Халида Бижикеева, "Известия-Казахстан", 20 апреля
По данным Агентства финансового надзора, совокупный объем страховых премий, собранных за 2006 год, увеличился по сравнению с предыдущим на 79,2 процента и составил более ста двадцати миллионов тенге. Как поясняют представители контролирующего органа, это связано со стремительным развитием нефтегазового, финансового секторов и строительства. "Большинство реформ, направленных на создание основы для успешного функционирования финансового сектора в дальнейшем, уже осуществлены. А деятельность агентства в повышении уровня защиты прав потребителей финансовых услуг реализуется путем постоянного мониторинга деятельности финансовых организаций, рассмотрения обращений и жалоб физических и юридических лиц", – говорят они. Кстати, о жалобах. По всем законам жанра именно они являются большой "ложкой дегтя".
Так, по результатам прошлого года, агентство получило двести пятьдесят обращений. Из них 53 – по добровольному страхованию и 197 – по обязательным видам страхования гражданской правовой ответственности. Более шестидесяти семи процентов от общего количества занимают жалобы по вопросам страховой деятельности от владельцев автотранспортных средств. Второе место занимают жалобы на работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им служебных обязанностей. И это еще не предел. Уже на первое марта текущего года в агентство поступили двадцать четыре обращения: по добровольному страхованию, по обязательным видам страхования гражданской правовой ответственности и от владельцев автотранспортных средств.
– Анализ такой корреспонденции позволяет произвести оценку деятельности страховых организаций, определить проблемы, требующие особого внимания и принятия в последующем действенных мер по их решению, – говорит заместитель председателя Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Гани Узбеков. – И, как видно из вышеуказанных показателей, основная часть обращений касается вопросов ответственности владельцев автотранспортных средств. Мы объясняем это тем, что ежегодно увеличивается количество транспорта на дорогах республики. А также несоблюдением правил дорожного движения.
Более того, выясняется, что чуть ли не главной причиной, от которой зависит количество жалоб, является общее неустойчивое психоневрологическое состояние водителей. Как замечает заместитель председателя, они с трудом выдерживают бесконечные пробки и заторы. "А уставшие и раздраженные люди чаще всего теряют контроль не только над собой, но и над управляемыми ими автомобилями. Поэтому и неудивительно, что количество дорожнотранспортных происшествий неуклонно растет", -добавляет он. Правда, как выясняется из анализа поступающей корреспонденции в регулирующий орган, разбирательства со страховой компанией спокойствия им не прибавляют.
– Основными вопросами, затрагиваемыми в обращениях, являются несвоевременное осуществление страховыми организациями выплат, невыполнение решений суда, несогласие потерпевших с оценкой страховщиков со стоимостью ущерба транспортного средства и многое другое, – говорит Гани Узбеков. – Нельзя не отметить то, что у большинства населения нет знания основ финансовой грамотности. Потребитель просто не может оценить условия получаемых финансовых услуг. В то же время финансовые организации зачастую не полностью раскрывают информацию при проведении своих рекламных кампаний.
И если уж так случилось, что раздраженный водитель с "отсутствием знаний основ финансовой грамотности" сел за руль, попал в аварию, начал разбирательство со страховой компанией и в итоге его проиграл, то его обращение рассматривается агентством в течение пятнадцати дней. Правда, если требуется получение информации от иных субъектов должностных лиц либо проверка с выездом на место, то эта процедура растягивается на месяц.
В целом по результатам рассмотрения жалоб и проверок агентство вынесло четырнадцать письменных предписаний, два письменных предупреждения и затребовало два письменных обязательства. А в отношении шести страховых организаций возбуждено административное производство.
Наиболее часто в обращениях граждан упоминались АО "Алтын полис", "Атланта полис", "Нефтяная страховая компания", "Коммеск-омир", "НАСКО-Казахстан", "КазкоммерцПолис". Так что рейтинг рейтингом, а проблем на страховом рынке пока хватает. |