NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 20:17 ast
18:17 msk

Азербайджанский гамбит
В минувшее воскресенье английский танкер "Хавторн", зафрахтованный знаменитой компанией "Бритиш Петролеум", покинул турецкий глубоководный порт Джейхан, приняв на борт первую партию азербайджанской нефти
07.06.2006 / экономика

Вадим ТИМОХИН, "Красная звезда", 7 июня

В минувшее воскресенье английский танкер "Хавторн", зафрахтованный знаменитой компанией "Бритиш Петролеум", покинул турецкий глубоководный порт Джейхан, приняв на борт первую партию азербайджанской нефти. Она закуплена не менее известной американской компанией "ЭксонМобил". Это долгожданное на мировом рынке нефти событие знаменует собой начало реальной работы транскавказского экспортного трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД).

СООРУЖЕНИЕ трубопровода длиной 1.767 километров и стоимостью 4 миллиарда долларов, полученных от крупнейших мировых банков, стало самым масштабным проектом западного нефтяного бизнеса на постсоветском пространстве. Пропускная способность трубопровода составляет 50 млн. т нефти в год, т.е. один миллион баррелей в сутки (для сравнения: общий объем поставок нефти на мировой рынок составляет около 85 млн. баррелей в день).

Нефтепровод проходит по территории трех стран: Азербайджана - 443 км, Грузии - 248 км, Турции - 1.076 км. Основными акционерами являются "Бритиш Петролеум" (30,1% акций), азербайджанская государственная нефтяная компания ГНКАР (25%), американская "Юнокал" (8,9%) , норвежская "Статойл" (8,7%) и турецкая ТПАО (6,53%).

И хотя торжественная церемония открытия нефтепровода с участием президентов Турции, Грузии и Азербайджана намечена только на 13 июля 2006 года в Джейхане, можно констатировать, что родившийся на Западе замысел проложить нефтяной маршрут каспийской нефти в обход России реализовать удалось.

Сама идея постройки экспортного трубопровода возникла еще в 90-е годы, когда администрация Клинтона на словах дружила с Россией, а на деле вела сложный сеанс одновременной геополитической игры сразу на нескольких досках на постсоветском пространстве, стремясь навсегда лишить Россию возможности возродиться как евразийская сверхдержава. Кавказ с прилегающим к нему Каспийским морем стал одной из площадок вытеснения "русского медведя" в его восточноевропейскую берлогу.

ВЫДВИЖЕНИЕ замысла направить нефть с открытых в на Каспии и в западном Казахстане месторождений на мировой рынок по неподконтрольному России маршруту мотивировали прежде всего геополитические интересы США и Великобритании. Именно эти две державы, действующие с конца XIX века на мировой арене, как правило, в тандеме, стремились, во-первых, максимально ослабить влияние России на Кавказе и в Каспийском регионе, во-вторых, поставить под свой контроль все поставки энергоресурсов и сырья с постсоветского пространства.

Разумеется, у замысла инициаторов проекта БТД были и чисто экономические мотивы – диверсифицировать источники экспорта энергоносителей, уменьшить зависимость от ближневосточной нефти, облегчить поставки каспийской нефти на мировой рынок, избежав пробок в проливе Босфор. Но экономика, как известно, и особенно нефть, всегда тесно переплетена с большой политикой.

Строительные работы по сооружению нефтепровода начались весной 2003 года - уже во времена республиканской администрации Буша-младшего. При участии американцев к финансированию подтянули банковский консорциум из 15 банков, и стройка пошла темпами первых советских пятилеток. Правда, в первоначальные сроки все же не уложились (стройку века собирались завершить в конце 2004 года, чтобы приступить к экспорту азербайджанской нефти из турецкого порта Джейхан во втором квартале 2005 года). Ввод в строй нефтепровода из-за трудностей, с которыми столкнулись строители, произошел на год позднее. Но все же на экономической карте мира появился новый экспортный трубопровод, меняющий отчасти конфигурацию мирового рынка нефти.

