Сауат Мынбаев, директор АО "Казахстанский холдинг по управлению государственными активами "Самрук", "Литер", 14 февраля
Год деятельности госхолдинга "Самрук" принес определенные достижения. Выросли не только финансовые результаты, но и ключевые производственные показатели, отражающие масштабы бизнеса компаний, входящих в состав холдинга.
Тем не менее у нас есть ряд проблемных вопросов, которые можно условно разделить на две группы. Концептуальные, по которым ясно, что они не могут быть решены в течение года, но по ним мы обязаны выработать общий сценарий вариантов решения и приступить к их поэтапной реализации. Вторая группа – это вопросы более конкретного характера.
К числу концептуальных вопросов относятся цены на электроэнергию. Да, нужен социально ответственный подход к тарифообразованию, но цена должна предполагать и возможность привлечения инвестиций в этот сектор. Речь идет не только о госхолдинге – энергетические мощности достаточно сильно изношены везде. Я уже не говорю о том, что без новых энергогенерирующих мощностей мы в ближайшем будущем не обойдемся. Необходимо разработать и утвердить на правительственном уровне прогнозный баланс электроэнергии с отражением реалистичной ценовой динамики на электроэнергию.
Кроме того, должен быть продолжен процесс ребалансирования тарифов на услуги связи. Без этого трудно говорить о развитии конкуренции и демонополизации телекоммуникационного рынка.
По государственным закупкам. Было бы все-таки правильным концептуально разграничить правовой режим закупок госучреждений и коммерческих организаций с государственной долей участия. Но поскольку закон уже находится в парламенте, то введение хотя бы трех положений частично решило бы проблему. Первое – юридические лица, добившиеся высокого установленного уровня кредитного рейтинга и рейтинга корпоративного управления, выводятся из сферы действия закона о госзакупках. Второе – введение понятия долгосрочного контракта. И третье – ежегодный аудит освободить от процедуры закупок.
Что касается категории конкретных вопросов, то необходимо решить проблему дотирования Жамбылской ГРЭС. Да, МЭМР, КМГ сделано много. Подписано трехстороннее соглашение, стабилизированы поставки газа, но и при этом средства бюджета, направляемые в АО "Казтрансгаз", недостаточны, к тому же поступают поздно. Ясно, что проблема будет оставаться до ввода новых энергетических мощностей. Поэтому важно хотя бы упорядочить отношения с бюджетом.
Также необходимо принять правительственное решение о предоставлении или непредоставлении государственной гарантии в размере 100 млн долларов под заем Государственного банка развития Китая в целях реализации проекта строительства Мойнакской ГЭС. Нерешение этого вопроса приведет к дефолту в размере 25 млн долларов по займу БРК, привлеченному в 2005 году.
Есть поручение главы государства по ускоренной телефонизации нетелефонизированных сельских населенных пунктов, что предполагает наличие права использования частоты в 450 МГц. Существующий оператор не выполнил инвестиционных обязательств. Для АО "Казахтелеком" этот вопрос также не решен.
Кстати, на сегодня назначен полномасштабный запуск сети третьего оператора сотовой связи. Mobile Telecom Service в структуре АО "Казахтелеком" на базе стандарта GSM-900 будет развивать торговую марку NeoTelecom. Предполагается, что этот оператор привлечет не менее 700 тысяч абонентов уже к концу года. |