Светлана Антончева, "Казахстанская правда", 9 июня
Слово "банкрот" часто воспринимается как приговор для предприятия. Шутка ли: все наработанное за долгие годы пойдет с молотка… Есть и те, кто не прочь сделать выгодный бизнес (причем не всегда легальный) за счет государственных активов. О необходимости совершенствования существующих систем банкротства и оздоровления нерентабельных предприятий не раз говорил Президент страны Нурсултан Назарбаев. Какие меры приняты? Можно ли избежать банкротства? И, наконец, есть ли жизнь после финансовой "смерти"? Об этом - интервью корреспондента "КП" с председателем Комитета по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов РК Сабыржаном БЕКБОСУНОВЫМ.
- Сабыржан Мадиевич, какие предприятия чаще всего попадают под удар? Влияет ли на это региональный фактор?
- Предпринимательство всегда сопряжено с риском потерь. По состоянию на первое января 2006 года в комитете зарегистрировано более трех тысяч потенциальных банкротов, их общая кредиторская задолженность - 65 307,5 миллиона тенге. Причем большая часть должников не имеет активов. В прошлом году почти 90 процентов ликвидированных компаний не обладали собственным имуществом и не платили налоги. К сожалению, из года в год их число продолжает расти…
Наибольшее количество неплатежеспособных предприятий приходится на крупные промышленные регионы: Карагандинскую, Восточно-Казахстанскую, Костанайскую области и город Алматы. Минимальная региональная база несостоятельных должников в Атырауской и Кызылординской областях.
В 2005-м завершены процедуры ликвидации в 2 959 организациях. Удовлетворение долгов кредиторов социальных очередей возросло на 7,1 процента, увеличились и поступления в бюджет. За предыдущие два года ликвидированы ОАО "Павлодарский машиностроительный завод", ОАО "Лисаковский ГОК", ГКП "Водопровод и канализация города Кокшетау" и другие крупные предприятия различных отраслей. В текущем году процедура банкротства применена к РГП "Мангистауский атомный энергетический комплекс", завершается конкурсное производство на ТОО "Актал Лтд" и ЗАО "Эйр Казахстан".
- Некоторые бизнесмены целенаправленно идут на банкротство, предварительно выводя активы, это их способ избежать ответственности перед кредиторами. Насколько часты подобные случаи в Казахстане и как бороться с таким лжепредпринимательством?
- К сожалению, руководство предприятий, входящих в стадию неплатежеспособности, очень часто старается до вмешательства властей передать свое имущество аффилиированным лицам и организациям. Наша же цель - вернуть эти активы в конкурсную массу. Но в такой работе есть ряд сложностей: во-первых, уголовным законодательством данная категория правонарушений отнесена к преступлениям небольшой тяжести, судебный процесс, как и само расследование, постоянно затягивается, а по истечении времени доказать факт ложного банкротства очень трудно.
Обращения в финансовую полицию в большинстве случаев заканчиваются отказом в возбуждении уголовного дела, потому что вышли все сроки, утеряны первоначальные документы, а вина тех или иных лиц просто недоказуема… И все же работа ведется. Так, общая сумма отчужденного имущества в отношении 62 организаций составила четыре миллиарда 762 миллиона тенге, из них возвращено 603,8 миллиона тенге. Но это еще не окончательные итоги.
Кстати, одна из задач назначаемых конкурсных управляющих - ознакомиться с прошлым и настоящим состоянием предприятия, проследить, были ли выведены активы и, в случае выявления фактов лжепредпринимательства и лжебанкротства, предъявить иск в суд.
- Выходит, от их деятельности зависит многое, но насколько она прозрачна?
- Я не отрицаю, что проблема назначения одних и тех же конкурсных управляющих на "благоприятные" объекты существует. Действительно, не каждый соглашается работать с "пустышками" - предприятиями без активов, которые нельзя выгодно продать. Раньше комитет должен был выбрать конкурсного управляющего из числа трех кандидатур, представляемых территориальными органами. В марте этого года в правила их назначения были внесены изменения. Теперь каждый территориальный орган комитета ведет свой реестр конкурсных управляющих. Назначение будет происходить только в порядке очередности. Если управляющий отказывается, он пропускает свою очередь и становится последним. При этом в головной комитет предоставляются выписка из реестра и письменное заявление.
Конкурсный управляющий с первого дня своей работы составляет список требований кредиторов, проводит инвентаризацию имущества с привлечением аудита, отчитываясь за все свои действия перед уполномоченным органом. Уже сейчас можно говорить о том, что механизм назначения и сама деятельность конкурсных управляющих достаточно прозрачны.
