Ч.Али, Day.Az, 9 декабря
Эксклюзивное интервью Day.Az с Чрезвычайным и Полномочным Посолом Казахстана в Азербайджане Андаром Шукпутовым.
- Глава Азербайджана на днях заявил о возможности остановки транспортировки нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск в связи с намерением России повысить с 1 января 2007 года цену продажи газа для республики с $110 до $230 за тыс. кубометров. После этого в Москве прозвучала идея о том, что азербайджанскую нефть в этом трубопроводе может заменить нефть из Казахстана. Насколько это реально?
- Теоретически возможно все, но пока мне сложно ответить на этот вопрос, так как я впервые слышу о подобной инициативе.
- То есть этот вопрос пока всерьез в Астане не обсуждается?
- Дело в том, что действующие с участием Казахстана трубопроводы на данный момент, исходя из наших объемов нефти, вполне удовлетворяют наши потребности. Есть трубопровод КТК, причем есть планы по его расширению.
Мы построили трубопровод в китайском направлении, и, кстати, будем вводить дополнительные мощности. Есть также нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. То есть острой необходимости в дополнительном трубопроводе у нас нет. Мы обсуждаем разные варианты, но указанная инициатива для меня новость.
- Многие страны СНГ в штыки восприняли решение Москвы о переходе со своими партнерами из ближнего зарубежья, покупающим российский газ, на европейские цены. Усматриваете ли Вы в этом какие-либо политические мотивы?
- По-моему мнению, тут нет никакой политики. Это нормальное для любого государства дело строить свою экономику, исходя из собственных интересов. Ведь у нас нормальные рыночные отношения.
- На каком этапе в настоящее время находится процесс практического участия Казахстана в транспортировке своей нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан?
- Наше государство со своей стороны выполнило свои необходимые условия, на уровне двух президентов подписаны соглашения. Теперь надо создавать условия, дальше дело за хозяйствующими субъектами. А это уже как они договорятся…
- То есть в любом случае, БТД для Астаны по-прежнему остается одним из приоритетных направлений транспортировки казахстанской нефти на мировые рынки?
- Да. Причем, несмотря на то, что у нас есть уже действующие проекты, например, уже упомянутый мной нефтепровод на Китай. Он пока более эффективный. Что касается БТД, то та нефть, которую мы планируем транспортировать по этому нефтепроводу, пока не находится в промышленной разработке. Для этого понадобится еще пару лет. Но в любом случае, Баку-Тбилиси-Джейхан является одним из важных для нас направлений.
- Еще одним совместным, и достаточно крупным азербайджано-казахским проектом является создание в Баку терминала для приема зерна, привозимого из Казахстана. Как-то в СМИ прошла информация о том, что открытие терминала, мощностью в 500 тыс. - 800 тыс. тонн в год и стоимостью в $6 млн., запланировано на 15 декабря. Как обстоит дело с этим проектом сейчас?
- Здесь возникла некоторая задержка. Работы еще не завершены, но близятся к концу. Просто там есть проблемы чисто технического характера. Дело в том, что из-за плохой погоды в назначенное время не прибыл груз из Испании.
Оборудование идет из Испании, но транспортная компания не выполняет вовремя свои обязательства, и по этой причине возникла некоторая задержка. Но как бы то ни было, до конца года мы надеемся завершить все работы. |