Кульпаш КОНЫРОВА, "Экспресс-К", 28 ноября
В число ведущих инвесторов нашей республики не вчера вошло дочернее предприятие национальной компании "КазМунайГаз" - акционерное общество "КазТрансГаз" (КТГ), вкладывающее свои накопления не только дома, но и за пределами страны. О сегодняшней работе и планах на данном направлении деятельности рассказывает генеральный директор "КазТрансГаза" Серик СУЛТАНГАЛИЕВ.
- Какими общими цифрами измеряется ваша инвестиционная деятельность в Казахстане и за рубежом?
- В Казахстане - 114 миллионов в пересчете на доллары, за рубежом - свыше 20 миллионов долларов США.
- Известно, что было разработано ТЭО газификации Алматы, но дальше дело не пошло. Найдено какое-то новое решение?
- Сегодня потребность в газе крупнейшего мегаполиса республики составляет более 760 миллионов кубометров. Из этого объема чуть менее трети (230-240 миллионов кубометров) потребляет население города. Но Алматы активно развивается и растет, отчего растут и потребности в газе. К 2009 году, по предварительным прогнозам, объем потребления газа увеличится в южной столице до 860 миллионов кубометров. В связи с этим была принята программа газификации города. Сейчас общая протяженность сетей газоснабжения Алматы составляет 3 235 км. Но это не предел. В этом году АО "Алматыгаз" уже приступило к строительству газопровода к котельной "Орбита", что позволит снизить нагрузку на существующий газопровод газораспределительной станции-1 по Саина - Фрунзе и значительно увеличить мощности котельной "Орбита". В ближайших планах газификация таких перспективных районов, как "Шаныраки" от NN 1 до NN 6, "Таугуль-3", "Акбулак", "Алгабас", "Калкаманы" от NN 1 до NN 4, "Алтын-бесик", "Мамыр", "Хан-Тенгри", "Дархан", "Улжан", "Байбесик", "Атырау" от NN 1 до NN 3, "Жана-Коктобе", "Думан" и "Думан-1", "Юбилейный", "КасПас", а также улиц Жарокова, Ходжанова, Майлина и проспекта Аль-Фараби. Во все это компании предстоит вложить 4,2 миллиарда тенге.
- А как идет строительство газотурбинных станций в Актюбинской и Западно-Казахстанской областях, где существует дефицит электроэнергии?
- Пока могу сказать, что решение этого вопроса - в перспективе, хотя в Западно-Казахстанской области уже завершают ввод газотурбинной установки. Хочу подчеркнуть, что строительство подобных станций - достаточно выгодный бизнес. Сегодня наша компания, имея в активе Амангельдинское месторождение, планирует увеличение добычи газа в Актюбинской и Западно-Казахстанской областях, где наблюдается значительный дефицит электроэнергии. Строительство газотурбинных станций - оптимальное решение этой проблемы для подобных регионов. Поэтому возникает необходимость в разработке республиканской комплексной программы строительства электростанций, работающих на газотурбинных установках.
- Одно время у нас в стране бурно обсуждался перевод автомобилей на газовое топливо, прежде всего в Алматы. Однако, несмотря на рост цен бензина и загрязнение атмосферы наших городов, сейчас эта тема как-то стихла. Неужели проблема утратила актуальность?
- Нет. Строительство газозаправочных станций остается одним из важных инвестиционных проектов. Оказанием агентских услуг в его реализации занимается наша "дочка" - АО "КазТрансГаз дистрибьюшн". Уже определены объем и статьи всех расходов этого проекта, который в настоящее время форсируем.
- "КазТрансГаз" стал одной из первых казахстанских компаний, вкладывающих свой капитал за границей. Вы начали с Кыргызстана, создав СП "КырКазГаз", а в мае текущего года стали владельцем "Тбилгаза". Расскажите, пожалуйста, о вашей инвестиционной деятельности за пределами республики подробнее.
- Главный итог нашей работы на сегодняшний день в соседней республике - это положительное решение вопроса о транзите природного газа через территорию Кыргызстана по газопроводу Бухарский газоносный район - Ташкент - Бишкек - Алматы, по которому сырье поставляется потребителям южных регионов нашей республики. В октябре прошлого года в Бишкеке в соответствии с инвестиционным соглашением был подписан акт приемопередачи в доверительное управление СП "КырКазГаз" активов кыргызстанского участка названного магистрального газопровода. "КазТрансГаз" уже выделил около двух миллионов долларов США, которые направляются на реконструкцию газопровода из Бухарского газоносного района и компрессорной станции "Сокулук КС-5А".
