Екатерина Голубкова, РБК, 16 июня
В среду заместитель министра промышленности и торговли Казахстана Кайрат Калимбетов, выступая на X Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, заявил, что Казахстан может принять участие в покупке принадлежащих правительству Латвии 38,62% акций нефтетерминала Ventspils nafta. В частности, интерес к активу проявляла государственная компания "КазМунайГаз". Латвийская сторона надеется, что Астана сможет договориться с Москвой о возобновлении экспорта российской нефти в направлении терминала. Российские эксперты менее оптимистичны: по их мнению, если какая-либо из российских компаний и решит снова начать экспорт через Вентспилс, то ей, скорее всего, помешает "Транснефть".
Правительство Латвии выставило на продажу свою часть в нефтетерминале Ventspils nafta в размере 38,62% акций. Они будут проданы единым лотом на открытом аукционе на Рижской фондовой бирже, точная дата торгов пока не определена. Начальная цена составляет 1,81 лата (около 3 долл.) за акцию. Через латвийский порт до 2001 года транспортировался основной объем российской нефти, предназначавшийся для стран Европы (не считая трубопроводного транспорта). Однако после разногласий между правительствами Латвии и России по вопросу цены Москва решила переориентировать экспортный поток в порт Приморск в Ленинградской области, а в 2001 году была пущена первая ветка Балтийской трубопроводной системы (БТС), построенной "Транснефтью". Вентспилс перестал использоваться российскими компаниями. Латвийская сторона надеется восстановить экспортный канал, но пока безуспешно.
Заместитель министра промышленности и торговли Казахстана Кайрат Калимбетов, выступая на X Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, заявил, что правительство страны может приобрести 38,62% акций латвийского предприятия Ventspils nafta. Планы по выходу на прибалтийский рынок подтвердил и бывший министр экономики Казахстана Масат Кабашев. По его словам, в ближайшее время Казахстан планирует создать собственные портовые нефтетерминалы в Азербайджане, Грузии, Латвии, Литве и Эстонии и развить транспортную систему. Соответствующие переговоры с правительствами этих стран уже ведутся, отметил он. Латвийские участники рынка полагают, что от лица правительства Казахстана может действовать государственная компания "КазМунайГаз", которая недавно проиграла в битве за литовский НПЗ Mazeikiu nafta польской компании PКN Orlen и закрыла собственное представительство в Литве. В конце мая бывший представитель "КазМунайГаза" в Литве Ариюс Катаускас заявил, что компания намерена "переориентировать" свой экспорт в одну из соседних республик.
Связаться с "КазМунайГазом" RBC daily не удалось. Однако, как заявил в начале июня в интервью латвийскому телевидению Олег Либман, бывший глава представительства компании в Литве, "КазМунайГаз" крайне заинтересован в экспорте нефти через порт в Вентспилсе и готов обеспечить ему "полную загрузку". По его словам, на данном этапе Латвия и Казахстан вырабатывают рекомендации по экспорту нефти, а в июле, во время визита президента страны Нурсултана Назарбаева в Латвию, могут быть достигнуты "вполне определенные договоренности". "Наш транзит преимущественно идет через Украину, Россию и Литву, но мы очень заинтересованы в развитии и латвийского маршрута", – сказал он. Г-н Либман отказался сообщить прогнозные объемы транспортируемой нефти, однако отметил, что они позволят заполнить латвийские порты "до отказа".
Министр экономики Латвии Айгарс Штокенбергс в интервью RBC daily не исключил, что акции порта может приобрести казахская компания. Однако он указал на то, что аукцион будет открытым и в нем смогут участвовать все желающие. То же сказала и пресс-секретарь Ventspils nafta Варта Гундега. Как стало известно RBC daily, акционеры Ventspils nafta не возражают против возможной покупки акций "КазМунайГазом" и считают это "логичным шагом", учитывая планы казахской стороны развивать экспорт через Вентспилс. В свою очередь, Варта Гундага не исключает, что если у порта сменится акционер, то российские компании могут в него "вернуться". По ее словам, уход российских компаний был "политическим". "Мы не знаем, что должно произойти, чтобы они вернулись. Но экспорт через Вентспилс выгоден всем – и нам, и России", – говорит пресс-секретарь Ventspils nafta.
Большинство опрошенных RBC daily компаний, транспортировавших нефть через латвийский порт, возвращаться в него не планируют. "Мы ушли в БТС, потому что это было выгоднее. Для нас нет никакой разницы, кто будет владельцем порта, наш уход не был политическим решением. Если "КазМунайГаз" предложит более выгодную цену, чем мы платим, поставляя нефть в БТС, мы рассмотрим этот вариант", – рассказал RBC daily начальник пресс-службы "ЛУКОЙЛа" Дмитрий Долгов. Он не смог назвать цену, которая заинтересовала бы компанию. Однако, по независимым экспертным оценкам, затраты при доставке тонны нефти через Приморск на 3–5 долл. меньше, чем через Вентспилс. В "Татнефти", "Роснефти" и ТНК-ВР RBC daily также сообщили, что транспортировка нефти через Латвию эти компании на данном этапе не интересует. Не интересен им и пакет акций Вентспилсского порта. Даже "Транснефти", еще до планов по БТС изучавшей возможность приобретения части активов Ventspils nafta, чтобы влиять на ценообразование в области транспортировки нефти и прекратить конфликт между Россией и Латвией по этому вопросу, сейчас порт не интересен. "Они слишком долго тянули с аукционом", – пояснил RBC daily вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев.
Таким образом, на акции еще несколько лет назад стратегически важного для транспортировки российской нефти Вентспилсского порта остается всего один претендент – казахская компания "КазМунайГаз". По мнению Михаила Зака из "Велес Капитала", поскольку компании не удалось купить Mazeikiu nafta из-за разногласий с "Транснефтью" по прокачке нефти, а казахи теперь – не самый сильный игрок на рынке и не угрожают интересам российских поставщиков нефти, то "Транснефть" вполне может разрешить прокачку нефти в направлении Вентспилса. Андрей Громадин из "МДМ-Банка" не исключает такого развития событий. Он напоминает, что БТС сильно загружена, и у "Транснефти" просто может не хватить мощностей для обслуживания объемов транспортировки "КазМунайГаза". По мнению латвийских участников рынка, Москве и Астане будет проще договориться, нежели Риге и Москве, отношения которых уже который год находятся в "натянутом" состоянии. |