www.cnews.ru, 21 февраля
В Казахстане начал работу третий оператор сотовой связи стандарта GSM – Mobile Telecom Service, построивший свою сеть на основе оборудования компании Ericsson. Новая компания, являющаяся "дочкой" национального оператора сети телекоммуникаций АО "Казахтелеком", по мнению ряда специалистов, создана в том числе и для противостояния растущим аппетитам "Билайна" на сотовом рынке страны.
В середине февраля состоялся официальный выход на сотовый рынок Казахстана третьего GSM-оператора, которым стал Mobile Telecom Service, дочерняя компания национального оператора телекоммуникаций "Казахтелеком" (аналог российского "Связьинвеста"). Новый игрок будет работать под брэндом NeoTelecom. Поставщиком оборудования для коммутации, радиосети и передачи данных выбрана компания Ericsson, которая также предоставит услуги по монтажу и развертыванию сети мобильной связи.
Современная высокотехнологичная сеть поддерживает такие стандарты связи, как GSM, GPRS и EDGE. Решение Ericsson Mobile Softswitch, впервые поставленное в Казахстан для реализации данного проекта, позволяет Mobile Telecom Service обеспечивать качество традиционных голосовых услуг, уменьшать затраты на содержание сети, и подготавливает ее к последующей миграции к сетям связи третьего поколения (3G).
Специалисты считают, что выход на рынок альтернативного оператора связан с желанием усилить конкуренцию на рынке услуг сотовой связи и снизить тарифы на данный вид услуг. В настоящее время в стране действуют два крупных оператора мобильной связи стандарта GSM – "GSM Казахстан" (с торговыми марками K"cell и Activ), 49% акций которого принадлежит "Казахтелекому", и компания KarTel (с торговыми марками K-Mobile и Beeline) – ей владеет "ВымпелКом". Оба оператора на конец 2006 г. имели примерно по 4 млн абонентов, но в начале текущего года "дочке" "ВымпелКома" удалось оторваться от конкурента. Кроме того, в стране действует CDMA-оператор "Алтел" (торговые марки Dalacom и PAThWORD) с абонентской базой около 500 тыс. абонентов (по оценкам iKS-Consulting), считающийся дочерней компанией "Казахтелекома".
Казахстанские эксперты поначалу недоумевали по поводу решения "Казахтелекома" создать конкурента своим "дочкам". "Прежде всего, акционерное общество "Казахтелеком" - это бизнес-структура. Соответственно, главное для компании, как и для любого другого хозяйствующего субъекта, - доходность, - объясняет пресс-секретарь АО "Казахтелеком" Балжан Ильбисинова. - Поэтому создание нового сотового оператора - проект, направленный в первую очередь на зарабатывание денег. Хотя присутствует и мотивация другого характера, заданная правительством, - создать конкурентную среду на рынке услуг сотовой связи".
Многие эксперты склоняются к мысли, что не всем в Казахстане по душе стремительное продвижение "Билайна", которому уже не в силах в одиночку противостоять "GSM-Казахстан". Что касается CDMA-оператора "Алтел", то он является обособленным игроком. "Взаимной конкуренции между GSM и CDMA в Казахстане нет, - считает аналитик агентства iKS-Consulting Максим Савватин. – У "Алтела" своя устоявшаяся клиентура, а значительная часть тех абонентов, которые пришли к этому оператору в результате недавней активной маркетинговой компании, скоро могут уйти в GSM".
Интересное мнение высказывает брэнд-менеджер компании "Алтел" Дина Гальберг. По ее мнению, появление нового оператора – это не столько искусственное создание конкуренции на рынке сотовой связи, сколько попытка защитить рынок от экспансии внешних игроков, которые могли бы прийти на "готовенькое", на уже созданную и развитую до них инфраструктуру. "Чтобы войти на рынок, новому оператору придется предложить новые тарифы и новые продукты, которые еще неизвестны нашему потребителю", - полагает г-жа Гальберг. - Тем самым "Казахтелеком" не только заполнит ниши, не занятые другими компаниями, но и расширит спектр предоставляемых услуг, что позволит наиболее полно удовлетворять запросы потребителей. Создав, таким образом, более ощутимый "барьер на вход", составленный из конкурентоспособных цен, пакета высококачественных услуг и лояльности клиентов, рынок Казахстана хотя бы частично будет застрахован от "нашествия" коллег из-за рубежа".
Mobile Telecom Service намерен к концу 2007 г. привлечь не менее 700 тыс. абонентов. При успешной реализации данного проекта полный охват территории Казахстана услугами альтернативного оператора предполагается завершить в 2011 г. Новый игрок хочет к концу 2011 г. занять до четверти рынка сотовой связи, получив порядка 2,3-2,4 млн абонентов. |