главная задача АФН - защита прав потребителей финансового рынка". Это напоминание и стало основным лейтмотивом интервью, которое "Казахстанской правде" дал председатель Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Арман ДУНАЕВ.

- Арман Галиаскарович, поскольку для вас это интервью - "премьера" в нашей газете в новом качестве, то вопрос закономерный: что-то изменилось в задачах, принципах, подходах АФН и в связи с изменением ситуации на рынке, и с вашим приходом?

- Мы начали разговор с рисков банковской системы. Они предопределяются многими факторами, в том числе тенденциями мировых товарных рынков. Аналитики сходятся во мнении, что высокие цены на минеральные ресурсы - основные статьи казахстанского экспорта - сохранятся в краткосрочной, а может быть, и в среднесрочной перспективах. Это может повлечь за собой приток валютных поступлений в финансовый сектор республики. В связи с этим НБ РК и Правительству необходимо будет рассмотреть возможность применения наиболее эффективных мер стерилизации валютных поступлений. Я думаю, в этой ситуации для финансового рынка Казахстана наступают времена, когда можно объективно оценить, насколько банковская система подвержена внешним или внутренним шокам, насколько устойчива и адекватна. Иными словами, речь идет о глобальном мониторинге сектора. Но главная стратегия АФН кардинально не меняется. Она определена основной задачей финансового сектора, который призван обеспечивать достижение глобальной цели - вхождение Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. С этим связаны вопросы и стратегического характера - вступление в ВТО и все интеграционные инициативы. Другой осью координат становится задача совершенствования параметров финансового рынка с учетом мировой практики. Сейчас же речь идет только об изменении тактических подходов к пруденциальному регулированию. Все предпринимаемые нами меры, точнее комплекс мер, носят косвенный характер, напрямую не ограничивая деятельность банков.

- Тем не менее несогласие с АФН звучит. Какие из мер подвергаются критике и чем вы аргументируете принимаемые агентством непопулярные меры?

- Конечно же, это вопрос регулирования роста внешних заимствований отечественных банков. В текущем году нами предполагается ввести их оптимальные параметры с учетом складывающейся ситуации, экономической целесообразности и международной практики. Отмечу, что именно этот вопрос обсуждался наиболее бурно. Вплоть до 27 мая, когда правлением НБ РК были приняты поправки в правила о минимальных резервных требованиях, в соответствии с которыми пересмотрены расчет и размер минимальных резервных требований.

В тот же день правление АФН приняло постановление о внесении изменений и дополнений в инструкцию о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня. Документ предусматривает установление лимитов валютной ликвидности. В частности, лимит текущей валютной ликвидности устанавливается в размере не менее 0,9 и рассчитывается как отношение среднемесячного размера высоколиквидных активов в иностранной валюте к среднемесячному размеру обязательств до востребования в этой же иностранной валюте. Лимит краткосрочной валютной ликвидности устанавливается в размере не менее 0,8. Здесь по активам и пассивам определен срок до погашения - до трех месяцев включительно. А также лимит среднесрочной валютной ликвидности устанавливается в размере не менее 0,6. Расчет ведется по обязательствам с оставшимся сроком до погашения до одного года включительно. То есть банки имеют возможность покрыть свои обязательства: активы должны соответствовать пассивам в каждой категории срочности.

Постановление предусматривает и уменьшение лимитов открытой валютной позиции (длинной и короткой) по иностранным валютам стран, имеющих суверенный рейтинг не ниже "А" агентства "Standard&Poor’s" или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, и валюте евро с 15 процентов величины собственного капитала банка до 12,5 процента и валютной нетто-позиции с 30 процентов величины собственного капитала банка до 25 процентов.

Думаю, эти меры будут стимулировать снижение внешних обязательств банковского сектора и тем самым уменьшение его внешнего валового долга.

