Кульпаш КОНЫРОВА, "Экспресс-К", 5 декабря
В парламенте республики идет активная работа над новым законопроектом, который, как обещает его разработчик Министерство энергетики и минеральных ресурсов РК, поможет навести порядок в отечественном нефтегазовом секторе. Речь идет о корректировке действующих законов "О нефти" и "О недрах и недропользовании", направленной на повышение ни много ни мало национальной безопасности. Суть поправок в том, чтобы Казахстан стал истинным хозяином своих недр, а за его спиной прекратилась спекуляция нефтяными месторождениями, равно как и дискриминация казахстанских граждан, товаров и услуг при освоении залежей.
Подоплека интриги
Мы уже сообщали об интриге, возникшей после публичного заявления министра энергетики и минеральных ресурсов РК Бактыкожи Измухамбетова ("ЭК" от 18 ноября т.г.). Напомним, выступая перед депутатами мажилиса, он сказал буквально следующее: "Минэнерго и я в первую очередь должны принять экстренные меры, чтобы приостановить соглашение по Каражанбасмунаю, чтобы его не рассматривали дальше".
Каражанбасмунай - старое, но еще лакомое нефтяное месторождение на Мангышлаке, на которое положили глаз компании сразу трех стран - российская "Лукойл", индийская ONGC и китайская государственная инвестиционная CITIC. Последняя предложила за месторождение малоизвестной компании Nations Energy почти 2 млрд долларов (!) и может стать его обладательницей. Завершение сделки намечено на конец текущего года.
В чем же дело, почему наша сторона, активно до этого сотрудничавшая с Поднебесной во многих нефтяных проектах, вдруг решила остановить эту сделку? Похоже, дело здесь вовсе не в пресловутой китайской экспансии, о которой так много пишут в последнее время. Скорее всего, Каражанбасмунай стал своеобразной критической массой, способной перевести наши взаимоотношения с иностранными инвесторами из количества в качество.
Вспомним, на заре независимости Казахстан не имел особых богатств, кроме тех, что сокрыты в его недрах. И чтобы привлечь инвестиции для подъема экономики, республика продала значительную часть своих месторождений, включая нефтяные. Их первыми покупателями стали крупные компании США, Европы и России.
С нарастанием казахстанской добычи и транспортировки черного золота активизировалась и борьба за расширение присутствия в нефтяном секторе республики. Масла в огонь подлили первые обнадеживающие результаты геологоразведки на казахстанском шельфе Каспия. И на рубеже 1990-2000 годов к пришедшим в нашу страну американцам, европейцам и россиянам прибавились представители нефтяного бизнеса Азии, включая энергоненасыщенные Китай и Индию. В итоге Казахстан стал местом столкновения энергетических аппетитов многих стран.
Возвращаясь к Каражанбасмунаю, обратим внимание в первую очередь на то, что же намерено предпринять правительство. Во время обсуждения корректировок закона "О недрах и недропользовании" министр энергетики Бактыкожа Измухамбетов подчеркнул: "Нам следует принять экстренные меры, чтобы приостановить сделку".
Экстренность состоит в том, с чего мы начали разговор, - в необходимости обеспечения и повышения национальной безопасности. Если для нее возникает угроза, то, как гласит одна из предлагаемых поправок, государство может отказать в продаже прав на недропользование. "Заявителю может быть отказано в данном праве, если предоставление права недропользования такому лицу повлечет концентрацию прав в рамках контракта и концентрации прав на проведение операций в области недропользования", - уточнил казахстанский министр.
То есть речь идет о сохранении равных условий присутствия инвесторов в нефтяном секторе и об исключении преобладания одних над другими, неважно, будь то компании США, Европы, России, Индии, Китая или любой другой страны.
В связи с этим Минэнерго предлагает существенно расширить перечень сведений, которые каждый претендент на наши недра должен представлять для участия и допуска к конкурсу на покупку того или иного месторождения. "Эти сведения включают в себя данные об участниках-акционерах заявителя, юридического лица с указанием размера их доли в уставном капитале от общего количества голосующих акций", - сообщил Измухамбетов.
