NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 20:28 ast
18:28 msk

Присоединяйтесь, присоединяйтесь!..
О том, что Казахстану в обозримом будущем грозит энергетический кризис, эксперты говорят вот уже несколько лет. Только в Астане ежегодный прирост потребления энергии - 25 процентов, а сети (особенно в старом городе) свои возможности давно исчерпали
25.06.2007 / экономика

Светлана Антончева, "Казахстанская правда", 22 июня

О том, что Казахстану в обозримом будущем грозит энергетический кризис, эксперты говорят вот уже несколько лет. Только в Астане ежегодный прирост потребления энергии - 25 процентов, а сети (особенно в старом городе) свои возможности давно исчерпали. Опасение увеличивается с вводом каждого нового строительного объекта, требующего дополнительных мощностей по электричеству и теплу. Пресловутая "присоединенка" и ее цена - "устоявшийся" предмет конфликта между энергетиками, предпринимателями и антимонопольщиками. Первые настаивают на полноценной плате за свои услуги, отказываясь компенсировать затраты бизнеса. Вторые при общей тенденции поддержки частного предпринимательства говорят о тарифном давлении и огромных расходах. Государственные же органы пытаются балансировать на грани общих интересов, не соглашаясь, однако, на безвозвратную основу "присоединенки". Яблоком раздора на этот раз стали Правила компенсирования затрат энергопередающих организаций на расширение и реконструкцию сетей транспортировки энергии общего пользования на возвратной основе, утвержденные приказом Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ). С их действием энергетики связывают огромные убытки и без того неприбыльных предприятий. Но обо всем по порядку.

Киловатт-история

До 2004 года монополисты были обязаны компенсировать затраты своих клиентов на "присоединенку", правда, путем выдачи им на руки собственных акций. Стоимость одного такого именного документа составляла примерно 45 тысяч тенге. Осознавая, что заполучить дивиденды не удастся даже в самом далеком будущем (прибыльное инфраструктурное предприятие в текущей ситуации, к сожалению, нонсенс), многие предприниматели принялись строчить отказы и даже судиться с монополистами. Тем не менее список акционеров вынужденно пополнялся, а государственные мужи все-таки задумались о справедливости того факта, что потребителям под предлогом возврата средств навязывают дорогостоящие и бесперспективные "ценные" бумаги. Наконец, постановлением Правительства № 1044 от 8 октября 2004 года были утверждены Правила присоединения дополнительных мощностей, предусматривавшие отказ от такого метода "компенсирования затрат". Но сама возвратная основа, несмотря на увещевания субъектов естественных монополий, оставалась обязательным условием.

Действовал следующий механизм: потребитель оплачивал услуги СЕМ, монополист же впоследствии, дабы вернуть вложенные средства, снижал ему тариф на зафиксированную в правилах величину. Каждый киловатт дополнительно подключенной мощности обходился предпринимателям в десятки тысяч тенге. При этом, если величина заложенных в тариф СЕМ амортизации и прибыли (как источников возврата средств) была небольшой, соответственно, ставка для потребителя снижалась незначительно, а срок "расплаты" растягивался на сто-двести лет (!). Понятно, что такое кредитование монополистов по принципу "почти даром" устраивало только их самих. Предприниматели не раз обращались в АРЕМ с просьбой навести порядок и ограничить возвратный период одним - пятью годами.

Ко всему, в 2004 году все функции по энергоснабжению от региональных электросетевых компаний (РЭК) были переданы энергоснабжающим организациям (ЭСО). Теперь потребитель должен был заключать договор с посредником, из-за чего процедура снижения тарифа РЭКом серьезно осложнилась.

- В какой-то мере ситуацию спасало то, что применение платы за "присоединенку" нелигитимно без наличия утвержденного плана развития электрических или тепловых сетей региона (города), - комментирует директор департамента по регулированию и контролю в сфере электро- и теплоэнергетики Агентства по регулированию естественных монополий Анатолий Шкарупа. - Стоимость подобных услуг СЕМ, согласно постановлению Правительства № 1044, определяется в этих планах, согласуется с АРЕМом, Министерством энергетики и минеральных ресурсов и утверждается местным исполнительным органом. Однако, например, план развития по городу Алматы мы согласовали лишь в августе-сентябре 2006 года, чуть раньше появился такой же документ в Атырау...

На сегодня планы развития электрических сетей есть лишь в пяти (!) регионах республики, перспективы же сетей тепловых и вовсе не определены. Этот вопрос, решение которого во многом зависит от инициативы самих монополистов, поднимался на ряде совещаний Правительства. Но решение пока так и не найдено.