Кроме того, в этом году, внесением изменений в Закон "О банкротстве", введен институт внешнего наблюдения. Теперь комитет и любой кредитор смогут на начальном этапе, как только предприятие начинает "лихорадить", отслеживать, какие активы имеет предприятие-должник, чтобы не позволить их вывести и совершить сделки по ценам значительно ниже рыночных либо без достаточных оснований. Тем самым обеспечивается сохранность имущества и возрастает вероятность пресечения фиктивного банкротства.
Сейчас мы работаем над программой совершенствования системы управления процедурами банкротства. Будут вноситься соответствующие изменения в законодательную базу, в том числе в целях усиления меры ответственности управляющих на предприятиях.
- В Послании народу Казахстана Глава государства подверг критике ситуацию в курируемой вами сфере и обозначил основные направления для будущих реформ…
- Президент отметил, что Правительству необходимо создать прозрачную систему управления активами государства, провести инвентаризацию госсобственности и организовать единую для всей страны базу данных. В настоящее время наш комитет совместно с другими подразделениями Минфина проводит работу по исполнению этих и других поручений, озвученных в послании. В частности, совместно с Комитетом государственного имущества и приватизации мы определили подходы к решению проблем финансово-экономического оздоровления убыточных предприятий, а также к установлению прозрачных, единых критериев при рассмотрении вопроса об их реабилитации или банкротстве.
Уже прошли государственную регистрацию несколько оперативно разработанных нормативных правовых актов. Благодаря этому исключена возможность назначения одних и тех же конкурсных и реабилитационных управляющих при проведении процедуры банкротства.
Одним из важных направлений работы (в рамках предстоящей инвентаризации государственной собственности) станет формирование республиканской информационной базы по активам нерентабельных государственных предприятий, а также организация мониторинга и анализа состояния их платежеспособности. В результате будут выработаны согласованные с уполномоченными органами рекомендации для реабилитации компаний, как путем создания новых производств на основе инновационных технологий, так и перепрофилирования с учетом мирового опыта антикризисного управления и его адаптации к условиям современного Казахстана.
- Какой эффект от реализации нововведений на практике вы ожидаете?
- Все это, безусловно, позволит своевременно выводить экономику нерентабельных хозяйств из кризиса, пресекать практику "вымывания" государственных активов. Будут защищены как собственность должника, так и интересы кредиторов. Намечается рост доли реабилитируемых предприятий, создание эффективных хозяйствующих субъектов, новых рабочих мест, диверсификация производств и услуг, увеличение числа высококвалифицированных менеджеров.
- Значит, процедура реабилитации станет более частым явлением, чем банкротство? Есть ли сегодня удачные примеры ее осуществления?
- Конечно. Процедура банкротства, как говорится в Послании, должна быть самым последним шагом и применяться только при невозможности восстановления деятельности госпредприятия. Таким образом, наша работа сейчас больше ориентирована на реабилитацию. Предоставление государственной поддержки компаниям, испытывающим временные трудности, находящимся в тяжелом финансовом положении, - один из инструментов оздоровления всей казахстанской экономики. Комитет оказывает помощь должникам при составлении планов реабилитации, назначении реабилитационных управляющих. При этом время проведения процедуры увеличено с двух до трех лет, в течение которых предприятия освобождаются от уплаты штрафов и пени.
За последние три года через реабилитацию прошли 94 субъекта, платежеспособность 31 из них полностью восстановлена. В их числе - предприятия машиностроительной и обрабатывающей промышленности, например АО "Актюбинский завод силикатно-стеновых материалов". Удалось возродиться таким предприятиям оборонно-промышленного комплекса, как алматинское АО "Алатау" и АО "Омега" из Западно-Казахстанской области: здесь налажено производство, восстановлены утраченные связи с поставщиками, организован выпуск гражданской продукции. Обновленное ТОО "Костанай-Пластик" в настоящее время обеспечивает потребности рынка в производстве металлопластиковых окон и профилей. В том же городе после реабилитации продолжает успешно работать и крупная швейная фабрика "Большевичка"… И таких положительных примеров год от года становится все больше.
Замечу, что правильно и своевременно проведенная процедура банкротства - это как хирургическая операция, после которой экономика наполняется новыми силами, "оживает", избавляясь от участков, пораженных болезнью. Банкротство - неизбежное явление любого современного рынка, который использует несостоятельность в качестве инструмента перераспределения капитала и отражает объективные процессы структурной перестройки экономики. На базе компаний-банкротов создаются новые производства и налогооблагаемая база, сохраняются рабочие места. Судите сами: из общего числа ликвидированных организаций 1 470 сумели возобновить работу и перепрофилироваться на более рентабельное производство.
Институтом банкротства при ликвидации организаций, являющихся естественными монополистами, доминантами товарного рынка либо имеющих большое значение для экономики республики, решается и стратегическая задача. При таких банкротствах Правительство РК и государства ставят особые условия и дополнительные требования, которые позволяют защитить интересы граждан и имущественные комплексы важнейших объектов экономики страны, сохранить их структуру. |