Противодействие концентрации (по сути, монополизации) наших природных богатств в одних руках, что чревато возможностью контроля извне вплоть до политического уровня и даже ограничения суверенитета Казахстана, - не единственный шаг, на котором настаивают авторы совершенствования нефтяного законодательства.
Продолжение - в следующем номере "ЭК"
-----
Кто в доме хозяин?
Кульпаш КОНЫРОВА, "Экспресс-К", 6 декабря
Продолжение.
Мы продолжаем отслеживать идущую в мажилисе корректировку законов "О нефти" и "О недрах и недропользовании", направленную на наведение порядка в отечественном нефтегазовом секторе. Наряду с поставленной задачей предотвратить концентрацию наших природных ресурсов узким кругом недропользователей, о чем мы рассказывали во вчерашнем номере "ЭК", следующая основная цель корректировки - устранение при освоении недр дискриминации наших граждан, товаров и услуг.
Министерство энергетики и минеральных ресурсов РК намерено увеличить так называемое казахстанское содержание (доля отечественных товаров и услуг на разработке недр) в нефтегазовом секторе и усилить свой контроль над соответствующими конкурсами, чтобы добиться их прозрачности.
Бедные родственники, или Made in Kazakhstan
Как говорят специалисты, мировой рынок нефти не где-то далеко, а уже здесь, в Казахстане. Наши запасы и перспективы, которые сулит Каспий, привели к нам нефтяные компании с мировыми именами: Agip, Сhevron, Total, Eni, ConocoPhillips, Inpex, CNPC... Нефтяной сектор республики стал настоящим Клондайком для пришедших сюда инвесторов. И речь идет не только о прибылях от продажи нефти, цена на которую на мировом рынке сегодня высока, но и о возврате инвестиций.
В отчетах иностранных компаний, ведущих добычу черного золота в Казахстане, указывается, что казахстанское содержание в их проектах составляет от 30 до 40 процентов. Но львиную долю в этих объемах составляют малозначащие для экономики нашей страны услуги и товары. В основном это... песок (!), продукты питания, мелкие строительные работы... И лишь 1 процент приходится на продукцию отечественного машиностроения, включая нефтегазовое.
Между тем нефтяную отрасль у нас любят сравнивать с локомотивом, который должен вытянуть за собой остальные отрасли экономики. Подъем в нефтяном секторе позволяет надеяться на такое развитие событий. К 2015 году Казахстан рассчитывает увеличить добычу нефти до 150 млн тонн. Казалось бы, это должно внушать надежды и на то, что пойдут в рост заказы на отечественное оборудование, товары и услуги. Но, увы, дело обстоит совсем не так.
Как правило, заказы, например, на то же нефтегазовое оборудование акулы нефтяного бизнеса предпочитают отдавать своим же землякам, тоже крупным иностранным компаниям. В первые годы это касалось не только техники. Из-за моря к нам поставлялось все, начиная от спецодежды до продуктов питания и даже... ваты. А получить заказ казахстанским производителям от иностранных нефтяных компаний проблематично, жалуются руководители наших заводов.
Главная выдвигаемая иностранцами причина - несоответствие казахстанских товаров и услуг принятым международным стандартам качества на высокотехнологичные виды продукции. Проблема серьезная, но решаемая.
Казахстанские производители собирают и заполняют целые тома документов для получения, например, стандарта ISO 9000, внедрение которого занимает как минимум 1,5 года. Но иностранные инвесторы как заказывали, так и заказывают почти все необходимое зарубежным компаниям. А получение заказа от иностранного инвестора, разрабатывающего наши недра, отечественным предприятиям по-прежнему напоминает завоевание расположения капризной девушки, которая ставит все новые и новые условия претенденту на ее руку.
Хотя сами казахстанские производственники, выпускающие, например, нефтегазовое оборудование, считают, что так называемая военная приемка, существовавшая во времена Союза на оборонных предприятиях республики, была на голову выше требований того же ISO 9000.
Новый законопроект должен устранить дискриминацию в отношении казахстанских товаров, работ и услуг. Как заявил депутатам министр энергетики Бактыкожа Измухамбетов во время презентации нового документа, одна из поправок "исключает требование о соответствии казахстанских товаров, работ и услуг государственным или международным стандартам как условия их приобретения при проведении операций по недропользованию". "Это связано с тем, что данная норма противоречит закону РК "О техническом регулировании", согласно которому стандарты относятся к документам, соблюдение которых носит добровольный характер", - уточнил министр.
