Владимир РАДИОНОВ, "Республика", 18 мая
"Социально ориентированный бюджет" – это словосочетание стало для чиновников всех уровней сродни магическому заклинанию, которое они повторяют из года в год. Потому и Наталья КОРЖОВА, характеризуя бюджет 2006 года, в качестве приоритетов назвала реформирование и развитие здравоохранения и образования.
Судьбоносным для бюджета стало произведенное в середине 2006 года уточнение. Оно было связано с введением 1 июля в действие Концепции формирования и использования средств Национального фонда на среднесрочную перспективу. В итоге в уточненном бюджете доходная часть была сформирована только за счет поступлений от ненефтяного сектора, но предусматривалось, что при недостаточности доходов на покрытие уровня расходов из национального фонда будет привлечен гарантированный трансферт в размере 76,6 млрд. тенге с использованием их на реализацию бюджетных программ.
Профицит вместо дефицита
Итак, в бюджет 2006 года поступило 1 трлн. 881,5 млрд. тенге (109,4% к плану), расходы составили 1 трлн. 826,8 млрд. тенге (99%), при планируемом дефиците в размере 126,2 млрд. тенге сложился профицит в объеме 54,7 млрд. тенге.
Основными бюджетными источниками, как и в прошлые годы, продолжали оставаться корпоративный подоходный налог, НДС, поступления за использование природных и других ресурсов, а также таможенные платежи и налоги. Недоимка в 47,9 млрд. тенге сформировалась по тем же налогам.
Расходная часть бюджета была исполнена на 99%. Это, по словам министра, один из самых высоких, за исключением 2005 года, показателей исполнения бюджета за все годы независимости Казахстана. Что касается абсолютного выражения, то в 2006 году расходы превысили уровень 2005 года на 127,3 млрд. тенге. При этом почти 40% от общего объема расходов было истрачено на реализацию бюджетных программ развития, относящихся к республиканскому уровню
- В рамках построения социально ориентированного общества, обеспечивающего высокое качество и передовые стандарты жизни для каждого казахстанца, третья часть средств – 572 млрд. тенге – была направлена на реализацию вопросов социального характера – образование, здравоохранение, соцпомощь. На образование было израсходовано 101 млрд. тенге. Более 80 млрд. тенге ушло на обеспечение населения первичной медико-санитарной помощью, переход на новые технологии и методики лечения, материально-техническое оснащение больниц, подготовку и переподготовку медперсонала, – сказала министр финансов.
На реализацию приоритетных инвестпрограмм было использовано 711 млрд. тенге. Холдингу "Самрук" на формирование и увеличение уставного капитала было выделено 1,2 млрд. тенге, "Казына" на те же цели получила 37,2 млрд. тенге.
Потратив "на себя", республиканский бюджет не поскупился и для регионов. Для создания равных условий регионам из республиканского бюджета было выделено в виде субвенций и трансфертов 410,3 млрд. тенге. На жилищное строительство регионы получили 6,2 млрд. тенге и 22 млрд. тенге в качестве кредитных ресурсов.
Лишние деньги
Что касается неосвоенных средств, то причины этому, по мнению министра, объективные.
- У нас осталось неосвоенными 2,2 млрд. тенге резерва. Минтруда сэкономило 2,8 млрд., Минздрав – 1,9 млрд., Минсельхоз – 1,5 млрд., Минюст – 1,2 млрд. тенге. В Минобразования 500 млн. тенге экономии пришлось на программу "Строительство и реконструкция объектов образования и науки" из-за отсутствия проектно-сметной документации на строительство межрегионального центра подготовки и переподготовки кадров технического и обслуживающего труда нефтегазовой отрасли в Атырау, – резюмировала Наталья Коржова.
Именно этот один недоосвоенный процент и стал основным предметом критики депутатов.
- В прошлом году мы констатировали, что из года в год, например, по Министерству труда и соцзащиты по всем программам они закладывают больше, чем могут освоить. И каждый год у них остаются неосвоенными огромные средства. Надо от этого уходить, закладывать реальные цифры, и это будет дешевле для государства. Что вы думаете по этому поводу? – спросил министра финансов Владимир НЕХОРОШЕВ.
