NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 00:32 ast
22:32 msk

Опыт СП "Тенгизшевройл" по реализации права на недропользование
"…Заключение такого Контракта было навязано компетентным государственным органом под угрозой применения к компании серьезных мер, направленных на препятствование основной деятельности по добыче, хотя ТШО не должен был его заключать"
10.04.2007 / экономика

Елюбаев Жумагелъды Сакенович, Президент Казахстанской Ассоциации юристов нефтегазовой отрасли, Генеральный менеджер Договорно-правового отдела совместного предприятия "Тенгизшевройл", atyraunews.com, 9 апреля

Совместное предприятие "Тенгизшевройл" (далее - ТШО) является результатом первого крупного инвестиционного проекта, реализованного Республикой Казахстан совместно с известными мировыми компаниями, работающими в сфере недропользования. Официальной датой рождения предприятия является 6 апреля 1993 года. Предприятие по своей организационно-правовой форме является товариществом с ограниченной ответственностью. Первыми учредителями ТШО являлись Производственное объединение "Тенгизнефтегаз" (далее - Тенгизнефтегаз) и корпорация "Шеврон Оверсиз Компани" (далее - Шеврон). В настоящее же время, доли участия в ТШО распределены между четырьмя хозяйствующими субъектами: Национальная компания "КазМунайГаз" (далее - КМГ), корпорация "Шеврон Оверсиз Компани", корпорация "ЭксонМобил Казахстан Венчурз Инк." (далее - ЭксонМобил) и компания "ЛУКАРКО Б.В." (далее - ЛУКАРКО).

ТШО, как нефтяная компания, была образована в период действия таких важных базовых правовых актов Республики Казахстан (утративших силу), как: Гражданский кодекс Казахской ССР от 28 декабря 1963 года; Земельный кодекс Казахской ССР от 16 ноября 1990 года; Закон Казахской ССР "Об иностранных инвестициях" от 7 декабря 1990 года; Закон Казахской ССР "О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства" от И декабря 1990 года; Закон Казахской ССР "О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности" от И июня 1991 года; Закон Казахской ССР "О хозяйственных товариществах и акционерных обществах" от 21 июня 1991 года; Кодекс Республики Казахстан "О недрах и переработке минерального сырья" от 30 мая 1992 года (№1367а-ХП); Закон Республики Казахстан "О защите и поддержке частного предпринимательства" от 4 июля 1992 года и другие.

Нельзя не упомянуть и такие правовые акты (утратившие силу), утвержденные Правительством Республики Казахстан, как: "Положение о порядке предоставления земель в пользование совместным предприятием, международным объединениям и организациям, иностранным юридическим лицам и гражданам для осуществления деятельности на территории Республики Казахстан" (от 3 июля 1992 года "1516-Х II ); "Положение о государственном контроле за охраной и пользованием недр" (от 29 сентября 1992 года №811); "Положение о порядке реализации (передачи, обмена, продажи) информации о недрах Республики Казахстан (от 8 декабря 1992 года №1034).

Именно эти правовые акты позволили уже через два года после распада СССР и объявления Казахстаном своей независимости и суверенитета подписать важнейшие для экономики страны инвестиционные договоры и контракты на недропользование с известными транснациональными корпорациями, работающими в нефтегазовой сфере, одной из них была корпорация "Шеврон".

Основываясь на положениях указанных правовых актов, Республика Казахстан, как субъект гражданско-правовых отношений, явилась инициатором подписания целого пакета актов и документов по Тенгизскому проекту (далее - Основные документы по Тенгизскому проекту), наиболее важными из которых являются: "Соглашение по проекту", имеющий статус инвестиционного договора; "Лицензия на Добычу", являющееся Контрактом на Добычу; "Лицензионное соглашение" и "Лицензия на Разведку", имеющие статус Контракта на Разведку и ряд других важных документов. Подписанные документы соответствовали положениям законодательства Республики Казахстан, действовавшим на тот момент, а также требованиям международной практики заключения инвестиционных договоров и контрактов на недропользование. Весь пакет Основных документов по Тенгизскому проекту был утвержден специальным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 апреля 1 993 года №260, а также одобрен (согласован) специальным Указом Президента Республики Казахстан от 6 апреля 1993 года №1168. Таким образом, Основным документам по Тенгизскому проекту был придан правовой статус, обязывающий всех участников этого соглашения, в широком смысле этого слова, соблюдать все его положения.