Еще один немаловажный аспект вносимых поправок - обеспечение прозрачности закупок. Министр сообщил, что будет усилен государственный контроль во время проведения соответствующих конкурсов. "В частности, предусматривается расширение функций уполномоченных органов в лице Минэнерго и Мининдустрии", - заявил Измухамбетов. "В обязанности недропользователей вменяется представление уполномоченному органу в области госрегулирования торгово-индустриальной политики ежеквартальной отчетности о закупках по утвержденным им формам", - сказал он.
Но казахстанское содержание - это не только товары и услуги, это еще и наши граждане, которые заняты в нефтегазовом секторе. Известные события на Тенгизе, где произошла драка между казахстанскими и турецкими рабочими, - синдром тревожный. Главная причина - неравная оплата и условия труда.
Министр энергетики сообщил, что из закона "О недрах" намечено исключить норму, согласно которой в контракте должен быть указан уровень зарплаты, индексируемой исходя из официальной ставки рефинансирования Нацбанка РК. "Соотношения темпов роста реального уровня зарплаты и официальной ставки рефинансирования Национального банка РК не совпадают, поэтому данная норма может привести к дискриминации наемного персонала, зарплата которых будет жестко закреплена контрактом", - сказал Измухамбетов.
В качестве одного из путей решения проблемы дискриминации казахстанских рабочих министр видит создание специальной комиссии, которая будет решать, насколько обосновано привлечение иностранной рабочей силы на те или иные операции в нефтегазовом секторе. "В каждом контракте по каждому недропользованию можно предусмотреть в системе управления проектом квалификационную комиссию и определить, насколько обосновано привлечение иностранной рабочей силы по каждому виду работ", - сказал Бактыкожа Измухамбетов.
Вспомнив события на Тенгизе, министр привел пример из своего личного опыта: "В свое время я возглавлял казахстанско-турецкое предприятие "КазТуркМунай" - это было первое СП в нефтегазовом секторе. Турецкие коллеги скандалили и поднимали вопрос, чтобы увеличили их работникам зарплату в несколько раз. Но я сразу сказал: если ваш специалист работает больше меня в десять раз или лучше меня, докажите. Два года спорили, но мы смогли добиться того, что до сих пор зарплата одинаковая. То есть все зависит от позиции, которую занимает руководство компании".
Ратуя также за увеличение числа казахстанских специалистов в управленческом составе, чтобы они могли отстаивать интересы отечественных работников, министр уточнил: "Мы можем требовать адекватной зарплаты только для рабочих, но не для инженерно-технических работников. Сегодня есть технологические режимы, к которым мы не готовы, и узаконить одинаковую зарплату всем подряд мы не можем".
В ходе обсуждения поправок депутаты предложили свой вариант решения проблемы разницы в зарплате у казахстанских и иностранных рабочих. Его суть сводится к следующему. Существуют возмещаемые и невозмещаемые затраты. Зарплата относится к первым. И следует записать в законе, что если зарплата иностранных рабочих при всех равных условиях, то есть при равной квалификации, условиях труда и т. д., отличается более чем на 50 процентов от зарплаты казахстанского рабочего, то разницу в выплате необходимо исключать из возмещаемых затрат. То есть если иностранная компания хочет платить своим гражданам высокую зарплату, пусть платит из своих прибылей. Сейчас же платит иностранный инвестор своему соотечественнику, например, 3 тысячи долларов, а наше государство эти затраты возмещает...
Возникают закономерные вопросы. Не вызовет ли усиление контроля со стороны государства во время проведения конкурсов рост злоупотреблений со стороны госчиновников? Как скажется отмена соответствия международным стандартам на качестве наших товаров, которое, не секрет, пока нередко оставляет желать лучшего? Не противоречат ли такие меры цели Казахстана войти в ВТО? Наконец, насколько наши рабочие хуже или лучше иностранных коллег?
Окончание - в завтрашнем номере "ЭК" |