Суть же вносимых изменений проста: хотите привлекать краткосрочные займы за рубежом - приведите ваш капитал в соответствие с объемами заимствования. Причем, подчеркну, речь идет только о внешних займах. Пока же только объем краткосрочных обязательств перед нерезидентами к первому апреля превысил 800 миллиардов тенге. И в случае какого-то системного кризиса ситуация станет критичной для ряда наших банков, объем собственных капиталов которых не позволит ответить по обязательствам. Ну а дефолт по обязательствам может привести к негативным последствиям в целом. Например, к пересмотру лимитов для Казахстана и региона, кредиторы могут потребовать досрочного погашения.

Кроме того, нормативным правовым актом предусматривается взвешивание ипотечных жилищных займов по степени риска в зависимости от отношения суммы предоставленного ипотечного жилищного займа к стоимости залога. Это соответствует международной практике и объективно оценивает риски, связанные с кредитованием недвижимости.

- Но привести капиталы в соответствие с требованиями АФН в одночасье сложно: речь не о ста тенге...

- Поэтому мы даем банкам возможность - переходный период, в течение которого можно диверсифицировать портфель, увеличить долю займов с более долгим сроком погашения, нарастить свой капитал. Я еще раз подчеркну, что наши меры ни в коей мере не ограничивают деятельность банков. Требование увеличить собственный капитал - самая правильная мера регуляторного характера. И второе примечание: эти меры будут применены ко всему банковскому сектору. А не выборочно, как, может быть, хотелось некоторым. Мы провели предварительный стресс-тест и пришли к выводу, что по первому лимиту все банки будут соответствовать нормативу. А вот по краткосрочной и среднесрочной позициям некоторые банки будут испытывать трудности. Но у них еще есть возможность диверсифицировать свои риски. Мы понимаем и принимаем звучащую в адрес АФН критику, но мы не можем рассматривать меры пруденциального регулирования применительно к отдельным банкам. Думаю, после того, как документ пройдет регистрацию в Министерстве юстиции, нормы вступят в силу, и дискуссии на эту тему будут завершены.

Знаете, я бы сравнил сегодняшнюю ситуацию на финансовом рынке с ситуацией на городских дорогах в час пик. Когда светофор (а для нас - стандартное базовое законодательство, писанное под штатную ситуацию) не справляется с автопотоком, то на перекресток выходит регулировщик и перенаправляет потоки, исходя из целесообразности, ситуации, безопасности. Так поступаем и мы - регулировщики для финансового потока, изменяя нормативы и предваряя аварийные ситуации.

- Но есть опасение, не даст ли регулировщик "обратный ход" этому потоку? Можно так и развитие экономики остановить...

- Надо смотреть, куда направляются деньги. Например, если принять всю сумму средств, привлеченных банками второго уровня в 2005 году за сто процентов, то в Казахстане из этого объема осталось не более трети. Все остальное ушло на финансирование проектов за рубежом. Понятно, что банки хотят зарабатывать, кредитуя экономики соседних стран, но это должно соизмеряться с рисками как коммерческими, так и страновыми. А у нас, если к 1 января 2005 года объем зарубежных вложений наших банков составил 496 миллиардов тенге, то к началу текущего он превысил 1,1 триллиона тенге. Это наша новая реальность, с которой необходимо считаться. В минувшем году АФН предприняло меры, позволяющие снизить степень рисков: была повышена норма взвешивания рисков при кредитовании нерезидентов с рейтингом ниже "ВВ" со 100 до 150 процентов. И если по итогам минувшего года объем размещений за рубежом вырос на 140 процентов, то с начала текущего года этот показатель с "минусом" - 3,1 процента. АФН не собирается ограничивать зарубежную деятельность банков, но если риски высоки, то в соответствии с действующими нормативами мы будем требовать формирования дополнительных резервов. Отмечу, что эта мера соответствует международной практике и новому Базельскому соглашению по капиталу.