Республика Казахстан, поощряя этот инвестиционный проект предоставила ТШО, как недропользователю, определенные преференции и льготы. И это решение государства соответствовало положениям национального законодательства, действовавшего в период заключения, подписания и утверждения Основных документов по Тенгизскому проекту. В частности, пункту 9 части 3 статьи 14 Кодекса "О недрах и переработке минерального сырья" от 30 мая 1992 года; статье 16, а также положениям Разделов 3 и 4 Закона Казахской ССР "Об иностранных инвестициях в Казахской ССР" от 7 декабря 1990 года. Возможность предоставления льгот и преференций инвесторам, в том числе, работающим в сфере недропользования, предусмотрено положениями нормативных правовых актов, действующих и в настоящее время (часть 2-1 статьи 42 Закона РК "О недрах и недропользовании" от 27 января 1996 года; части 5 и 6 статьи 26 Закона РК "О нефти" от 28 июня 1995 года), где говорится о том, что условия контракта на недропользование определяются по взаимному согласию сторон.

Между тем в Основных документах ТШО, в частности в "Лицензии на Добычу", в "Лицензионном соглашении", предоставляющем право ТШО на Разведку недр, закреплено положение о том, что "соответствующие права и обязательства", вытекающие из указанных документов, а также их "интерпретация и исполнение регулируются законами Республики Казахстан, при условии, что в максимально возможной степени, позволяемыми этими законами, будут учтены намерения сторон".

Кроме того, в соответствии с обязательствами, вытекающими из "Соглашения по проекту" "Республика Казахстан от своего имени и от имени всех государственных и региональных органов, министерств и комитетов" заявила о том, что государство "признает и соглашается" с тем, что немедленно после вступления в силу названного соглашения ТШО "получит право на начало своих операций, на владение и распоржение своими активами, на занятие земли, на которой они могут располагаться, на ведение своей хозяйственной деятельности и наем персонала в соответствии с достигнутыми условиями и положениями" Основных документов по Тенгизскому проекту, "без каких-либо требований в отношении получения для этих целей каких-либо дополнительных согласий, разрешений или лицензий, и без необходимости в выполнении какой-либо экспертизы, при условии, что ТШО после этого должен поддерживать связь и сотрудничать со всеми соответствующими государственными и региональными органами, министерствами и комитетами Республики Казахстан с целью обеспечения соблюдения официальных процедур, требуемых согласно законам Казахстана в связи с операциями, хозяйственной деятельностью", осуществляемой ТШО. При этом, Республика Казахстан гарантировала, что "никакие такие официальные процедуры не могут дополнять или исключать или иным образом изменять существенные положения" Основных документов по Тенгизскому проекту.

Таким образом, с одной стороны, Республика Казахстан, предоставив и гарантировав ТШО определенные права по беспрепятственному началу своей деятельности по Добыче нефти и Разведке недр, с другой стороны, обязала ТШО соблюдать существующие для недропользователя процедуры и правила, предусмотренные национальным законодательством.

Поэтому ТШО, начав свою хозяйственную деятельность, сразу же приступил к разработке, согласованию и утверждению нормативно-правовых и нормативно-технических документов необходимых недропользователю для реализации своего права на недропользование, землепользование и природопользование. Этот путь для компании оказался сложным, было много проблем, трудностей и конфликтов с государственными компетентными органами, проектными учреждениями, консультантами. Тем не менее, после нескольких лет кропотливой работы специалистов многих подразделений ТШО, наших подрядчиков, разрабатывавших нормативно-технические и иные документы для компании, определенной методической и организационной помощи государственных органов, в настоящее время, мы имеем практически все необходимые правовые акты и нормативно- технические документы, позволяющие беспрепятственно разрабатывать Тенгизское и Королевское нефтяные месторождения, а также производить геологоразведочные работы.

Между тем, раскрывая опыт ТШО по разработке обязательных нормативно-правовых и нормативно- технических документов, вновь следует вернуться в 1993 год и к Основным документам по Тенгизскому проекту, чтобы не сложилось мнение, что компания приступила к разработке нефтяных месторождений в отсутствие обязательных документов.