Что касается Грузии, то мы рассматриваем газовый рынок Тбилиси как один из перспективных, имеющих достаточные условия для обеспечения окупаемости инвестиций и получения прибыли. Меморандум о взаимопонимании между правительством Грузии и "КазТрансГазом" был подписан в конце прошлого года. В соответствии с ним также создано дочернее предприятие АО "КазТрансГаз - Тбилиси", которое теперь владеет газораспределительной сетью в столице Грузии общей протяженностью две тысячи километров. Компания обслуживает свыше 200 тысяч абонентов, три тысячи объектов коммунального назначения, а также около 400 промышленных предприятий. Но не обойтись без серьезной реконструкции и модернизации доставшегося нам хозяйства, которое, мягко говоря, находилось в запущенном состоянии. Общая сумма капитальных вложений, необходимая для реабилитации газовых сетей Тбилиси, по нашим подсчетам, составит в течение четырех лет 80 миллионов долларов. До конца года будет инвестировано до 20 миллионов. Наша цель - повысить долговечность газовых сетей, добиться бесперебойной и стабильной подачи газа,яуменьшить потериятоплива и обеспечить безаварийную работу всей системы.
- Было также объявлено, что "КазТрансГаз" намерен выкупать активы в Боснии и Герцеговине. На каком этапе эти планы?
- Да, наша компания вынашивает планы выйти на европейский энергетический рынок UCTE (благо, что у нас уже есть положительный опыт управления энергообъектами) за счет участия в энергетических проектах в Боснии и Герцеговине совместно с государственными компаниями этих стран Public Utility Company Elektroprivreda BIH и Public Utility Company Elektroprivreda HZ HB.
Правительство Боснии и Герцеговины объявило тендер по выбору стратегического партнера для участия в энергетических проектах. "КазТрансГаз" получил приглашение для участия в нем в августе текущего года. Мы направили свои предложения с обязательствами о привлечении инвестиций в строительство новых энергоблоков на двух ТЭЦ - "Тузла" и "Какань". И согласно информации, полученной от федерального министерства энергетики и горнодобывающей промышленности Боснии и Герцеговины, "КазТрансГаз" вошел в четверку финалистов проводимого тендера.
- Сейчас много споров о прокладке газопровода Казахстан - Китай. В частности, не исключен ли перенос сроков его строительства? Как вы оцениваете этот проект?
- Анализ развития китайского газового рынка обещает высокий рост спроса на газ. Так, согласно данным китайских специалистов, в течение предстоящих 20 лет спрос на природный газ в КНР будет возрастать ежегодно на 15 процентов. Потребление газа в Поднебесной с нынешних 45 миллиардов возрастет к 2030 году до 300 миллиардов кубометров. Поэтому китайский рынок достаточно привлекателен для нас. Причем мы сможем поставлять в эту страну не только казахстанский, но и туркменский газ, решая таким образом и вопрос диверсификации поставок. Так что проект газопровода Казахстан - Китай для нашей компании интересен. И мы намерены привлекать китайские компании к реализации новых газотранспортных проектов. Между нефтяными компаниями двух стран был подписан договор о строительстве газопровода Казахстан - Китай. В августе прошлого года "КазМунайГаз" и CNPC (Китайская нефтяная нацкомпания) заключили соглашение о совместной разработке обоснования инвестиций в строительство. Сейчас идет расчет будущих расходов сторон в этом проекте. Что касается сроков, то строительство газопровода обе компании намерены начать в 2008 году. Ввод в эксплуатацию первой очереди намечен в 2009 году. На этом этапе мы сможем транспортировать в Китай не менее 10 миллиардов кубометров газа в год. Полностью завершение строительства и ввод в эксплуатацию второй очереди намечены на 2012 год. Тогда мощность газопровода должна возрасти почти в три раза - до 30 миллиардов кубометров газа в год.
- Европа озабочена повышением своей энергетической безопасности и видит в Казахстане альтернативного России поставщика голубого топлива. Например, обсуждается вопрос строительства транскаспийского газопровода по территории пяти стран, включая Казахстан. Насколько это реально?
- Европейское направление остается для Казахстана, Туркменистана, Узбекистана и России, обладающих богатыми запасами голубого топлива, важнейшим с точки зрения развития бизнеса. Но экспорт именно казахстанского газа в Европу в силу нашего географического расположения (в глубине Евразии) осложнен необходимостью получения доступа к газотранспортной системе российского "Газпрома". А Россия, как известно, является основным экспортером природного газа на европейский рынок. За последние годы доля российского газа в общеевропейском потреблении составила 25-28 процентов. В сложившихся условиях мы прекрасно понимаем, что развитие газовой отрасли Казахстана невозможно без тесного сотрудничества с Россией.
Но в то же время мы находимся в поиске новых путей поставок углеводородного сырья на внешние рынки. И Казахстан, не секрет, проявляет интерес к строительству транскаспийского газопровода. Этот проект рассматривается в связи со строительством газопровода Баку - Тбилиси - Эрзурум. Казахстан сможет к нему присоединиться, если будет построен участок Актау - Баку по дну Каспийского моря. Опыт прокладки подобного газопровода уже есть - это "Голубой поток" по дну Черного моря. Новый проект одобрили не только его непосредственные участники (Туркмения, Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция, по территории которых должен проходить газопровод), но также Евросоюз и США. Однако наряду со сторонниками у этого проекта есть и противники, основной аргумент которых - экология Каспия. Так что пока эта идея на стадии обсуждения. В конце этого месяца в Астане должен состояться второй международный форум энергетиков, на котором одной из главных тем будет строительство транскаспийского газопровода. |