Проекту трубопровода на Джейхан существовала иная "антироссийская" альтернатива – азербайджанскую нефть можно было транспортировать по трубопроводу Одесса – Броды и далее через Польшу в Западную Европу. Для этого требовалось увеличить пропускную способность нефтепровода до грузинского порта Супса, а оттуда танкерами по Черному морю до Одессы. Эту идею усиленно проталкивал Киев. Но каспийскую нефть американские геополитики решили пустить на мировой рынок, минуя Украину. Возможно, главным пунктом ее назначения им видятся нефтеперерабатывающие заводы США, а не Евросоюза, усиление экономических позиций которого отнюдь не в американских интересах.

У АЗЕРБАЙДЖАНА существовала также возможность расширения сотрудничества с Россией (ежегодно из Баку перекачивалось в Новороссийск 2,5 млн. тонн нефти). Для этого требовалось расширить пропускную способность северного маршрута - нефтепровода Баку – Новороссийск. Но аргументы инициаторов БТД оказались более весомыми. Надо также отметить, что у Баку были некоторые основания для недовольства сотрудничеством с российской "Транснефтью". Азербайджанская нефть, имеющая более высокое качество, чем российские сорта, смешивалась с ними в общей трубе при транспортировке в Новороссийский порт, что приводило к снижению цены на нее на 4–5 долларов.

С экономической точки зрения обходящий Россию новый экспортный маршрут не наносит ей серьезных экономических потерь, так как и без азербайджанской нефти трубопроводная сеть нашей страны сегодня полностью загружена, а возможности морского пути из Новороссийска близки к исчерпанию из-за достижения турецкими проливами предела своих пропускных возможностей. Хотя с точки зрения геополитики БТД действительно дает США инструмент влияния на политику Баку и Тбилиси. У американцев появляется также дополнительный аргумент для расширения американского военного присутствия в Закавказье, т.е. регионе, который можно назвать чувствительным для России с точки зрения обеспечения ее национальной безопасности. Аргумент этот уже не нов: надо помогать армиям молодых государств обеспечить безопасность экспортного нефтепровода от "международного терроризма", который может вывести из строя "трубу" и дестабилизировать ситуацию на мировом рынке энергоресурсов.

По той же – геополитической - причине осталось нереализованным и предложение построить для каспийской нефти более дешевый экспортный нефтепровод через Иран на побережье Персидского залива. Его заблокировали США, цель которых контролировать если не все основные источники углеводородного сырья, то хотя бы главные маршруты его транспортировки на мировой рынок. Именно под давлением и при непосредственном участии Вашингтона был реализован экономически спорный проект БТД.

ПОЛНАЯ промышленная мощность нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан, повторимся, составляет 1 млн. баррелей нефти в сутки. Проект, по имеющимся расчетам, должен окупиться через 40 лет. Однако главная интрига проекта заключается в том, удастся ли вывести трубопровод на эту мощность и успеют ли западные компании и банки оправдать свои расходы.

Дело в том, что не существует полной ясности относительно перспектив добычи нефти в азербайджанском секторе Каспия, так как, по мнению некоторых экспертов, запасов, принадлежащих Азербайджану, может и не хватить для нормального функционирования трубопровода. Известно, например, что специалисты "Бритиш петролеум" спрогнозировали, что запасов нефти в Азербайджане при темпах годовой добычи порядка 15 миллионов тонн хватит на 67 лет. Нехитрый арифметический подсчет показывает, что при утроении добычи к 2010 году азербайджанская нефть закончится уже через 20 лет, т.е. значительно быстрее, чем требуется для окупаемости трубопровода. При этом надо также заметить, что на уровень 50 млн. тонн азербайджанским и английским нефтяникам надо еще выйти.

Сторонники БТД в свое оправдание указывают на огромные потенциальные возможности нефтяной отрасли Азербайджана. В печати обнародовались данные о том, что запасы азербайджанской нефти составляют приблизительно 10 млрд. тонн. Однако вопрос в том, какой процент из них может быть извлечен при нынешнем уровне добывающих технологий (по другим, более реалистичным оценкам, общие запасы Азербайджана составляют 3 - 5 млрд. тонн нефти и 5 трлн. кубометров газа). В блоке месторождений Азери - Чираг – Гюнешли, по оценке специалистов английской компании "Бритиш Петролеум", извлекаемых запасов нефти - 750 млн. тонн.