Так, при подписании Основных документов по Тенгизскому проекту договаривающиеся стороны, в том числе Республика Казахстан, согласовали, а участники товарищества (ТШО) утвердили "Проект освоения Тенгизского месторождения" (именуемая также, как "Первоначальная рабочая программа на три года и бюджет"), разработанный специалистами Республики Казахстан и корпорации Шеврон, в январе 1993 года. В марте того же года (до подписания Основных документов по Тенгизскому проекту) в него были внесены изменения. Названному документу стороны по соглашению придали статус приложения к "Договору о формировании" (учредительный договор) ТШО.

Кроме этого, сторонами по соглашению и компетентным государственным органом в области недропользования в качестве приложений к Лицензии на Добычу и Лицензионному соглашению (Контракт на Разведку) были приобщены соответствующие карты с границами лицензионной территории с указанием площади, конкретных и точных географических координатов, в которых были определены территория Добычи и Разведки.

Учредителями также были переданы ТШО в качестве активов: имеющиеся технико-экономические обоснования Тенгизского и Королевского месторождений; проект обустройства Тенгизского месторождения в период его опытно-промышленной разработки; технико-экономические расчеты строительства производственных объектов; различные отчеты об изучении месторождений и прилегающих территорий, в том числе зоны Каспийского моря; техническая оценка и отчеты, относящиеся к существующим и предполагаемым производственным объектам; различные документы и материалы анализа месторождений и производственных объектов; добывающие и наблюдательные скважины, производственные объекты, объекты инфраструктуры и необходимые земельные участки. Был определен бонусный проект для Атырауской области на сумму 50 млн. долларов США, который был успешно реализован в течении первых лет работы ТШО.

Таким образом, ТШО к моменту своего образования уже имел часть обязательных нормативно- правовых и нормативно-технических документов и проектов, которые позволяли начать разработку Тенгизского месторождения, добычу нефти и других сопутствующих ей продуктов (газ, сера), производить разведку недр, а также начать реализацию своей продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынках.

Последующие годы усилия ТШО были направлены на разработку и утверждение в компетентных государственных органах других необходимых актов и документов. Все это происходило в условиях ускоренного совершенствования нормативно-правовой базы Республики Казахстан, поскольку старые правовые акты, ориентированные на регулирование экономических отношений советской плановой системы уже не отвечали требованиям рыночной экономики, в частности, новым отношениям, возникающим между государством и иностранными инвесторами.

К этому времени, Верховным Советом Республики Казахстан (Парламент) был принят весьма важный Закон "Об иностранных инвестициях" от 27 декабря 1994 года (утратил силу), который прямо стал регулировать отношения в сфере использования иностранных инвестиций. В 1995 году, период парламентского кризиса в стране, выходят в свет первые Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона, которые стали правовой базой для новых экономических отношений, в частности, в сфере недропользования. Это Указы: "О нефти" от 28 июня 1995 года №2350; "О недрах и недропользовании" от 27 января 1996 года №2828; "О государственной регистрации юридических лиц" от 17 апреля 1995 года; "О лицензировании" от 17 апреля 1995 года №2200; "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 25 декабря 1995 года №2727; "О хозяйственных товариществах" от 2 мая 1995 года; "О страховании" от 3 октября 1995 года; "О земле" от 22 декабря 1995 года; "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 14 апреля 1995 года.

Были приняты ряд правовых актов непосредственно регулирующие вопросы недропользования, например, "Единые правила разработки нефтяных и газовых месторождений Республики Казахстан" (далее - Единые правила), утвержденные Постановлением Правительства №745 от 18 июня 1996 года; "Единые правила охраны недр при разработке месторождений полезных ископаемых в Республике Казахстан" (далее - ЕПОН), утвержденные Постановлением Правительства Республики Казахстан №101 9 от 21 июля 1999 года. Был утвержден Модельный контракт на проведение операций по недропользованию (см. Постановление Правительства РК №108 от 27 января ] 997 года, этот акт утратил силу).