Министр с упреком согласилась, но попыталась оправдаться:
- Для того чтобы меньше был процент неисполнения бюджетных программ, мы внесли в парламент законопроект "О государственных закупках". Три года подряд всю страну лихорадит оттого, что закон несовершенен, электронные закупки не работают. И мы на самом деле возлагаем большие надежды на то, что новый закон, который выйдет из стен парламента как раз к бюджету 2008 года, уберет бюрократические препоны, и госзакупки будут совершаться на более прозрачной основе. Тогда и точность исполнения бюджета будет более вероятной.
Председатель Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Кенжегали САГАДИЕВ поинтересовался, почему у нас с каждым годом увеличивается количество нецелевого использования бюджетных средств и что делает Минфин и другие контролирующие органы, чтобы этот показатель не рос, а постепенно снижался?
Отвечая ему, председатель Комитета финансового контроля и госзакупок Минфина Ануарбек СУЛТАНГАЗИН подтвердил, что рост необоснованного использования бюджетных средств и нецелевого и неэффективного их использования есть:
- Надо сказать, что по итогам прошлого года общая сумма выявленных комитетом нарушений выросла на 28%. То есть идет рост. В прошлом году органами финконтроля наложено взыскание на 1987 должностных лиц. И на 3393 работников наложены дисциплинарные взыскания. Чтобы не было нарушений, комитетом гласно подводятся итоги всех контрольных мероприятий. Если есть интерес, мы можем пофамильно назвать тех, кто наказан.
Сатыбалды ИБРАГИМОВ посетовал, что в комиссии по рассмотрению бюджета, в которую он входит каждый год, депутаты, похоже, проводят время впустую, присутствуя на "бухгалтерском отчете". Он же считает, что надо заняться вопросом улучшения самой системы исполнения бюджета:
- Мы привыкли, что имеем некую сумму поступлений – "икс". И никогда не работаем над тем, как увеличить этот "икс". А между тем, какую сумму мы потеряли, предоставляя налоговые льготы, скажем, "Испат-Кармету", который сегодня имеет нагрузку 2,7%? Вопрос об увеличении поступлений от транснациональных и нацкомпаний должен стать одним из главных.
Министр депутата обнадежила:
- На ближайшем заседании рабочей группы, которое будет обсуждать доходы, мы доложим о работе специального отдела по работе с недропользователями и крупными налогоплательщиками. К таким мы относим "Миттал Стил Темиртау", "Тенгизшевройл", "Казахмыс", крупные строительные компании, ТОО "Филип Моррис", "Казахтелеком" и так далее. Эти крупные налогоплательщики проверялись, но не закрыты по два-три акта проверок, потому что есть пробелы в контрактах. И только сейчас, с созданием спецотдела в стенах Минфина, нам удается прописывать пробелы в контрактах и через судебные разбирательства заставлять крупных недропользователей восстанавливать баланс интересов не только свой, но и республики.
Не будите зверя
Ерасыл АБЫЛКАСЫМОВ решил выяснить судьбу 330 млн. тенге, которые в прошлом году должны были быть выделены на строительство мечети и мавзолеев аль-Фараби и султана Бейбарса, соответственно в Дамаске и Каире:
- Из своего резерва премьер-министр выделил деньги. Но в конечном итоге работники Министерства культуры и информации сказали, что Коржова не дает. Кто будет отвечать за это?
Министр попыталась уверить депутата, что речь шла о сумме 1 млн. тенге, и они ушли по целевому назначению при формировании бюджета следующего года. Но депутат не поверил: "Что вы мне сказки рассказываете! Не злите меня".
Владимир Нехорошев посоветовал "не будить в нем (в Абылкасымове) зверя", и министр финансов согласилась дать ответ письменно.
…Депутаты намереваются заслушать всех администраторов программ, после чего выразить свое окончательное отношение к исполнению бюджета. |