Построение на лобби

В том же постановлении Правительства РК от 8 октября 2004 года закреплялось освобождение от платы за "присоединенку" застройщиков жилых домов. Зачинатели подхода настаивали на том, что снижение финансовой нагрузки повлечет за собой уменьшение стоимости квадратного метра. Что, безусловно, важно ввиду реализации государственной программы жилищного строительства.

- Все это напоминало хорошо пролоббированную акцию, - свидетельствует руководитель крупной энергоснабжающей организации. - Рентабельность строительства сегодня, и это ни для кого не секрет, - около ста процентов, и отмена дополнительной платы, по нашим расчетам, принесла коммерческим компаниям от десяти до тридцати долларов плюс на один "квадрат". Резонно спросить: а было ли соответствующее удешевление?

Ответ очевиден: цены на жилье за три года выросли более чем вдвое, а этот пункт в постановлении принес строителям определенный процент прибыли. И не более того. Кстати, монополисты в долгу тоже не остались. В разговоре с корреспондентом "КП" глава крупной строительной компании, отказавшись давать официальные комментарии, все-таки обмолвился о том, что есть своя "черная схема": не доплатишь СЕМ - не получишь технические условия. А то и вовсе начнут препоны чинить, к примеру, не подключат площадку к электричеству. Руководство столичного АО "Астанаэнергосервис", естественно, подобные обвинения в адрес собственных "дочек" отвергает, утверждая, что "сейчас плата за присоединяемые мощности для жилых объектов взимается только по договорам, заключенным до 2004 года". В Агентстве по регулированию естественных монополий, в свою очередь, признались: звонки с сигналами о нарушениях поступают, но большей частью эти жалобы - анонимные, с документальной же просьбой о вмешательстве контролирующих органов пока никто из пострадавших не обращался. В процессе споров на одном из совещаний в АРЕМе представитель "Алматы Пауэр Консолидейтед" не стал скрывать, что предприятия зачастую игнорируют правительственную волю:

- Ну что теперь поделаешь, раз жизнь такая, - "объяснил" генеральный директор "Казмунайгаз Энерго" (в чье ведомство входит АПК) Ерлан Упушев.

Конечно же, СЕМ не против и вовсе "узаконить" эти поборы либо обязать платить государство. К слову, все тем же постановлением затраты на "присоединенку" возложены на местные исполнительные органы.

- Монополист перед выдачей технических условий должен сам позаботиться и поставить в известность акимат, обязанный, в соответствии с постановлением Правительства, обеспечить ему компенсирование расходов, - говорят специалисты. - Но субъект этого не делает, а местные исполнительные органы просто не закладывают необходимые средства в бюджет. Акиматы, нельзя отрицать, строят сети, сами расширяют какие-то активы в рамках развития городов. Но все это - бюджетное финансирование конкретных программ, а не вклад в объекты под действующее постановление. В итоге СЕМ и приходится искать обходные пути...

В смысле и в схеме

Застройщиков административных зданий, а также многочисленных предприятий от платы за "присоединенку" пока никто не освобождал. Тем не менее АРЕМ взялся за усовершенствование механизма возврата этих средств. Так, приказом председателя Агентства по регулированию естественных монополий от 21 февраля 2007 года № 54-ОД (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов РК 20 марта 2007 года под № 4578) утверждены Правила компенсирования затрат энергопередающей организации на расширение и реконструкцию сетей транспортировки энергии общего пользования на возвратной основе. Они предусматривают обязанность региональных электросетевых и теплопередающих компаний заключать с каждым конкретным потребителем договор на присоединение и определяют механизм возмещения его затрат. Источники, в принципе, те же - амортизационные отчисления и прибыль. Но вот срок возврата средств отныне равен одной трети от срока службы силовых трансформаторов и магистральных трубопроводов (в случае, если идет речь о подключении к тепловой сети). Такой коэффициент разработчики правил вычислили логически и математически:

- В соответствии с нормативной документацией, в тариф включаются амортизационные отчисления: если, к примеру, актив субъекта служит 25 лет, то они составляют одну двадцать пятую часть (четыре процента) ежегодно, - разъясняет Анатолий Шкарупа. - Кроме этого, нужно учитывать прибыль. Ее ставка на задействованные активы - девять-десять процентов годовых. То есть в течение семи с половиной лет СЕМ собирает порядка 30 процентов за счет амортизации и 70 - за счет прибыли, возвращая потребителю сто процентов вложенных средств.

В правилах прописано, что монополист должен приступить к выплатам начиная с 13-го месяца после внесения "кредитором" всей суммы платежей. Таким образом, целый год у СЕМ - своеобразные каникулы, в течение которых он аккумулирует средства, инвестирует их в свои активы, ставит новые подстанции, прокладывает линии либо расширяет существующие мощности. Затем - раздает долги и, так сказать, зарабатывает на дополнительном объеме услуг весь оставшийся срок службы установленного оборудования. Схема понятна. Но вот фискальные органы, не учтя возвратных особенностей, изначально определили "кредит" монополистов в доходную статью и требуют уплаты налогов.