Здесь уместно вспомнить о требованиях "Единых правил", которые предусматривают перечень обязательных нормативно-правовых и нормативно-технических документов, которыми должен обладать недропользователь на каждой стадии реализации своего права на недропользование.

Так, например, согласно пункту 1.2.1 "Единых правил" стадия подготовки месторождения к разработке предусматривает обязательное наличие лицензии (контракта). Порядок ввода месторождения углеводородов в промышленную разработку предусматривает обязательное наличие: лицензии (контракта); Горного отвода; документов об отводе земельных участков; технологические проектные документы (технологическая схема, проект разработки); проектно- сметная документация на обустройство месторождения; отчеты о проведенной экспертизе запасов нефти и газа и других попутных компонентов углеводородов; положительные экспертные заключения от компетентных органов по вопросам охраны окружающей, среды, а также от органов по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору (пункт 1.4 "Единых правил").

На основании положений вышеприведенных законодательных и иных правовых актов, а также во исполнение своих обязательств, вытекающих из Основных документов по Тенгизскому проекту, ТШО начал оформление необходимых документов и проводить иные обязательные действия.

В частности, за несколько месяцев до принятия Президентом РК Указа, "О земле", имеющего силу закона, ТШО, Атырауская областная администрация и Атырауский областной комитет по управлению земельными ресурсами подписали трехсторонний Протокол в качестве временного документа, которым для компании была рассчитана рабочая территория в размере 381,196 гектаров, а также были оговорены конкретные земельные участки, находящиеся под производственными объектами, дорогами, скважинами и другими объектами, на период до окончательного оформления предоставленных земель в соответствии с требованиями законодательства. Впоследствие, ТШО окончательно узаконил выделенные земельные участки, в частности, по результатам проведенной аэрофотосъемки земной поверхности контрактной территории и составленных карт, получил: Государственные акты о праве собственности на некоторые земельные участки, расположенные под недвижимыми активами компании; заключил Договоры аренды о временном пользовании земельными участками, необходимыми для осуществления своей основной деятельности по недропользованию; получил соответствующие государственные акты на предоставление оставшихся земельных участков, из ранее полученных по Протоколу, на праве сервитута.

Все права ТШО на землепользование были также закреплены соответствующими актами компетентных государственных органов, в частности, Постановлениями Акима Атырауской области №118 от 22 мая 2003 года и №195 от 26 сентября 2003 года; Решениями Акима Жылыойского района Атырауской области №85 от 6 июня 2003 года и №210 от 4 декабря 2003 года, а также Решением Акима Бейнеуского района Мангистауской области №139 от 23 июля 2003 года.

ТШО надлежащим образом оформил "Горные отводы" , определившие контрактные территории на Тенгизском и Королевском месторождении. В декабре 2005 года, в связи с возвратом части контрактной территории, переоформил в Комитете геологии и недропользования Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК и "Геологический отвод" на оставшуюся контрактную территорию, предоставленную для осуществления геологоразведочных работ.

Далее, ТШО совместно с Казахским государственным научно-исследовательским и проектным институтом нефтяной и газовой промышленности (далее - НИПИнефтегаз) разработал, согласовал и утвердил в 1999 году "Проект опытно-промышленной эксплуатации месторождения Тенгиз". Целью этого важнейшего для ТШО документа было проектирование рациональной системы опытно-промышленной эксплуатации Тенгизского месторождения до 2002 года, в период осуществления которой было запланировано пересчет запасов углеводородного сырья на этом месторождении и подготовка очередного обязательного нормативно-технического документа. В этом Проекте были рассмотрены вопросы техники и технологии добычи нефти и газа, бурения и освоения скважин. Были приведены обоснование плана добычи нефти и объемов буровых работ, а также разработаны конкретные мероприятия по контролю за разработкой пластов, состоянием и эксплуатацией скважин и скважинного оборудования, по доразведке местрождения, охране недр и окружающей среды.

