Астана. 27 марта. ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН
В национальной железнодорожной компании АО "Казахстан темир жолы" (КТЖ) обеспокоены сокращением Китаем контейнерных грузоперевозок через Казахстан в пользу транзита через российскую территорию.
Причиной этого, как считают в нацкомпании, является снижение российской стороной тарифа на транзит по территории РФ китайских грузов в контейнерах.
"Мы уже сегодня терпим по Китаю (снижение перевозок. - "ИФ-К"): буквально на 30% пошло снижение контейнерных грузов", - заявил управляющий директор КТЖ Карим Кокрекбаев во вторник в ходе "круглого стола", посвященного развитию железнодорожной станции Достык (Дружба) на границе с Китаем.
Аналогичная ситуация, заметил он, наблюдалась в 1997-1998 годах, когда Китай поднял внутренние железнодорожные тарифы, в результате чего часть грузопотока переориентировалась на морскую транспортировку в направлении Персидского залива.
Между тем К.Кокрекбаев убежден в том, что привлекательность железнодорожного перехода Достык-Алашанькоу для перевозки китайских грузов со временем будет только возрастать.
"В Китае сегодня с грузами в морских портах проблема тяжелая. У них получается, что порты не осваивают огромные объемы (грузов. - "ИФ-К"). В течение 5-10 лет у них затовариваются все порты, и у них одна дорога - это кратчайший путь Достык-Алашанькоу через Казахстан", - отметил он.
В этой связи представитель КТЖ обратился к руководителям комитета путей сообщения министерства транспорта и коммуникаций, участвовавшим в работе "круглого стола", с просьбой провести переговоры с китайской стороной по вопросу увеличения перевозки грузов из КНР по железнодорожному переходу Достык-Алашанькоу.
По информации К.Кокрекбаева, в текущем году через этот терминал ожидается транзит около 14 млн тонн грузов, их них из Казахстана в КНР - 9,5 млн тонн, из Китая - 4,5 млн тонн, в том числе 2 млн тонн составят контейнерные перевозки.
Он обратил внимание на рост в последние годы объемов импорта товаров из Китая. Так, в прошлом году импорт из КНР в Казахстан составил порядка 3 млн тонн.
Представитель КТЖ также отметил, что объем перевозок грузов через железнодорожный переход Достык-Алашанькоу за последние 5 лет вырос в 2,3 раза: с 5,8 млн тонн в 2002 году до 13,1 млн тонн в 2006 году.
По его данным, на развитие железнодорожной инфраструктуры станции Достык и прилегающего к ней участка Актогай-Достык в 2004-2005 году было направлено 7,6 млрд тенге (текущий 123,31/$1).
При этом мощности по переработке грузов станции Достык были увеличены до 16 млн тонн, а пропускная способность участка Актогай-Достык - до 19 млн тонн грузов в год.
К.Кокрекбаев напомнил, что объем перевозки грузов через пограничный переход Достык-Алашанькоу планируется увеличить к 2012 году до 25 млн тонн в год, из которых, как ожидается, экспорт из Казахстана составит 14 млн тонн, а импорт из КНР в республику - 11 млн тонн.
При этом увеличение объем перевозок металлической руды и нефти, заметил он, не ожидается, что связано с переориентацией объемов перевозок глинозема АО "Алюминий Казахстана" в направлении РФ и эксплуатацией нефтепровода Атасу-Алашанькоу, по которому казахстанская нефть поставляется в Китай. |