Игорь Воротной, "Известия-Казахстан", 12 декабря
Министерство охраны окружающей среды (МООС) имеет претензии практически ко всем крупным предприятиям страны. Об этом на заседании коллегии своего ведомства заявил министр Нурлан Искаков, не исключивший, что в следующем году практика закрытий, приостановления и прекращения деятельности злостных нарушителей природоохранного законодательства будет перенесена на крупных природопользователей.
"У нас есть претензии не только к ТШО, у нас есть нарекания практически ко всем крупным предприятиям, и позиция министерства в следующем году – применять не только штрафы, но и другие меры ответственности природопользователей", – сказал Нурлан Искаков. Чуть позже он расшифровал эти "другие меры ответственности": по словам главы МООС, его ведомство в этом году уже начало в судебном порядке приостанавливать деятельность или вообще закрывать предприятия-нарушители по решению судов.
Правда, следует оговориться, что речь идет в основном о малых и средних предприятиях, крупных недропользователей "другие меры" не коснулись. Но только пока: Нурлан Искаков пояснил, что наше законодательство до сих пор ограничивало "зеленых" в вопросе судебных обращений, однако после вступления в силу Экологического кодекса ситуация должна кардинальным образом измениться. Напомним, что кодекс сейчас находится на рассмотрении в сенате, и до конца года вполне может быть не только одобрен парламентом, но и подписан президентом.
Если говорить о конкретных изменениях законодательства, ужесточающих ответственность недропользователей, то Нурлан Искаков привел такой пример: в рассматриваемый кодекс включена норма, согласно которой штрафы теперь будут платиться не за образование, а за размещение отходов. Напомним, что ранее предприятия оплачивали лишь тот объем отходов, который был накоплен ими за текущий год, то есть то обстоятельство, что накопленные годами ранее отходы негативно сказываются на состоянии экологической безопасности региона, в расчет не бралось и на размерах платежей не сказывалось. Теперь же придется платить не только за вновь образованные, но и за уже накопленные отходы. "Согласно этой норме, ТШО должен будет платить за все 9 миллионов тонн серы, скопившихся за годы его деятельности, а не за 1,6 миллиона тонн, которые он ежегодно оплачивает", – пояснил глава МООС.
Министр считает, что введение такого положения "подтолкнет все наши предприятия к тому, чтобы ликвидировать и перерабатывать существующие отходы, размещенные на их территориях и влияющие на окружающую среду". Вернувшись к теме возможного закрытия нарушителей законодательства по судебному решению, Нурлан Искаков подчеркнул, что его ведомство не пытается устроить передел собственности или пересмотр действующих контрактов. По его словам, практика закрытия предприятий, систематически нарушающих природоохранное законодательство, – "это не какието угрозы, это веление времени". "Во всем мире, особенно в развитых странах, предприятия должны или применять экологически чистую технологию, или закрываться", – подчеркнул глава МООС.
Еще одной "другой мерой" стал запрет, наложенный министром на увеличение объемов лимитируемых эмиссий в регионах. "Во всех документах предприятий есть оценка воздействия на окружающую среду, разработанная на пять лет. Там указывается конкретно: в этом году дайте мне квоту на этот объем, в следующем году я буду снижать на этот объем, и тем самым через пять лет я должен выйти на нормативный уровень предельно допустимой концентрации. У нас же идут те же объемы, и даже с увеличением", – пояснил ситуацию с запретом Нурлан Искаков. В результате неисполнения планов по снижению эмиссии, по его данным, только в текущем году увеличение объемов выбросов и количества размещаемых отходов в среднем по республике возросло на 9 %, а сброса загрязняющих веществ – на 8,5 %. В связи с этим территориальные управления министерства получили жесткую установку: предприятия должны снижать нагрузку на окружающую среду, а не получать дополнительные квоты. |