- По-прежнему остаются актуальными для АФН проблемы прозрачности банковской системы, концентрация. Как решались эти вопросы, что делается, что предстоит сделать?

- Во исполнение поручений Главы государства разработан и вступил в силу закон, регулирующий вопросы лицензирования и консолидированного надзора.

Документ дает трактовку понятий "контроль", "банковский конгломерат". Первое понятие служит повышению прозрачности структуры собственников банков и контролирующих их структур, а также позволяет определить масштаб банковского конгломерата, что дает возможность АФН более эффективно осуществлять надзорные функции на консолидированной основе. Второе понятие позволяет оценить риски, связанные с деятельностью других участников конгломерата, которые могут повлиять на деятельность банка.

Мы используем и иные - доверительные и добровольные, я бы сказал, формы отношений. Нами был разработан и 17 банкам предложен меморандум о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам повышения прозрачности деятельности банка. Каждый из банков внес в документ какие-то свои коррективы, но в итоге мы его подписали с девятью банками. Документ предусматривает раскрытие информации (некоторой - публично). В частности, по собственникам, аффилиированным лицам, содержит требования к деловой и профессиональной квалификации руководящих работников крупного участника и банковского холдинга. Могу сказать, что уже несколько банков условия меморандума выполняют, и мы получили от них соответствующие материалы.

- В последнее время много говорят о возможном нарастании конкуренции на внутреннем рынке, что связывают с приходом в Казахстан иностранных банков. Однако, похоже, приход задерживается?

- Могу сказать, что пока документы российских и других иностранных банков для получения разрешения на открытие дочерних банков в Казахстане не поступали. Не считая разрешения, выданного в соответствии с ноябрьским постановлением правления АФН Сберегательному банку России на приобретение дочерней организации АО "TEXAKABANK". Однако до сих пор приобретение не осуществлено. Но отмечая интерес и учитывая предстоящее вступление Казахстана в ВТО, в законодательстве республики в минувшем году были отменены ранее действовавшие ограничения на деятельность банков с иностранным участием. В том числе - по капиталу, членству в правлении.

Отмечу также, что требования к пакету документов, финансовому состоянию, прозрачности потенциальных инвесторов как для акционеров - резидентов РК, так и акционеров - нерезидентов РК, желающих приобрести статус банковского холдинга или крупного участника банка, а также банков, создающих дочерние банки в Казахстане, одинаковы. Различия сводятся к необходимости наличия у юридических лиц - нерезидентов РК долгосрочного рейтинга не ниже присвоенного суверенного рейтинга нашей республике. Отдельно хотелось бы отметить, что в настоящее время проявляется заинтересованность к отечественному страховому сектору со стороны российских инвесторов.

Мы полагаем, что приход финансовых организаций-нерезидентов в Казахстан - дело времени, поскольку их привлекают как политическая и экономическая устойчивость страны, так и рост доходов населения. Это хорошая основа для деятельности любого финансового учреждения. Мы же, в свою очередь, ожидаем усиления конкуренции на рынке, в том числе в вопросах управления. И это, думаю, будет способствовать укреплению устойчивости нашей финансовой системы в целом.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Денежные доходы населения растут 30.06.2006
Повышены тарифы монополистов на передачу электроэнергии и водоснабжение 30.06.2006
Корпорация "Казахмыс" сохранит объем добычи руды на уровне прошлого года 30.06.2006
Казахстанское село в зеркале статистики 29.06.2006
Стоимость контракта по поставке в Россию урана, добытого в Казахстане, превышает 1 млрд. долларов 29.06.2006
Пятна на "солнце" 29.06.2006
Два крупнейших акционера Arcelor одобрили слияние с Mittal Steel 29.06.2006
Создание холдинга "Самрук" не повлияет на рейтинги госкомпаний 28.06.2006
"О встрече в АФН РК крупных акционеров ВТБ в целях урегулирования конфликтной ситуации" 28.06.2006
Юань не хочет дорожать 28.06.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz