Ерлан РАМАЗАНОВ, Сергей ХЕЦУРЯНИ, "Республика", 13 октября
На днях американская корпорация General Electric сообщила о подписании контракта на поставку магистральных тепловозов для нужд национальной компании "Казахстан темир жолы" Но, как следует из сообщений российских средств массовой информации, контракт подписан не с государственной компанией, а с частной – "Локомотив-Лизинг".
При всестороннем изучении информация о подписанном контракте порождает немалое количество вопросов. Странность заключается, к примеру, в том, что представители официальных кругов либо очень удивляются самому факту подписания подобного контракта, либо вообще отказываются комментировать ситуацию.
С кем договор?
Тем временем сумма договорных обязательств составляет $670-680 миллионов, а общий пакет, по мнению президента национальной железнодорожной компании "Казахстан темир жолы" Ерлана Атамкулова, достигает $1 млрд. Это крупнейшая для республики сделка, и уже хотя бы поэтому заключение договора с General Electric должно было стать темой номер один, во всяком случае среди экономической элиты Казахстана.
Однако нам не удалось найти ни одного человека, согласного прокомментировать это событие и прояснить некоторые моменты. Например, ответить на вопрос, из каких именно источников казахская сторона намерена финансировать проект. По полученным от близких к правительству структур данным, такие средства не заложены ни в республиканском бюджете, ни в бюджете "Казахстан темир жолы".
Потенциально единственным вариантом финансирования такого крупного проекта могли бы стать заемные средства. Однако у "Казахстан темир жолы" уже около $1 млрд. долговых обязательств. Мало того, холдинг "Самрук", куда входит "Казахстан темир жолы", запретил железнодорожной компании увеличивать свои долговые обязательства.
Сопоставляя этот факт с упорным молчанием госструктур и ведомств, многие эксперты уже высказывают предположение, что соглашение, если оно и подписано, General Electric на самом деле заключила не с государственной "Казахстан темир жолы", а некой частной компанией. При этом ее даже называют – якобы это "Локомотив-лизинг".
Логика отдыхает
Есть еще один момент, который вызывает удивление уже у технических специалистов. Тепловозы General Electric не проходили испытания в Казахстане, не известно, соответствуют ли они нормам и требованиям, существующим в стране, и будут ли подтверждены заявленные характеристики.
Но одно можно сказать с уверенностью: локомотивы серии "Evolution", которые предполагается поставлять в Казахстан, имеют существенный недостаток - завышенную нагрузку на рельсы. Она в полтора раза выше норматива, установленного самой "Казахстан темир жолы". Попросту говоря, эти локомотивы очень тяжелые. Следовательно, применение таких тепловозов в Казахстане невозможно, и перед началом эксплуатации потребуется их коренная реконструкция. Использование же локомотивов General Electric без реконструкции может существенно повлиять на состояние железнодорожных путей и в конечном счете привести к ускоренному выводу их из строя.
В этом контексте становится непонятным, зачем такие тепловозы компания "Локомотив-лизинг" собирается закупать у General Electric, если и сейчас ясно, что уже после первого года эксплуатации этих тепловозов Казахстану понадобится проводить дорогостоящую реконструкцию железнодорожного полотна? По самым приблизительным оценкам, стоимость такой реконструкции в десятки, если не в сотни раз превышает стоимость контракта с General Electric, что выходит за пределы всякой логики.
Из первых рук
Изложенные факты лишь усиливают и без того неясную ситуацию с контрактом на поставку американских тепловозов. Поэтому за разъяснениями мы решили обратиться непосредственно к руководству АО "НК "Казахстан темир жолы". Однако не только поговорить, но и просто застать кого-то в приемной высокого руководства нам так все эти дни и не удалось. Посчастливилось поговорить лишь с начальником управления по связям с общественностью АО "НК "Казахстан темир жолы" Шинар МАЛИК.
Правда, разговор с ней не внес никакой ясности в ситуацию – впрочем, судите сами:
- Шинар Маликовна, как Вы прокомментируете сделку по покупке локомотивов у General Electric?
– По этому вопросу вы можете послать нам официальный запрос по факсу. Потому что это актуальная тема, и многие ваши коллеги нас уже спрашивали и обращались к нам. А сейчас я вряд ли смогу вам что-либо прокомментировать, потому что не особо владею ситуацией.
- Нас на самом деле больше всего интересует такой вопрос: что это за фирма такая, "Локомотив-Лизинг"? По некоторой информации, именно с ней General Electric и заключила договор на поставку тепловозов.
– Я очень сожалею, но ничем не могу вам помочь, потому что не владею информацией.
- Скажите только, это не "дочка" "Казахстан темир жолы"?
– Вы знаете, без понятия.
…Гораздо больше ясности в ситуацию внес Константин НАЗАРОВ, директор по развитию казахстанского филиала компании General Electric.
- Не могли бы Вы дать комментарий по сделке между компанией General Electric и предприятием "Локомотив-Лизинг"?
– По данному соглашению у нас есть так называемый "non disclosure agreement" – пункт, который говорит о том, что мы не имеем права распространять информацию о данном соглашении. Почему это так? Потому что оператором проекта выступает компания "Казахстан темир жолы" в лице своей "дочки" АО "Локомотив-Лизинг"…
- Ну а хотя бы на какие-то общие вопросы Вы можете ответить? Например, в прессе появилась информация о том, что локомотивы Evolution не подходят для эксплуатации на наших железных дорогах. Как Вы можете это прокомментировать?
– Я даже скажу, откуда вы эту информацию взяли – она появилась в российской прессе. Но опять же комментировать я вам ничего по этому поводу не буду. "Казахстан темир жолы" намного лучше это откомментирует просто потому, что я не технический специалист.
Но, с точки зрения, здравого смысла вы сами подумайте, когда у нас пути рассчитаны на одну нагрузку, станет ли "Казахстан темир жолы" покупать локомотивы, которые предполагают нагрузку в полтора раза большую? То есть вы, допустим, как бизнес-менеджер, станете покупать машину, которая будет разрушать ваши дороги? Я так думаю, что нет.
К тому же то, что пишет российская пресса, не всегда является истиной. Потому что, вы сами, наверное, знаете, что есть статьи, которые определенным образом заказываются. Ведь это большая экономическая борьба. У нас есть определенные конкуренты, в частности российский "Трансмашхолдинг", и, соответственно, конкурентная борьба за такие крупные проекты идет очень жестокая и не всегда честная.
ОТ РЕДАКЦИИ – Наши поиски компании "Локомотив-лизинг" не увенчались успехом. Хотя именно в этой компании, по большому счету, должны компетентно ответить на все наши вопросы. Но мы не собираемся сдаваться, и о результатах очередного журналистского расследования обязательно расскажем нашим читателям. |