Владислав ШПАКОВ, "Экспресс-К", 7 февраля
Вчера в мажилисе состоялось заседание за "круглым столом", посвященное проблемам распространения в стране подписной печатной продукции. Главным фигурантом выступило АО "Казпочта". До физической экзекуции дело не дошло, а вот моральная, пожалуй, случилась. Специально для участия в заседании приехали представители региональных СМИ - в провинции издания закрываются одно за другим, будучи не в состоянии платить по тарифам "Казпочты". У более обеспеченных редакций тоже претензии: доставка свежих номеров по республике часто задерживается...
Необходимо оговориться, что услуги по распространению периодических печатных изданий оказываются у нас "в условиях конкурентного рынка", в связи с чем тарифы на них не регулируются. Однако прочие структуры, работающие в данном секторе "Казпочты", на самом-то деле неконкурентны. Она доминирующий оператор на рынке почтовой связи Казахстана (82 процента в 2005 году), фактически монополист. Но при этом только "Казпочта", как национальный оператор республики, предоставляет весь спектр почтовых услуг. Прочие занимаются только курьерскими доставками.
Таким образом, печатные СМИ просто связаны с "Казпочтой" как с единственным реально охватывающим рынок партнером, с другой стороны - самой "Казпочте" это партнерство нужно лишь, что называется, постольку-поскольку. У нее и без него хватает источников дохода. И то, что где-то из-за чрезмерно высоких тарифов закрываются газеты, руководство АО не особенно заботит.
Председатель правления "Казпочты" Даурен Молдагалиев попытался доказать, что это не так. Что существует ряд объективных причин, создающих упомянутые газетчиками проблемы. Во-первых, по его словам, недостаточно пунктов централизованного печатания (они есть только в семи городах из 14 областных центров, а также в Астане и Алматы). Во-вторых, отсутствует единый тариф на авиаперевозки. Наконец, растут тарифы на отправление почтовых грузов железнодорожным транспортом...
Вот тут его поймали на слове. Выяснилось, что в прошлом году, в то время как национальная компания "Казахстан темир жолы" (КТЖ) увеличила тариф на 10 процентов, "Казпочта" подняла его на 75! И коль уж речь зашла о железных дорогах, был приведен пример из той же области.
- КТЖ покрывает убытки от перевозки угля тарифами на транспортировку нефти, - напомнил мажилисмен Ерлан Нигматулин. - Таким образом, потребитель получает дешевый уголь и цена на электроэнергию не растет. Вы имеете все возможности субсидировать поставку прессы в регионы за счет прибыли от предоставления других услуг!
По мнению депутатов, доставка прессы в регионы должна относиться к разряду социально значимых услуг. Ведь зачастую в отдаленных селах и аулах жители имеют возможность черпать новости только из газет. А если периодические печатные издания закрываются или приходят с опозданием, то, откровенно говоря, ущемляется право граждан на получение информации.
Самое интересное, что при всех этих проблемах, "созданных рядом объективных причин", совокупный доход АО "Казпочта" за 2006 год вырос на 41 процент...
- Я воспринимаю это с гордостью, - заявил Молдагалиев, - так как был назначен на должность председателя правления всего год назад... |