Адыльхан НУСУПОВ, "Экспресс-К", 17 октября
Министр финансов Казахстана сделала открытие. Весьма даже сенсационное. Лауреаты нобелевских премий, маститые зубры экономической науки в моих опешивших глазах просто-напросто померкли. Ну их с их "волнами Кондратьева", "точками роста", "кривыми Лафера".
По одноименному методу г-жи Коржовой все не просто, а очень просто. Оказывается, для того чтобы появилась конкуренция, достаточно поменять кураторов некоторых компаний!
В минувшее воскресенье в интервью итоговой программе телеагентства "Хабар" многоуважаемый министр финансов Коржова возмутилась затягиванием процесса передачи акций некоторых компаний из Минтранскома в "Самрук". В частности, она убеждена, что цены на авиабилеты будут и впредь дороги, так как Минтранском сам пишет правила и сам же контролирует. Мол, невыгодно этому ведомству снижение тарифов. А вот если перевести в "Самрук", то появится конкуренция и, как следствие, цены упадут.
Я как простой казахстанец, имеющий два высших образования, в том числе и экономическое, полон искреннего недоумения: это каким же таким чудным образом появится конкуренция? Меня, например, учили так: конкуренция развита лишь тогда, когда существует совершенная конкурентная среда. А она, среда, появляется лишь тогда, когда на рынке присутствует два, три, еще лучше десять хозяйствующих субъектов, действующих в одном сегменте. Например, как в банковском секторе. Никто же не жалуется, что, к примеру, в банке "N" уж очень дорогие финансовые продукты. Они абсолютно адекватны конъюнктуре. А не то клиенты уйдут в банк "Х".
От того, что финансовые потоки будет контролировать "Самрук", конкуренция не зародится. При всем моем уважении к г-ну Келимбетову и его недюжинным способностям. Неужели он умудрится заставить соперничать между собой: эскадрильи или экипажи? Уверен: при таком раскладе, когда авиакомпания, по сути, монополист, "Самрук" и пальцем не пошевелит, чтобы снизить тарифы. Такова природа предпринимательства. Пока есть возможность стричь купоны - их банально стригут. А потом преподносят как результат продвинутости менеджмента.
Правительство, возглавляемое Даниалом Ахметовым, в свое время приняло грамотное решение: создать еще одну авиакомпанию. Это было то ли в прошлом году, то ли в начале этого года. Но, к великому сожалению, этим все и закончилось. Жаль, конечно. Только тогда, когда появится реальная альтернатива, тарифы снизятся. Разумеется, при условии, что не будет сговора. Надеяться на другие варианты, как-то: совесть, патриотизм, высокий долг перед Родиной и народом или этика бизнеса - бесполезно.
Повторюсь: это противоречит природе предпринимательства.
...Журналисты часто ездят в командировки. Что по стране, что по заграницам. Знаете, там, за рубежом, воочию убеждаешься, что за многие продукты и услуги казахстанцы с лихвой переплачивают. Суть-то не в том, сколько ты зарабатываешь, а в том, сколько стоит жизнь. Можно "заколачивать" миллион и платить, скажем, миллион за булку хлеба. То есть конкуренция, за что ратует наш самый красивый министр финансов Казахстана (Загипа Балиева тоже самый красивый министр, но юстиции. - Авт.), - главный помощник правительства в борьбе с инфляцией, в борьбе за достойный уровень жизни. Потому как, по меткому выражению, инфляция - налог на бедность. И платим эту подать все мы исправно. Каждый день. Тут даже знакомый налоговик не "разведет".
Убежден: одними лишь монетарными методами ни Минфин, ни Нацбанк инфляцию не задушат. Одними лишь декларациями конкуренцию не зародишь. Нужны конкретные действия, например, создание второй межрегиональной авиакомпании. То, к чему призывает президент Казахстана. |