- Этот вопрос возник в первую очередь из-за налоговой неграмотности самих субъектов, - утверждает эксперт АРЕМа Анатолий Шкарупа. - В Правилах компенсирования затрат четко сказано: плата за присоединение дополнительных мощностей не является доходом СЕМ, так как взимается на возвратной основе. Это своего рода кредитование потребителем монополистов. Платеж необходимо оприходовать и отражать в бухгалтерском учете как кредиторскую задолженность. О каком корпоративном подоходном налоге тогда может идти речь?

Чтобы налоговики учитывали позицию, отраженную в документе, руководство АРЕМа параллельно внесло предложение в Министерство энергетики и минеральных ресурсов о совершенствовании нормативной правовой базы. Так что проблема налогообложения платы за "присоединенку" в скором времени будет исчерпана. Но, увы, не одна она вызывает тревогу. Нужно ли говорить, что перспектива "затянуть пояса" в течение семи лет и впоследствии получать весьма призрачную прибыль не слишком вдохновила руководство энергетических компаний.

"Точка" реакции

- Чудес не бывает. Если мы хотим, чтобы энергетика не стала окончательно убыточной, то, наоборот, затраты монополистов нужно компенсировать: либо с помощью увеличения амортизационных отчислений, либо повышения тарифа. Разработанные АРЕМом правила не дают четкого ответа, где же источник погашения "кредита"? Судите сами: еще не построена подстанция, не проведена модернизация оборудования (серьезная реконструкция занимает минимум два года!), а уже нужно возвращать деньги - через 13 месяцев. Интересно, за счет чего? - констатирует генеральный директор одного из предприятий Южного Казахстана.

С этим мнением согласен и заместитель председателя по коммерции АО "Астанаэнергосервис" Алексей Репин: при чрезвычайно низкой рентабельности и сроке осуществления проекта свыше 20 лет ни о каком развитии всего предприятия (между прочим, на благо всего города) нельзя и мечтать.

- Как таковой прибыли "на задействованные активы" вообще нет, это просто декларация Агентства по регулированию естественных монополий, - говорят специалисты. - Банковский депозит - десять процентов, а у нас в тарифе и того нет. Это что за бизнес такой?..

Возвратной основой энергетиков, по их же словам, подталкивают к отказу от подключения дополнительных мощностей в экономически "неугодных" для компании "точках", где нет пропускной способности. В итоге предприниматель будет получать на руки технические условия, невыгодные уже ему, и "тянуть" сети на куда большие расстояния. Известен случай, когда сметная стоимость строительства объекта предполагалась триста миллионов тенге, а строительство электрических и тепловых сетей обходилось застройщику еще в 98.

- А чего вы хотели? В новом активе предприниматель, конечно, заинтересован, но нам в этой ситуации он просто не нужен. И более того, повлечет убытки! - возражает анонимный руководитель крупной региональной компании-монополиста. - Пусть тогда застройщики ставят подстанции за свои средства, а мы, разумеется, за определенную плату будем их обслуживать. Стенания и вопли, что вот вы, подлые монополисты, хотите нажиться за счет потребителей, я, например, как сторонник рыночного подхода, не воспринимаю. Должен быть разумный компромисс. Дайте нам 25 процентов рентабельности, и все разговоры прекратятся.

Проблема "присоединенки" перекликается с другой, более глобальной, - низкая инвестиционная привлекательность электроэнергетической отрасли.

Заместитель председателя правления по коммерции АО "Астанаэнергосервис" Алексей Репин согласился, что для ее повышения необходимо искать нетарифный способ. В этом смысле плата за присоединяемую мощность, уверены монополисты, единственный источник средств для обоснованного усиления мощностей в соответствии с растущими потребностями энергопотребления.

Опыт безвозвратный

- Я за безвозвратную основу и единовременный платеж, - продолжает разговор А. Репин. - Естественно, его размер должен регулироваться, просчитываться и утверждаться, в зависимости от того, промышленный это объект или административный. Но вот необоснованные льготы, как в жилищном строительстве, необходимо отменить. Достаточно открыть газету с объявлениями о продаже квартир, чтобы понять: они своей цели не достигли.

Эксперты зачастую ссылаются на опыт России. В Методических указаниях по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам в феврале 2005 года, четко сказано: "Плата взимается однократно. Ее размер должен компенсировать расходы на проведение работ по технологическому присоединению нового объекта к электрическим сетям. Включение этих расходов в состав платы за услуги по передаче электрической энергии не допускается". Российские специалисты неустанно подчеркивают, что на деятельности по техприсоединению сетевые компании не стремятся зарабатывать какие-либо дополнительные прибыли, а лишь покрывают объективные затраты.