Следующий нормативно-технический акт, который был разработан, согласован и утвержден в 2002 году - это "Технологическая схема разработки нефтяного месторождения Тенгиз". Эту работу ТШО выполнил совместно с Институтом по проектированию и исследовательским работам в нефтяной промышленности Министерства энергетики Российской Федерации (далее - Гипровостокнефть). Естественно, к этой работе на уровне субподряда привлекались научные и проектные учреждения Республики Казахстан. До этого, была выполнена серьезная программа по подсчету запасов нефти на Тенгизском месторождении для представления в Государственный комиссию по запасам Республики Казахстан и учредителям ТШО. Здесь следует отметить, что первая "Технологическая схема разработки месторождения Тенгиз" была разработана еще в советский период, в 1986 году, также институтом "Гипровостокнефть", то есть до образования ТШО.

Новая "Технологическая схема разработки Тенгизского месторождения" была разработана на основе большого объема работы, выполненной ТШО за период с апреля 1993 года по 2002 год. В частности, ТШО осуществил комплекс работ по изучению геолого-физического строения месторождения, коллекторских свойств пластов, выполнены были многочисленные исследования продуктивности добывающих скважин, поведение пластового давления в различных частях месторождения при проведении опытно-промышленной эксплуатации, было осуществлено бурение группы оценочных скважин и проведены другие исследовательские работы. В результате этого в ТШО была построена подробная компьютерная геолого-физическая модель месторождения, а затем на ее базе, гидродинамическая трехмерная многофазовая компьютерная модель.

В 1999 году, ТШО совместно с Казахским научно-исследовательским геологоразведочным нефтяным институтом (далее - КазНИГРИ) разработал, согласовал и утвердил "Проект пробной эксплуатации месторождения Королевское". Это месторождение было открыто в 1986 году и в апреле 1993 года передано ТШО. К этому времени, месторождение было недоразведано, поэтому в соответствии с названным Проектом необходимо было выполнить целый комплекс исследовательских работ по оценке геологических запасов нефти и по подготовке технологической схемы разработки.

В прошлом году, ТШО совместно с "НИПИнефтегаз" завершил разработку и утвердил (20 октября 2006 года) в Центральной комиссии по разработке нефтяных и газовых месторождений Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК (далее - ЦКР) "Технологическую схему разработки месторождения Королевское". Этим нормативно-техническим документом было подтверждено, что нефтяная залежь месторождения Королевское представляет собой единую гидродинамическую систему, то есть единый объект разработки. При этом оценка экономической эффективности проекта была проведена исследователями и авторами этого документа по экономическим показателям, принятым в Республике Казахстан и мировой практике. Авторами было предложено также продолжение мероприятий по доразведке запасов нефти в целях перевода месторождения из одной категории в другую, более эффективную и продуктивную категорию.

В 2002 году, ТШО совместно с Научно-исследовательским проектным институтом "КаспийМунайгаз" разработал, согласовал и утвердил "Проект по закачке промышленных стоков Тенгизского газоперерабытывающего завода", в котором была обобщена предыдущая работа по разведке недр, выполнены работы по интерпретации материалов сейсморазведки, уточнены границы естественного резервуара и проведен подсчет объема порового пространства, построена симуляционная модель резервуара и проведен анализ данных по закачке сточных вод. При этом, были приняты во внимание ранее проведенные работы институтом "ВолгоградНИПИнефть" и Атырауской гидрогеологической экспедицией. Затем, по настоянию компетентного государственного органа в области недропользования, был заключен Контракт на закачку сточных вод (контракт на специальный вид недропользования). Ниже будет дан более подробный анализ этому контракту. Выполнение этих действий позволило ТШО производить закачку промышленных сточных вод в недра и использовать неокомские отложения в качестве естественного резервуара.

Были разработаны, согласованы и утверждены ряд других обязательных нормативно-технических документов, в частности, "Проект оценки воздействия на окружающую среду" (далее - Проект ОВОС) различных производственных объектов"; "Проект санитарно-защитной зоны для Тенгизского месторождения"; "Проект обустройства Тенгизского месторождения"; "Проект обустройства Королевского месторождения". Ежегодно разрабатываются и утверждаются "Рабочие программы" по разработке нефтяных месторождений, а также представляются в компетентные государственные органы соответствующие Отчеты о выполнении этих программ.

