Кульпаш КОНЫРОВА, "Экспресс-К", 7 декабря
Окончание
Завершая разговор об идущей в парламенте корректировке двух важных законов, касающихся освоения казахстанских недр, мы не могли обойти вниманием тему предстоящего вступления нашей республики во Всемирную торговую организацию.
За равные права
А точнее, насколько предложенные Министерством энергетики и минеральных ресурсов РК поправки соответствуют нормам ВТО? На этот и другие вопросы "ЭК" отвечает один из участников рабочей группы по внесению изменений и дополнений в законодательные акты РК по вопросам недропользовавния и проведения нефтяных операций депутат мажилиса Владимир БОБРОВ.
- Владимир Яковлевич, насколько эффективно, на ваш взгляд, будут защищать интересы казахстанских производителей обновляемые законы?
- Не секрет, что многие иностранные недропользователи не заинтересованы в том, чтобы у нас появлялись промышленные предприятия, производящие нефтегазовое оборудование, росли сервисные услуги. Инвестиции забираются назад в виде товаров и оборудования, а также зарплаты своим же специалистам. Это так называемая возмещаемая часть затрат. Иностранные компании сегодня стараются заполнить эту часть своим содержанием, используя пробелы в казахстанском законодательстве. А новый законопроект должен обеспечить казахстанское содержание при разработке любого проекта недропользования. Но, как выяснилось, до сих пор нигде не было определено, что же составляет суть понятий "казахстанское содержание", "казахстанский производитель", "казахстанский товар", "казахстанский персонал"? Этот пробел в ходе заседаний рабочей группы мы постарались устранить. Поэтому впервые в законопроекте дается четкое толкование этих понятий. Приведу пример. Сегодня любая иностранная компания может зарегистрировать на территории республики свое предприятие со 100-процентным иностранным участием, например, в строительной сфере, и привезти 100 процентов своих рабочих. Будет это считаться казахстанским предприятием? Мы считаем, что нет. Мы говорим, неважно, кто хозяин, иностранный или казахстанский, главное, чтобы было определено, сколько казахстанского персонала должно быть в этой компании, 20 или 30, 50 или 80 процентов, чтобы считать ее отечественной. Параллельно возникает вопрос, что считать "казахстанским персоналом", четкое определение которого мы также даем.
- Казахстан готовится вступить в ВТО. Насколько, на ваш взгляд, предложенные поправки в отношении поддержки казахстанских товаропроизводителей соответствуют нормам этой организации?
- Сегодня иностранные компании проводят тендеры по закупу товаров, работ и услуг, а казахстанские товаропроизводители даже не знают об этом. Многие отечественные предприятия не могут участвовать в этом процессе, потому что просто не владеют информацией о том, какие товары и услуги необходимы недропользователям. Объявления об этом зачастую даются за рубежом. И мы хотим законодательно обязать иностранные компании проводить тендеры на территории Казахстана, сообщать об этом именно в казахстанских, а не зарубежных СМИ. Мы также законодательно хотим заставить иностранные компании регулярно предоставлять перечень товаров, услуг и работ, которые необходимы для выполнения того или иного проекта. Разве это противоречит международному законодательству? Мы хотим обязать компании использовать казахстанский реестр, чтобы они могли привлекать для участия в проектах наших товаропроизводителей, дабы последние могли поставлять товары и услуги на равных с иностранными компаниями условиях. Разве это противоречит принципам и нормам ВТО о равных правах всем? Мы не заставляем записывать в контрактах, что надо закупать, например, 50 или 60 процентов казахстанских товаров. Хотя в первоначальной редакции Минэнерго был такой момент. Во время работы над проектом мы предложили исправить эту норму. Наша задача - устранить дискриминацию, которая сегодня есть в отношении казахстанских производителей и товаров.
То же самое касается зарплаты казахстанских рабочих, которая в разы ниже, чем у иностранных. Поэтому мы в рамках рабочей группы решили, что в контрактах должны быть обязательно предусмотрены равные права, возможности и условия оплаты труда для казахстанских и иностранных рабочих, чтобы в будущем исключить конфликты на этой почве. Ведь последние события в Тенгизе были связаны не только с неравной зарплатой, но и с социальными вопросами. Условия казахстанских и иностранных рабочих были разными, не в пользу наших. Разве устранение дискриминации может противоречить нормам ВТО?
- Некоторые из поправок направлены на усиление контроля со стороны государства в конкурсах за право поставлять товары, предоставлять услуги и выполнять работы. Что скажете на этот счет?
- Новый законопроект усиливает права казахстанцев. Однако от закона до его реализации - большое расстояние. Даже действующее законодательство не предусматривает того, что сегодня позволяют себе иностранные компании по отношению к казахстанским рабочим. Поэтому мы считаем, что усиление контроля со стороны государства необходимо, и предлагаем уполномоченным органам контролировать оплату и условия труда на предприятиях.
- Можно ли считать заявление министра энергетики, что надо принять экстренные меры для приостановки соглашения о продаже месторождения Каражанбасмунай, связанным с обеспечением интересов национальной безопасности?
- С одной стороны - да, речь идет об интересах национальной безопасности. Но здесь прослеживается и второй момент. Насколько я владею информацией, стоимость сделки по Каражанбасмунаю составляет 1,9 миллиарда долларов плюс 400 миллионов долларов задолженность компании, которая владела им. Фактически получается 2,3 миллиарда долларов. Но стоят ли столько активы этой компании? Я сомневаюсь в этом, думаю, цена искусственно завышается. Поэтому государство должно иметь рычаги для ограничения подобных цен. Возможно, надо ввести в закон процедуру проведения независимой оценки, независимой экспертизы. Этот вопрос требует времени и тщательной проработки. |