Тем не менее руководство АРЕМа уверено: в Казахстане при действующей методологии тарифообразования безвозвратный метод неприменим.

- Допустим, монополист взял с потребителя сто тысяч тенге за подключение. Завтра же он придет в Агентство по регулированию естественных монополий и обоснованно, в соответствии с нашей же инструкцией, будет требовать включить в тариф амортизацию на величину актива. На эти же сто тысяч! - возмущается директор департамента по регулированию и контролю в сфере электро- и теплоэнергетики Анатолий Шкарупа. - И АРЕМ ему не сможет отказать. Соответственно, потребитель один раз заплатит монополисту напрямую и потом в течение 25 лет - срока службы актива - еще раз такую же сумму через тариф. Приплюсуйте сюда еще ставку прибыли, которая превысит величину амортизации! Именно поэтому наша позиция так категорична в этом вопросе.

Кстати, совсем недавно делегация агентства вернулась с энергетической конференции в Стамбуле. И, по словам А. Шкарупы, представителей России очень заинтересовала отечественная, возвратная, практика...

Вместо эпилога

АРЕМ, автора "нашумевших" Правил компенсирования затрат на "присоединенку", не раз обвиняли в излишнем бюрократизме и "урезании" заявок монополистов. Но нужно признать: если бы не агентство, вклад СЕМ в инфляцию был бы в разы более весомым. Энергетические компании сами не отличаются стремлением к поиску других источников финансирования, а ведь уже есть примеры, когда крупные промышленные предприятия просто отказываются от услуг РЭКов. Вся нормативная правовая база сегодня - на стороне застройщика, но у монополиста остаются рычаги воздействия, связанные с выдачей технических условий. Хотя и это спорный вопрос: если требования необоснованно завышены, потребитель может оспорить их в отраслевом министерстве. Этим правом обычно не пользуются: застройщики просто не хотят терять время и предпочитают "договориться" с услугодателем.

Реакция монополистов на новые правила последовала незамедлительно: в ряде регионов, например, в Алматы, компании уже прекратили выдачу технических условий. Столичные монополисты пока на такие меры не идут, однако признаются, что вынуждены ограничиться в выдаче документов на подключение тепла: источников не хватает. СЕМ ставят вопрос о невозможности возврата средств в течение семи лет из-за фактического отсутствия прибыли. Они также утверждают, что в течение года не успевают аккумулировать и инвестировать потребительские "вклады". Независимые эксперты склоняются к тому, что время возврата нужно определять исходя из общего срока службы активов и продлить "каникулы" до двух-двух с половиной лет. АРЕМ активно привлекает к обсуждению представителей общественности. Но вопрос все еще остается открытым. Стороны заинтересованы прежде всего в том, чтобы механизм работал и не ущемлял права потребителей. Последнее слово, говорят в агентстве, будет за представителями бизнеса.

Экспертное мнение

Президент Центрально-Азиатской ассоциации предпринимателей Талгат Доскенов:

- Безусловно, нужно найти компромисс между интересами субъектов естественных монополий и частных предпринимателей, чтобы бизнес мог эффективно развиваться, а оборудование энергетических компаний - модернизироваться. Необходимо учитывать и "социальный фактор". Так, например, если строительство связано с выполнением каких-либо социальных программ: жилье для малообеспеченных семей, бюджетных организаций, - финансирование трат на присоединяемые мощности должно идти из бюджета. Но в целом мы считаем, плата за "присоединенку" для субъектов крупного бизнеса должна осуществляться на безвозвратной основе. Для среднего - на возвратной, но на протяжении, скажем, тридцати лет. А вот для субъектов малого предпринимательства нужно сделать исключение - до определенного порога, 40-50 киловатт, - иначе они просто начнут исчезать...


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Сообщение МИТ 29.06.2007
Налог невозвратный 29.06.2007
"Народный сберегательный банк Казахстана" сообщил о получении награды "Лучший розничный банк в Центральной Азии" от журнала "The Asian Banker" 29.06.2007
АО "Банк ТуранАлем" сообщило о реорганизации деятельности своих представительств за рубежом 29.06.2007
Ист Кэпитал менеджмент 29.06.2007
Запуск второй линии электропередачи 500 кВольт транзита "Север-Юг Казахстан" состоится в сентябре 2008 года 29.06.2007
Акционеры КТК обсудят 3-4 июля увеличение тарифов и мощности 29.06.2007
Власти Китая обвалили фондовый рынок страны 29.06.2007
Импульс консолидации 28.06.2007
Почему госСТРАХ навевает СТРАХ? 28.06.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz