Сагит ОСПАНОВ, "МК в Казахстане", 6 июня
Экономика Казахстана в этом году подпрыгнет выше, чем ожидалось. В результате она выдаст лишних полтриллиона (!) тенге. Несмотря на это, дыра в государственной казне вырастет до неприличных размеров. Бюджетные доходы не сойдутся с расходами больше чем на два миллиарда долларов. Куда уходят деньги, в какие города?
Социальный камуфляж
Правительство Карима Масимова успешно унаследовало хроническую болезнь предыдущего кабинета министров - перекраивать бюджет посреди года. Пошарив по сусекам и пощелкав калькуляторами, чиновники решили: в этом году мы сможем и заработать, и потратить больше. Доходы увеличатся на 76,5 млрд. тенге. А расходы - почти вдвое больше, на 146 миллиардов. На что прольется этот денежный дождь?
Судя по статьям бюджета, которые выделяются особой строкой, главным адресатом станет социальная сфера. Но если сложить основные статьи, едва наберется 40 млрд. тенге. Это меньше, чем получит один только фонд "Казына", объединяющий институты развития. Конечно, итоговые параметры бюджета еще будет уточнятся в парламенте. Скорее всего, депутаты несколько увеличат затраты на социалку. Но сути это не изменит. А она в том, что правительство окончательно выстроило новую, треугольную, модель государственных финансов (наших с вами денег).
Руками не трогать!
В новой модели государственных финансов главенствующее место занимает Национальный фонд. Получив практически все нефтяные доходы, по своему размеру и по значению он превзошел бюджет. Мало того, теперь Национальный фонд "спонсирует" бюджет в случае необходимости. Сам бюджет, как вторая часть финансовой системы, перекачивает деньги в институты развития. За последние годы там скопились миллиарды долларов. А институты объединились под единым началом - фонда "Казына". Так что эти средства можно смело именовать "теневым" бюджетом страны.
Все три части - это народные деньги. Но народ вместе со своими избранниками, депутатами, загнан в один угол финансового треугольника: бюджет. Он не имеет доступа к управлению средствами ни Национального фонда, ни институтов развития. Иными словами, оказался в стороне и от источников доходов, и от конечных расходов. Парламентариям, как представителям народа, дозволяется "трогать" лишь промежуточное звено: бюджет. А он в "треугольной" системе имеет абсолютно формальное значение, словно бухгалтерская ведомость, перестав быть инструментом финансового управления. Исчезновение денег в подобном треугольнике невозможно отследить. |