Азербайджан тем не менее полон оптимизма и надеется обрести к 2008 году способность экспортировать ежегодно 50 млн. тонн, что соответствует проектной мощности БТД. Пока же на 2006 год декларирована добыча 30 млн. тонн (в 2004 г. добыто 15 млн., в 2005 г. – 22 млн.), из которых внутри страны перерабатывается порядка 30 процентов. В прошлом году Азербайджан экспортировал всего 13 млн. т нефти. На вопрос, когда Баку все-таки выйдет на уровень экспортных возможностей в 50 млн. тонн и выйдет ли вообще, эксперты отвечают уклончиво. Поэтому широко разрекламированный нефтепровод рискует остаться не полностью заполненным, по крайней мере в ближайшее десятилетие.

Данные этого года свидетельствуют о слабой динамике роста добычи азербайджанской нефти. В январе-апреле 2006 года Азербайджанская международная операционная компания экспортировала 5,5 млн. тонн нефти, в том числе по трубопроводу Баку - Супса - 2,3 млн. тонн, а по трубопроводу Баку - Новороссийск – 1,3 млн., по железной дороге в грузинский порт Батуми отправлено 1,8 млн. тонн "черного золота".

НАИБОЛЬШУЮ эйфорию нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан вызывает в Тбилиси, где рассчитывают получить от реализации проекта экономические и политические дивиденды (транзитные доходы от прокачки нефти будут приносить ежегодно 65 млн. долларов, что для государства, живущего за счет дотаций Запада, немалые деньги). Именно Грузия со времен Шеварднадзе усиленно лоббировала сооружение нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан и газопровода Баку - Тбилиси - Эрзурум. Президент Грузии Михаил Саакашвили заявляет о том, что нефтепровод обеспечит Грузии энергетическую независимость от России. В 2005 году Саакашвили летал даже в Астану, где одной из основных тем переговоров стало именно заполнение БТД казахстанской нефтью.

Совместно с Азербайджаном Грузия участвует, кроме того, в проекте сооружения Южно-Кавказского газопровода (Баку - Тбилиси - Эрзурум), который должен быть введен в строй до конца этого года. Строится он опять-таки при участии западного капитала, так как потребовал инвестиций на сумму более чем 3 млрд. долларов. Его пропускная способность, позволяющая выйти на уровень рентабельности, составляет 6 млрд. куб. м газа в год (полная проектная мощность - 16 млрд. кубометров с перспективой доведения до 20 млрд.).

На газовом фронте планы тоже наполеоновские. По трубопроводу на Эрзурум в Баку собираются экспортировать природный газ с месторождения Шах-Дениз (доказанные запасы газа оцениваются почти в 1 трлн. куб. м), а также попутный газ с нефтяных месторождений Азери - Чираг- Гюнешли (120 млрд. кубометров). Но темпы увеличения добычи пока до конца не ясны (в апреле с.г. в стране добыто всего 518 млн. куб. м газа). Поэтому Азербайджан, планирующий, конкурируя с Россией, продавать природный газ и обогревать Западную Европу, вынужден пока продолжать покупать его у северного соседа. Республике, отметим, требуется в год не менее 12 млрд. кубометров "голубого топлива", а соседней Грузии – не менее 5 - 6 млрд.

Стоит также подчеркнуть, что Турции "голубое топливо" из Азербайджана не нужно. Турки получают 18 млрд. кубометров газа из России, 4,5 млрд. – из Ирана, еще 4,5 млрд. – в сжиженном виде из Алжира и Нигерии. Но у Анкары есть большое желание принять участие в геополитической игре на просторах Евразии. Наверное, срабатывает и финансовый мотив - получить дивиденды за транзит газа. Поэтому Турция провозглашает себя газотранспортными воротами, через которые азербайджанский и в перспективе, возможно, и центральноазиатский газ будут поступать в Южную Европу (Грецию и Италию), составляя конкуренцию российскому "Газпрому". Турки закупят в этом году 2 млрд. кубометров азербайджанского газа, а в 2007-м объем поставок вырастет до 6 – 7 млрд. кубометров.