Особое место в деятельности ТШО занимает разработка, согласование и утверждение обязательных документов, предоставляющих права в сфере природопользования. Касательно ТШО, такими документами, в частности, являются: "Проекты о нормативах предельно допустимых выбросов", "Проекты о нормативах предельно допустимых сбросов", "Проекты нормативов образования и лимитов размещения отходов", "Программа утилизации газа", "Программа утилизации серы", ежегодные Разрешения и Лицензии на специальные виды природопользования. Без этих проектов и документов, предоставляющих определенные права хозяйствующему субъекту в сфере природопользования, невозможно эффективно реализовать право на недропользование, поскольку этот вид деятельности тесно взаимосвязан, как с природопользованием, так и с землепользованием.

Теперь хотелось бы остановиться на некоторых проблемах, связанных с вопросами регулирования отношений в сфере недропользования, а также внести ряд рекомендаций и предложений, в надежде на то, что они будут поддержаны коллегами, работающими в нефтегазовой отрасли и услышаны представителями компетентных государственных органов.

На наш взгляд, необходимо добиться стабильности в правотворческом процессе, осмелюсь даже сказать достичь какого-то консервативного подхода к этому процессу. Если, в прошлые годы, я неоднократно говорил о необходимости совершенствования законодательства, а это возможно достичь путем принятие новых правовых актов либо путем внесения изменений и дополнений в действующие правовые акты, то сейчас хочу сказать, что нужна стабильность в этом деле. Надо остановить пыл правотворчества, который в основном связан с бесконечным пересмотром действующих правовых актов. Частое изменение и дополнение законов и иных нормативных правовых актов выхолащивает их первоначальную суть, ту философию, которая лежала в основе его разработки. Новые законы, подзаконные и ведомственные акты, многочисленные предложения о внесении изменений и дополнений в действующие правовые акты инициируют сейчас все, кому не лень, это и компании-монополисты, центральные министерства и ведомства, акиматы всех уровней, депутаты, влиятельные бизнесмены и политики, иностранные инвесторы, общественные объединения, средства массовой информации, политические партии и их лидеры. Конечно, хорошо, когда есть интеллектуальный и компетентный корпус в стране, но такая правотворческая активность снижает качественный уровень правовых актов, снижает эффективность его воздействия на регулирование общественных отношений, отрицательно воздействует на формирование законной, справедливой и объективной правоприменительной практики.

Вот наглядный пример, в течении нескольких последних лет в Законы РК "О недрах и недропользовании" и "О нефти" были внесены многочисленные (9 раз) изменения, которые по своей сути не несли никакой серьезной правовой новизны, они были направлены на решение различных экономических и социальных задач, а также на решение второстепенных вопросов административного характера. Только за последние три месяца (29 декабря 2006 года, 9 и 12 января 2007 года) в Закон РК "О недрах и недропользовании" трижды были внесены изменения и дополнения. В тоже время, эти задачи и вопросы подлежали и подлежат решению путем применения экономических, рыночных механизмов, путем совершенствования контрактной практики, а не путем внесения изменений и дополнений в законы.

Какие же это вопросы, которые пытались разрешить в результате изменений и дополнений названных законов. В основном, это вопросы - приобретение казахстанских товаров и услуг; привлечение казахстанской рабочей силы; дополнительные заведомо и объективно невыполнимые требования к недропользователям (например, полный запрет на сжигание газа на факелах); усиление роли государственных органов в вопросах осуществления контроля за деятельностью недропользователей; бесконечные изменения касательно интерпретации (толкования) тех или иных терминов и понятий.

Между тем, по нашему твердому убеждению, недропользователи, как и другие хозяйствующие субъекты, будут приобретать и пользоваться казахстанскими товарами и услугами только в том случае, если они будут конкурентноспособными, качественными, безопасными, а также отвечать иным требованиям рыночной экономики. Решение этого важного для казахстанской экономики вопроса посредством закона не будет способствовать повышению качества казахстанских товаров и услуг. Зачем казахстанскому производителю или услугодателю работать над повышением качества своей продукции и предоставляемых услуг, если все это можно "навязать" потребителю законом.

