NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 14:19 ast
12:19 msk

По мнению специалистов МВФ, необходимо дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики для сдерживания роста кредитования и смягчения рисков
Инфляция, повысившаяся до 9% в середине 2006 года, остается на относительно высоком уровне, и возможен ее дальнейший рост в результате повышения заработной платы работников государственного сектора на 30% в начале года. Кроме того, усилилась уязвимость банковского сектора в случае шоков
07.05.2007 / экономика

Н.Д., "Панорама", 4 мая

На сайте Национального банка опубликованы предварительные, но весьма обстоятельные выводы миссии МВФ, работавшей в РК с 16 по 27 апреля. Правда, сделана оговорка, что они выражают взгляды команды членов миссии, а не всего МВФ, так что возможна эволюция формулировок в ходе подготовки доклада по Казахстану.

Отметив значительный экономический рост последних лет, приведший к тому, что валютные доходы на душу населения выросли пятикратно по сравнению с 1999 годом, и высокий приток денег в страну, "миссионеры" в то же время высказали точку зрения о том, что "задачи экономической политики по удержанию показателей на высоком уровне усложнились". Инфляция, повысившаяся до 9% в середине 2006 года, остается на относительно высоком уровне, и возможен ее дальнейший рост в результате повышения заработной платы работников государственного сектора на 30% в начале года. Кроме того, усилилась уязвимость банковского сектора в случае шоков. В результате внешнего заимствования банков на сумму $18 млрд в прошлом году объем новых кредитов почти удвоился при особенно быстром росте кредитования сектора недвижимого имущества и потребительских ссуд. В случае меньшей готовности внешних кредиторов сохранять открытую позицию по Казахстану или резкого снижения качества ссудного портфеля на другом этапе кредитного цикла могут возникнуть сбои в банковской деятельности и последствия для реального сектора экономики. По этой причине необходимы меры экономической политики по снижению инфляции и смягчению рисков банковского сектора с тем, чтобы обеспечить благоприятные макроэкономические перспективы и в дальнейшем.

Как отмечается в заявлении, за последний год Нацбанк принял ряд мер по ужесточению денежно-кредитных условий. Была расширена база резервных требований наряду с их повышением в середине 2006 года, депозитная ставка НБРК поднята на 100 базисных пунктов, активизировался выпуск нот, что выразилось в повышении их доходности. Центральный банк также допустил значительное номинальное повышение курса тенге в первой половине 2006 года и затем в феврале текущего года.

Несмотря на эти меры, денежные агрегаты растут высокими темпами. По мнению специалистов МВФ, необходимо дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики для сдерживания роста кредитования и смягчения рисков. Более высокие резервные требования поглотят ликвидность банков, что уменьшит объем средств, доступных для кредитования, и ослабит инфляционное давление. Кроме того, увеличение разницы между требованиями в отношении внешних и внутренних обязательств должно сдержать внешнее заимствование, сделав внешнее финансирование менее привлекательным по сравнению с внутренним. Повышение процентных ставок интервенции - по депозитам и нотам НБРК - также уменьшит объем ликвидности. Хотя увеличение процентных ставок может усилить приток капитала, более высокие резервные требования способны компенсировать такое воздействие.

Еще одной частью рекомендаций является укрепление тенге и усиление гибкости обменного курса, что поможет снизить инфляцию. Допустив дальнейшее укрепление тенге, Нацбанк мог бы продолжить сокращать масштабы своих интервенций на валютном рынке, как в последние месяцы, замедляя таким образом рост ликвидности в тенге. Более высокий и гибкий обменный курс, по оценкам "миссионеров", должен также помочь устранить представления о "беспроигрышности ставок в игре" (очевидно, связанной с неизбежным укреплением тенге в дальнейшем), которые, возможно, поощряют приток капитала. Кроме того, повышение обменного курса приведет непосредственно к снижению цен импорта в тенге, что сдержит инфляцию. Возможно, противников повышения обменного курса не слишком впечалит соображение о том, что "в противном случае ограничение повышения номинального курса за счет более высокой инфляции не гарантирует сохранения конкурентоспособности и лишь усугубит будущую дезинфляцию".

Возвращаясь к дополнительному ужесточению пруденциального регулирования, авторы отмечают, что оно также необходимо для сдерживания рисков, связанных с быстрым ростом банковского кредита и внешнего долга. За последний год АФН "обоснованно ужесточило нормативы по ряду направлений, в том числе по связанному кредитованию, объему кредитов, связанных с недвижимым имуществом, трансграничным кредитам, валютной ликвидности и внешнему заимствованию". Экспертов МВФ обнадеживает тот факт, что реакцией нескольких банков стало увеличение их капитальной базы и последние стресс-тесты, проведенные АФН, указывают, что даже значительные шоки процентных ставок и обменного курса не создадут критическую ситуацию в банковской системе. При этом, по их оценкам, кредитование все же продолжает расти высокими темпами и у многих банков остаются значительные возможности для дальнейшего внешнего заимствования в рамках новых лимитов внешнего долга, о чем и свидетельствуют их объявленные планы получения новых займов. Так что уязвимость, вероятно, усилится, создавая необходимость в дальнейших пруденциальных мерах по укреплению способности банковской системы устоять в случае шоков. Такие меры могли бы включать ужесточение норм резервирования (создания провизий) по просроченным ссудам, более жесткие правила залогового обеспечения и более строгие требования к достаточности капитала или взвешивания рисков, особенно по потребительским кредитам, валютным ссудам заемщикам, не имеющим хеджирования, и имущественным кредитам с высокими коэффициентами заемных средств к стоимости залога.

Миссия МВФ приветствовала принятое недавно законодательство, расширившее надзорные полномочия АФН, а также планы по увеличению ресурсов агентства. "Значительная часть новых ресурсов должна будет использована для набора банковских инспекторов, с тем чтобы чаще и тщательнее проводить инспекции на местах, особенно внеплановые тематические проверки, призванные обеспечить наличие у банков надлежащих систем управления рисками и внутреннего контроля, а также соблюдение ими пруденциальных нормативов", - отметили эксперты.

Что касается бюджетной сферы то здесь "по-прежнему проводится осмотрительная бюджетно-налоговая политика, хотя увеличение государственных расходов потребует дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики и укрепления обменного курса для предотвращения повышения инфляции". По оценкам участников миссии, ввиду все еще значительных потребностей Казахстана в развитии социальной сферы и инфраструктуры и высокой нормы сбережений нефтяных доходов в последние годы, обоснована умеренная либерализация бюджетно-налоговой политики в бюджете 2007 года при условии своевременного ужесточения денежно-кредитной политики и пруденциального регулирования. (Как ни удивительно, МВФ, ассоциировавшийся ранее у постсоветских стран с ярым противником роста бюджетных расходов, на сей раз направляет все "громы и молнии" в сторону необходимости сокращения внешних заимствований и кредитования, а также более гибкого валютного курса.)

При повышении государственных расходов до 25% в текущем году увеличилась нагрузка по борьбе с инфляцией, которую несут денежно-кредитная и курсовая политика, обострилась необходимость в обеспечении качества расходов. "Несмотря на то, что Казахстан, конечно же, в состоянии позволить себе дополнительные расходы", это усилило бы инфляционное давление и потребовало бы дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики и укрепления тенге. Поэтому миссия приветствует намерение официальных органов не производить дополнительных расходов до тех пор, пока не укрепится тренд снижения инфляции.

Еще одна часть комментариев, несколько выходящая за рамки денежно-кредитной и бюджетной политик, касается одобрения казахстанских подходов к структурным реформам. Их интенсификация "поможет удержать экономические показатели на высоком уровне в среднесрочной перспективе". Скорейшее вступление в ВТО, реформа таможенной администрации и дальнейший прогресс в развитии региональной торговли помогут закрепить достижения в сфере производительности.

Миссия приветствует проводимую в настоящее время программу приватизации государственных предприятий, которыми управляют различные министерства. Это должно способствовать реструктуризации предприятий и усилить политику в области конкуренции - в сферах, по которым Казахстан имеет относительно слабый рейтинг по международным показателям структурных реформ. Учреждение холдингов "Самрук" и "Казына" с целью рационализации деятельности и усиления коммерциализации крупных госпредприятий и институтов развития также должно помочь в этом отношении. Планы по стимулированию развития рынка ценных бумаг, которые должны привести и к совершенствованию корпоративной прозрачности и управления, также следует приветствовать; обнадеживает оживление в последнее время первоначального публичного предложения акций казахстанскими корпорациями - как на внутреннем, так и на внешних рынках. В то же время "расширение доступа к финансированию через институты развития может ослабить спрос сектора корпораций на финансирование при помощи выпуска акций и долговых ценных бумаг, препятствуя таким образом развитию рынка капитала".

Большинство рецептов МВФ, носящих рекомендательный характер, в целом соответствуют подходам регуляторов и экономического блока правительства, выглядят аргументом в спорах с банкирами, которые не считают, что ситуация в секторе диктует необходимость дальнейших ужесточений, связанных с формированием резерва. Исключением является, пожалуй, лишь совет укрепить национальную валюту, к которому обычно не только правительство РК, но и другие клиенты МВФ (характерной является позиции Китая и России) относятся со значительной настороженностью, так как укрепление может создать определенное напряжение в отдельных секторах экономики и снизить их конкурентоспособность. Очевидно, эта рекомендация вряд ли будет реализовываться слишком рьяно.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Компания KAZAKHMYS PLC объявила о предложении участникам ТОО "Корпорация Казахмыс" по обмену их долей в уставном капитале на акции компании 31.05.2007
Конец пенсионного фонда 31.05.2007
СПК "Сарыарка" и компания "Алтын I.G. - 2005" создадут СП для разработки угольного месторождения в Карагандинской области 31.05.2007
GSM Казахстан: Отставание с внедрением 3G может негативно повлиять на вхождение Казахстана в 50 наиболее конкурентоспособных стран 31.05.2007
В республике в течение этого года тарифы на интернет планируется снизить еще на 23% 30.05.2007
Новое налоговое уравнение 30.05.2007
Бремя – деньги 30.05.2007
НК "КазМунайГаз" передала своей "дочке" РД "КазМунайГаз" опцион на покупку 50% Nations Energy 30.05.2007
Казатомпром и корпорация "Cameco" заявили о сотрудничестве в области развития конверсионных мощностей по добыче урана 30.05.2007
Минтранском: строительство новых железнодорожных линий будет осуществлено путем концессии 30.05.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz