Светлана ШЕСТЕРНЕВА, "Панорама", 27 октября
В конце прошлого месяца в рамках визита главы государства Нурсултана Назарбаева в США президент АО "НК "Казахстан темiр жолы" Ерлан Атамкулов совместно с представителями компании "Дженерал Электрик" подписали ряд стратегических документов, связанных с обновлением тепловозного парка республики на общую сумму $650 млн. В частности, был подписан ряд соглашений о приобретении комплектов оборудования для сборки 300 тепловозов ES44ACi серии Evolution, передаче технологии по производству и покупке 10 тепловозов этой серии. Данная сделка призвана обеспечить полную замену тепловозного парка железной дороги Казахстана.
Крайняя изношенность казахстанского тепловозного парка, до недавнего времени составлявшая порядка 80%, стала серьезным препятствием для удовлетворения потребностей быстрорастущей экономики в перевозках и реализации транзитного потенциала страны. Тепловозы 2ТЭ10М, спроектированные в 60-е годы прошлого столетия, были недостаточно надежны и неэкономичны с позиций техобслуживания и расхода топлива, поэтому железнодорожники приняли решение обновить тяговый состав. В связи с ощутимыми временными и финансовыми затратами, а также невозможностью одновременного вывода из строя большого количества единиц локомотивов обновление парка проходило в два этапа.
На первом этапе модернизации, начавшемся в 1996 г., состоялась замена силового оборудования тепловоза, что практически обеспечило ему характеристики нового локомотива. В процессе эксплуатации первых семи секций модернизированных локомотивов с новым индексом 2ТЭ10МК была достигнута значительная экономия средств на их содержание, уменьшен расход топлива и дизельного масла. Эти тепловозы продолжают эксплуатироваться до сих пор.
Учитывая опыт, приобретенный в 2003 г., АО НК "Ћазаћстан темiр жолы" продолжила работы по модернизации тепловозов в более углубленном виде. Так, на втором этапе усовершенствования локомотив снабдили новым силовым, вспомогательным оборудованием и электронной системой управления и диагностики американской фирмы GE. В феврале 2004 г. первый модернизированный тепловоз 2ТЭ10МК с поездом, масса которого превышала существующую норму на 700 тонн, испытали на одном из самых трудных участков железной дороги - Кандагаш - Сексеул. Испытания подтвердили надежность и значительное улучшение технических характеристик, сокращение времени следования поездов по участку; кроме того, усовершенствованный 2ТЭ10МК наполовину сокращал расход масла и примерно на 20% - топлива. В настоящее время по отработанной схеме модернизированы 214 секций тепловозов, что позволило увеличить весовые нормы для грузовых поездов на участке Кандагаш-Сексеул с 3,5 до 4 тыс. тонн, на участке Кандагаш - Макат - с 4 до 4,5 тыс. тонн, на участке Сайутес - Мангистау - с 3,2 до 3,8 тыс. тонн.
Модернизация тепловозов позволила лишь поддержать имеющийся парк в технически исправном состоянии, однако при интенсивном росте объемов перевозок требовался тяговый подвижной состав нового поколения. Компания GE предложила для строительства в Казахстане тепловоз Evolution с асинхронным тяговым приводом, спроектированный с учетом современных требований. Сравнительный анализ показал, что предлагаемый двигатель GEVO является одним из лучших по своим технико-экономическим показателям. По мощности силовой установки и тягового двигателя Evolution значительно превосходит как казахстанский тепловоз 2ТЭ10МК, так и российский "Пересвет" серии 2ТЭ25К, при этом в номинальном режиме расходует на порядок меньше топлива и не превышает существующую нагрузку на рельс.
Как известно, в ближайшие два года близ Астаны будет построен Казахстанский тепловозосборочный завод, в функции которого также войдет сборка магистральных тепловозов серии Evolution. Как отмечает глава АО "НК "КТЖ" Ерлан Атамкулов, серийно-магистральные тепловозы с асинхронным тяговым приводом в настоящее время не выпускаются ни в одной из стран СНГ. "Казахстан является первой страной, подписавшей соглашение с GE на право производства и реализации тепловозов серии Evolution в другие страны. Это позволяет рассчитывать на возможность поставок современных тепловозов как на рынки стран Содружества, так и других стран. Главный партнер - компания General Electric достаточно долго работает в Казахстане, выпуская новые тепловозы как самостоятельно, так и в кооперации с другими компаниями. В настоящее время компанией выпущено более 2 тыс. магистральных тепловозов ES44ACi серии Evolution с асинхронным тяговым двигателем. Предложенная модель приемлема как для грузовых, так и для пассажирских перевозок на территории Казахстана", - подчеркнул г-н АТАМКУЛОВ.
Комплектующие для 300 тепловозов, предназначенных для сборки на новом предприятии, будут поставляться в РК в два этапа. Сначала основные и наиболее ответственные комплектующие части будут поступать с заводов GE, в дальнейшем, в рамках программы импортозамещения, изготовление большей части узлов и деталей будет освоено на отечественных предприятиях. Казахстанские специалисты, занятые в процессе сборки локомотивов, пройдут обучение на заводе-изготовителе. "Современные, экономичные локомотивы Evolution позволят нарастить объемы и качество перевозок, придадут импульс развития импортозамещению, создадут сотни новых рабочих мест и впервые в истории выведут нашу страну в число государств - экспортеров локомотивов", - уверен президент АО "НК "КТЖ". |