Геннадий Бендицкий, "Время", 7 декабря
Говорят, что скандалы последнего времени вокруг казахстанских железных дорог - всего лишь следствие больших разборок между двумя влиятельными группировками, во главе каждой из которых стоят знаковые фигуры - руководитель "Казахстан темир жолы" Ерлан АТАМКУЛОВ, прославившийся своей непотопляемостью по делу о деньгах за аренду Байконура, и отставной генерал нацбезопасности и вообще видный деятель современности Кайрат САТЫБАЛДЫ.
Так ли это на самом деле - мы утверждать не беремся. Но факт остается фактом - последнее время про нашу родную казахстанскую железную дорогу и деньги, вращающиеся вокруг нее, то и дело всплывают истории одна другой непригляднее.
Сведущие люди знают, как качественно и особенно не напрягаясь можно втихаря делать на железной дороге немаленькие деньги. Еще не забыт громкий процесс трехлетней давности над тогдашним президентом "Казахстан темир жолы" Аблаем МЫРЗАХМЕТОВЫМ. Тогда выяснилось, что при нем на железной дороге воровали миллионами долларов. На закупках запчастей к локомотивам и вагонам, на списаниях шпал и рельсов, даже на рукавицах рабочих-путейцев, точное количество которых просто невозможно учесть, а разница даже в 1 тенге дает баснословную маржу снабженцам...
Но в нынешнем случае придумыванием подобных хитроумных комбинаций по перекачке денег из государственной казны в собственные карманы никто себя явно не утруждал.
...Сергазы МЕРГЕНБАЕВ, с недавних пор возглавлявший государственное АО "Багажные перевозки", сумел столкнуть с баланса возглавляемой им организации в частные руки несколько с виду очень неказистых объектов. В частности, два багажных терминала на станциях Алматы I и Алматы II, а также здание бывшей лаборатории связи по адресу: Алматы, ул. Фурманова, 1а, площадью 736 квадратных метров. Несмотря на то что АО на 100 процентов принадлежит государству, а значит, распоряжаться его собственностью имеет право только Комитет по госимуществу РК, никаких проблем с продажей объектов у Мергенбаева почему-то не возникло. Этому, скорее всего, поспособствовала созданная на железной дороге крайне разветвленная система всевозможных государственных АО и ТОО, имеющих еще массу филиалов. Помимо "Багажных перевозок" существуют АО "Жолсерик-Алматы" и АО "Жолаушилартранс" с филиалами "Жетысу" и "Алатау", АО "Пассажирская лизинговая вагонная компания", АО "Пассажирские перевозки" и АО "Пригородные перевозки". Все они принадлежат государству и входят в состав "Казахстан темир жолы". Но разобраться, кто из них кому Вася, совершенно невозможно. А их руководители тасуются как колода карт. И при всей этой чехарде нет ничего удивительного, что три объекта недвижимости из собственности железной дороги перешли во владение трех частных ТОО: "Служба доставки и сервиса SDS-3", "Алмаз Жол" и "S.A. Star Way". И как только на них свалилось такое счастье, они с энтузиазмом принялись оказывать всевозможные услуги. Причем не только предоставляя за деньги носильщиков и камеры хранения…
Вдруг оказалось, что в приватизированных ими трех зданиях остро нуждается... "Казахстан темир жолы", которая за их аренду готова щедро платить. Только за здание по адресу: ул. Фурманова, 1а, месячная арендная плата составила 1 миллион 473 тысячи 562 тенге. Причем частники выбивали эту сумму, посылая грозные письма, суля расторгнуть договор и выселить из помещений в течение трех дней. И знаете, чья подпись стояла под этими письмами? Директора ТОО "Служба доставки и сервиса SDS-3" Кантай МЕРГЕНБАЕВОЙ, супруги Сергазы Мергенбаева, руководителя принадлежащего государству АО "Багажные перевозки". И двумя другими частными компаниями, на которые снизошла благодать - ТОО "Алмаз Жол" и ТОО "S.A. Star Way", - также владеют его родственники. Финансовая полиция подсчитала, что только по Алматы на счета этих трех компаний железная дорога перечислила за аренду около 70 миллионов тенге. Против Сергазы Мергенбаева было возбуждено уголовное дело за хищение госсредств в особо крупных размерах. Но перспективы этого дела могут быть весьма туманными. Дело в том, что Мергенбаев не просто проштрафившийся чиновник, но и родственник президента "Казахстан темир жолы" Ерлана Атамкулова. Они - сваты...
Нескучно сейчас живется и тем, кто прибег к услугам отечественных грузовых перевозок. Вот уже четвертый месяц волнуются грузоперевозчики, температурят таможенные дилеры. А весь переполох - из-за телеграммы в несколько строчек, направленной "Казахстан темир жолы" на все станции стран СНГ и Балтии. Благодаря ей только в Прибалтике в обездвиженном состоянии оказались свыше 400 железнодорожных вагонов, контейнеров, железнодорожных платформ с грузами для Казахстана. Сколько грузовых составов "зависло" в других местах - пока не подсчитали. Но известно, что тысячи казахстанских предпринимателей оказались в большом убытке.
В той волшебной телеграмме указывается, что ввоз товара в Казахстан без сертификационных документов страны-грузополучателя категорически запрещен, его можно не отправлять, так как приниматься он нашей страной не будет. Но суть в том, что казахстанский сертификат можно получить, только пройдя серию экспертиз с товаром в самом Казахстане. А как это сделать, если товар сюда еще не пришел? Предприниматели кинулись оспаривать абсурдную директиву. Но эшелоны тем временем встали.
И тут, как по заказу, с 1 ноября НК "Казахстан темир жолы" подняла тарифы за простой вагонов. С третьих суток простоя теперь берут 20160 тенге против 2017 тенге по прежнему тарифу. То есть в десять раз больше...
А еще капают деньги за аренду контейнеров, принадлежащих "Казстрансервису", из расчета 25 долларов за сутки. Плюс оплата за услуги терминалов, где простаивают вагоны.
Но самое главное, что благодаря той телеграмме активизировался теневой рынок грузовых железнодорожных перевозок. Вот что рассказал мне председатель Ассоциации таможенных брокеров РК Геннадий ШЕСТАКОВ:
- Как только появилась эта телеграмма и грузовые эшелоны на всех границах встали на прикол, тут же возник еще больший дефицит контейнеров, платформ и вагонов. И суммы поборов за их выделение резко подскочили. Если до этого за выделение полувагона приходилось платить 50 долларов, то теперь сумма выросла до $100. За обычную 14-метровую платформу-фитинг, на которую встает один 40-фунтовый контейнер или три 20-тонных, надо дать на лапу 250 долларов. Иначе никуда не поедешь. Выходит, мзда выросла в четыре раза. Умножьте на объемы грузоперевозок - получатся миллионы долларов. Сразу становится понятно, кому было выгодно появление этой телеграммы. Вот вы верите, что такое могло произойти случайно?
В случайности в крупных денежных вопросах наша газета давно не верит. Особенно после того как мы узнали, что начиная с сентября НК "Казахстан темир жолы", выдавшая эту абсурдную телеграмму, несмотря на все жалобы предпринимателей, даже пальцем не пошевелила, чтобы хоть как-то изменить ситуацию. На мой вопрос, не пыталась ли Ассоциация таможенных брокеров выйти лично на президента НК "Казахстан темир жолы" Ерлана Атамкулова, Геннадий Шестаков горько усмехнулся: "Это тот случай, когда ни гора к Магомету не идет, ни самого Магомета к себе не допускает. Мы ж не клиенты, а источник финансирования". |