Однако эту важную проблему можно и нужно решать при заключении контракта на недропользование, когда недропользователь будет брать на себя определенные обязательства о приобретении части товаров и услуг в Казахстане на основе конкурса. Именно такой подход будет способствовать повышению заинтересованности казахстанского производителя и услугодателя в улучшении качества товаров и услуг. Это - аксиома рыночной экономики, которую необходимо учитывать, тем более в преддверии вступления Казахстана во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

Привлечение казахстанской рабочей силы, также должно решаться через контрактные обязательства, а не на законодательном уровне. Например, ТШО всегда был заинтересован в увеличении национальных работников и достиг в этом значительных успехов. Например, если в апреле 1993 года в ТШО работало только чуть более 40% граждан Республики Казахстан, то сейчас это показатель равен 81%. Это выгодно и работодателю, поскольку активное привлечение казахстанской рабочей силы позволяет экономить значительные финансовые средства, затрачиваемые на иностранных работников (транспортные расхода, расходы по проживанию, заработная плата и т.д.). Такой подход способствует и формированию положительного имиджа и деловой репутации компании, особенно иностранного инвестора, в глазах казахстанской общественности.

Нельзя не остановиться и на такой проблеме, когда в целях увеличения обязательных платежей в доход государства в законы вносятся частые изменения по интерпретации одного и того же термина (понятия). Так, например, термину "отходы производства и потребления" давали различные толкования (интерпретацию) на законодательном уровне, только с целью увеличения обязательных платежей за их размещение и хранение либо с целью отнесения к категории отходов производства того или иного вида продукции производителя, также с целью извлечения дополнительных финансовых поступлений в доход государства. Можно ли это назвать научным подходом к интерпретации терминов (понятий)? Трудно такое сказать. С таким подходом можно каждый год менять интерпретацию слов и в словарях В.Даля или С.Ожегова или в наших Юридических словарях и посмотреть, куда мы придем. Будет полный каламбур в правоприменительной практике и только...

Как и чем можно объяснить изменение, внесенное 1 декабря 2004 года в статью 30-5 Закона РК "О нефти", которым было запрещено сжигание газа на факелах. К этому времени, да и сейчас, ни один хозяйствующий субъект в Казахстане, не имел технологии, которая позволяла бы добывать нефть, а также перерабатывать ее без сжигания газа на факелах, кстати, как и во многих странах мира. Здесь следует отметить, что сжигание газа необходимо и в аварийных ситуациях в целях предотвращения более худшего вреда, а иногда и экологической катастрофы. Такой необдуманный подход без учета реальной ситуации в нефтегазовой отрасли позволило изъять, другое слово здесь неупотребимо, у недропользователей значительные финансовые средства. Только ТШО, в период действия этой нормы, вынужден был произвести выплаты в бюджет государства 809,640,573 тенге, что составляет 6,477,125 долларов США (по курсу $1=125 тенге). Наконец, авторы этой законодательной инициативы поняли, что поторопились с запретом и через 11 месяцев (14 октября 2005 года) проинициировали новое изменение названной статьи закона, которым узаконили сжигание газа, а также определили условия и порядок осуществления такой деятельности. Здесь напрашивается вопрос, а кто же вернет хозяйствующим субъектам деньги, взысканные в результате этого необдуманного "законодательного эксперимента".

Хочется остановиться и на вышеупомянутом Контракте на закачку промышленных стоков в подземные естественные резервуары. Заключение такого Контракта было навязано компетентным государственным органом под угрозой применения к компании серьезных мер, направленных на препятствование основной деятельности по добыче, хотя ТШО не должен был его заключать по следующим основаниям.

Обратимся к статье 9 Кодекса Республики Казахстан от 30 мая 1992 года "О недрах и переработке минерального сырья", действовавшего на момент подписания Основных документов по Тенгизскому проекту, из которого усматривается, что "строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод"


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Потенциал еще есть 30.04.2007
Концы с концами будем сводить без конца 30.04.2007
Япона недвижимость... 30.04.2007
"КазМунайГаз": перспективы инвестиционной политики 30.04.2007
Глобальная экономика и Казахстан. Часть 2 30.04.2007
Поведение доллара перестает удивлять 30.04.2007
АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз" сообщило об увеличении добычи нефти в первом квартале 2007 года 30.04.2007
Рукопожатия ценою в миллиарды 30.04.2007
НАК "Казатомпром" и ряд ведущих компаний Японии подпишут 14 соглашений в сфере атомной энергетики 30.04.2007
В Казахстане готовы развернуть мобильную сеть третьего поколения 30.04.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz