Канат БЕРЕНТАЕВ, "Литер", 6 февраля
Упадочное состояние казахстанской энергетики сегодня налицо. Очередными индикаторами стали бурное развитие страны и строительный бум. Если соблюдать все правила, нормы и стандарты, то подключать новые массивные объекты к действующим тепло- и электросетям уже нельзя.
Проблему нужно решать консолидированно, а не перекладывать заботу о строительстве новых ТЭЦ и модернизации старых на их владельцев или потребителей.
В первую очередь крайне необходимо национализировать всю казахстанскую энергетику. Государство должно понимать, что многие инфраструктурные вещи играют основополагающую роль в жизнеобеспечении и безопасности страны. Если сегодня слишком дорого полностью поменять передающее и генерирующее оборудование, то уж по крайней мере поддержать действующее – задача государства. А головная боль поставщика – своевременная подача товара или услуги потребителю. Но никак не наоборот.
Первую ошибку государственные мужи допустили еще тогда, когда только началось реформирование энергосистемы. Речь идет не только о передаче объектов частным инвесторам, но и о разделении генерирующих мощностей, линий передач и прочего. Если даже Агентство по регулированию естественных монополий введет инвестиционные тарифы, часть которых будут идти на развитие мощностей, ничего, кроме очередного роста цен, потребитель не получит.
По структуре затрат энергетическая составляющая постоянна для всех потребителей. Повышение тарифов без модернизации потребителя, то есть без его перехода на энергоэффективные технологии, приведет к выравниванию цен на более высоком уровне, росту цен. Я считаю, что рост цен нужно сдерживать, и даже фиксировать.
Проблемы изношенности оборудования не должны ложиться на плечи потребителей. Привести энергетику в стабильно рабочее состояние – задача государства. Значит, энергопроизводителям нужны государственные дотации. Для начала необходимо восстановить единую энергосистему. Парадокс, но при избытке энергии на севере юг страны испытывает серьезный дефицит.
Слишком много потерь в самих сетях. Еще в 90-е годы Министерство энергетики производило расчет. Выяснилось, что 20–30 процентов энергии теряется в низковольтных сетях сельской местности. Сейчас уже годы двухтысячные, а, стало быть, потери еще выше.
В этих условиях говорить о подключении к действующим сетям новых объектов кощунственно. Развитием энергетической инфраструктуры должно заниматься государство в лице местных органов. Фактически сейчас функции по выправлению ситуации разделили – такой-то орган будет заниматься таким вопросом, другой – этим. Занимается ли KEGOC модернизацией линий электропередач, я не знаю. Энергогенерирующие мощности практически растеклись по частным рукам. А у частника голова болит не о модернизации, а о том, как поддержать еле работающие объекты в рабочем состоянии. Строить новые мощности не на что.
Впечатление, что государство сложило с себя полномочия в сугубо государственном деле. Сегодня не имеет значения, какова форма собственности объекта электроэнергетики. Важнее, по-моему, чтобы города не погрузились однажды во тьму. А к этому все и идет. |