УСПЕХ проекта БТД во многом будет зависеть от Казахстана, который сейчас усиленно пытаются убедить принять участие в наполнении трубы на Джейхан. Вторая интрига вокруг этого нефтепровода в том и заключается, согласится ли руководство Казахстана сделать ставку на этот проект и отказаться от расширения испытанного северного маршрута? По трубопроводу Тенгиз – российский порт Новороссийск сейчас экспортируется 32 млн. тонн казахстанской нефти с перспективой увеличения пропускной способности этой системы Каспийского трубопроводного консорциума до 67 млн. тонн.

Астана, судя по всему, приняла для себя решение участвовать в трубопроводном проекте БТД (Баку – Тбилиси – Джейхан), следуя стратегии диверсификации экспортных маршрутов. По крайней мере известно заявление первого вице-президента ведущей казахстанской нефтяной компании "КазМунайГаз" Жаксыбека Кулекеева, согласно которому к 2010 году "КазМунайГаз" намерена построить нефтепровод протяженностью 950 км от Искене (Атырауская область) до каспийского порта Курык, куда с мощного месторождения Кашаган будет поставляться 36 млн. тонн нефти в год (на первом этапе - 5 млн. тонн). Далее нефтеналивными судами ее будут перевозить в Баку и закачивать в трубопровод до Джейхана.

Насколько реальны эти планы – на сей счет у специалистов мнения разнятся. Скорее всего, танкерами будет переправляться на западный берег Каспия не более 10 млн. тонн, что соответствует нынешним экспортным возможностям Астаны, принимая ее обязательства по КТК и перед Китаем, а также внутренние потребности в нефтепродуктах. К тому же мечта западных инвесторов – нефтепровод по каспийскому дну – вряд ли реализуема из-за позиции Ирана по вопросу правового статуса Каспия и озабоченности России ситуацией с морской экологией.

Существует также проблема увеличения возможностей Бакинского международного морского порта, который планирует в 2006 году осуществить перевалку всего лишь 3 млн. тонн нефти и нефтепродуктов, что соответствует показателю прошлого года. Это пока предел его перевалочных возможностей.

Потенциальные экспортные возможности Казахстана, конечно, весьма велики. Сообщалось о намерениях этого государства довести добычу нефти к 2015 году до 150 млн. тонн (пока – 60 млн. тонн, план 2010 г. – 100 млн. тонн). Но каким будет основной экспортный маршрут казахстанской нефти, пока неясно, особенно учитывая заметное увеличение влияния Китая в центральноазиатском регионе и его заинтересованность в расширении экспорта нефти с западного направления. Только что введенный в строй нефтепровод Атасу – Алашанькоу - Душаньцзы позволит Китаю получать в перспективе из Казахстана до 20 млн. т нефти.

Возможно, что ожидаемое участие Нурсултана Назарбаева в торжественной церемонии в Джейхане в июле этого года позволит внести некоторую ясность в планы "центральноазиатского Кувейта". Хотя уже сейчас ясно, что Казахстан учтет пожелания своих западных партнеров и будет выделять какой-то объем нефти для заполнения БТД, чтобы помочь его инвесторам избежать финансового фиаско.

(Окончание следует.)


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Денежные доходы населения растут 30.06.2006
Повышены тарифы монополистов на передачу электроэнергии и водоснабжение 30.06.2006
Корпорация "Казахмыс" сохранит объем добычи руды на уровне прошлого года 30.06.2006
Казахстанское село в зеркале статистики 29.06.2006
Стоимость контракта по поставке в Россию урана, добытого в Казахстане, превышает 1 млрд. долларов 29.06.2006
Пятна на "солнце" 29.06.2006
Два крупнейших акционера Arcelor одобрили слияние с Mittal Steel 29.06.2006
Создание холдинга "Самрук" не повлияет на рейтинги госкомпаний 28.06.2006
"О встрече в АФН РК крупных акционеров ВТБ в целях урегулирования конфликтной ситуации" 28.06.2006
Юань не хочет дорожать 28.06.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz