Казахстан, Астана /корр. "TrendCapital" К. Конырова, 17 мая
Новый трубопровод Самсун – Джейхан, строительство которого было начато не так давно, получил название Трансанатолийский трубопроводный проект (TAPCO), сказал представитель национальной нефтегазовой компании "КазМунайГаз", пожелавший остаться неизвестным. В реализации проекта участвуют две компании: турецкая Calik Enerji и итальянская Eni.
"Это очень рискованный проект, так как он начался, не имея подписанных гарантий по поставкам нефти. Хотя известно, что он создается с расчетом под будущие ресурсы с месторождения "Кашаган", где, как вы знаете, ожидается очередная отсрочка промышленной добычи нефти до 2011 года. Организаторы проекта проявили бойцовский характер, начав строительство этого трубопровода", - сообщил источник на условиях анонимности.
По информации представителя нацкомпании, протяженность Трансанатолийского нефтепровода составит 555 км. Трубопровод пройдет по территории лишь одной страны – Турции и соединит два морских порта: "Самсун" на Черном море и "Джейхан" на Средиземном. Стоимость проекта - примерно $1,5-2 миллиарда. Проектная мощность - 50 миллионов тонн нефти в год.
"Новый трубопровод планируют сдать в эксплуатацию в 2010 году. Строительство может занять два – три года, так как трубу придется прокладывать по горной местности, что усложняет работы и увеличивает срок", - уточнил источник.
Впервые новость о конкретных планах по строительству нефтепровода Самсун – Джейхан прозвучала из уст турецкого премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана на церемонии открытия трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (BTC) в июле прошлого года. Он заявил тогда, что новая труба готова принять российскую и казахстанскую нефть.
Представитель турецкого МИД, директор департамента по России, Закавказью и Средней Азии Решит Уман в прошлогоднем интервью сообщил: "Турция приглашает все страны, которые способны поставить нефть в этот трубопровод, и среди них на первом месте Россия и Казахстан. Мы ждем, что эти две страны дадут свою нефть в Самсун – Джейхан, главная цель которого это существенно разгрузить пролив Босфор", - сказал Уман.
С учетом того, что Россия намерена построить менее чем за год трубопровод Бургас – Александропулос, который также пойдет в обход Босфора, вряд ли Трансанатолийский трубопровод может рассчитывать на российскую нефть. Что касается Казахстана, то на его ресурсы рассчитывают и Бургас – Александропулос и Баку – Тбилиси – Джейхан.
Согласно договору о присоединении Казахстана к BTC, казахстанская нефть должна поступать с 7 – 8 миллионов тонн на первом этапе до 20 миллионов тонн в 2009 – 2010 годах, когда пойдет большая нефть с "Кашаган".
Но, как известно, большие объемы, особенно, когда они достигнут 20 миллионов тонн, потребуют строительства нефтепровода Актау - Баку. Его строительство невозможно до тех пор, пока не определен статус Каспия.
Анонимный источник из "КазМунайгаз" сообщил, что у нового Трансанатолийского трубопровода есть перспективы заполнения.
"По расчетам турецкой стороны, в районе Черного моря может иметься баланс в 240 млн. тонн нефти, а по подсчетам нашей компании - 180 млн. тонн. Но, в любом случае, этого объема будет достаточно, чтобы задействовать и Бургас-Александропулос, проектная мощность которого 35 с последующим увеличением до 50 млн.тонн и Трансанатолийский трубопровод, мощность которого 50 млн. тонн. Оставшиеся 80 млн. тонн пойдут через Босфор– это пропускная способность пролива. То есть нефти хватит при любом политическом раскладе. Даже при грубом расчете эти объемы подтверждают целесообразность нового проекта", - сказал анонимный источник казахстанской нацкомпании.
Он уточнил, что в Трансанатолийский нефтепровод может пойти российская, азербайджанская и казахстанская нефть. |