Любовь Подоляк, "Литер", 27 июня
Известно, что государство делает большую ставку на институты развития. Но некоторые из них, как минимум, не справляются с возложенными на них задачами. К такому выводу пришли ревизоры Счетного комитета, проверив деятельность АО "Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций".
Судите сами: если в 2004 году из 49 одобренных проектов застрахованы 36, то есть 74 процента от общего плана, то уже в прошлом году это акционерное общество исполнило только третью часть запланированного. А именно: были застрахованы 23 проекта из 62 одобренных, что составляет всего лишь 37 процентов от общего числа проектов. Такие факты, свидетельствующие о некачественной работе АО "Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", выяснились во время проверки сотрудниками Счетного комитета. Получается, что количество застрахованных проектов по экспортным кредитам в прошлом году по сравнению с 2005 годом уменьшилось в 1,8 раза.
В целом запланированный объем страхования за два предыдущих года выполнен только на 40 процентов и составил 20 млрд тенге. В прошлом году пять проектов по страхованию кредитов и инвестиций были направлены на экспертизу в АО "Фонд устойчивого развития "Казына". Но окончательное решение по ним еще не принято.
Как сообщили в пресс-службе Счетного комитета, в результате нерационального использования средств и управления активами государства госкорпорация не в полном объеме выполнила поставленные перед ней цели и задачи. Слова государственных аудиторов подкреплены цифрами. По их данным, в прошлом году госкорпорацией от страхования экспортных кредитов и инвестиций получены доходы в размере 33 млн тенге. А вот от размещения свободных денег в государственные ценные бумаги и другие финансовые инструменты корпорация "разбогатела" почти в 16 раз, а если точнее на 518,8 млн тенге, или 94 процента от общей суммы доходов.
Это яркое свидетельство того, что институт развития поставил на другую лошадку, забыв при этом о своем главном предназначении – содействовать развитию экспортоориентированных производств в несырьевом секторе экономики. Возможно, поэтому корпорация и не вызывает интереса у крупных партнеров. Так, по данным Счетного комитета, с 2004 года услугами госкорпорации пользовались в основном предприятия малого и среднего бизнеса по экспорту пшеничной муки, а также АО "Банк ТуранАлем". Национальные компании и другие крупные акционерные общества с участием государства, экспортирующие товары и инвестиции, не прибегали к их услугам.
Кроме того, Счетным комитетом установлено, что при исчислении корпоративного подоходного налога на вычеты необоснованно были отнесены расходы 2004 года. А это кругленькие суммы: в 2004 году – 82,1 млн тенге, в 2005 – 96,3 млн тенге. Этот огрех не был обнаружен налоговиками, проводившими в свое время комплексную проверку. В итоге госкорпорации все сошло с рук.
Тщательно проанализировав деятельность института, ревизоры выступили с рядом предложений. Так, правительству было рекомендовано разработать эффективный механизм оказания страховых услуг национальным компаниям и акционерным обществам с участием государства, экспортирующим несырьевые товары (услуги) и инвестиции.
АО "ФУР "Казына" аудиторы посоветовали пересмотреть план развития АО "Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" на 2007–2009 годы. Также Счетный комитет считает, что АО "Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" и АО "Центр маркетингово-аналитических исследований" должны совместно проводить маркетинговые исследования по вопросам развития экспорта казахстанских товаров и услуг, распространения информации о потенциальных рынках сбыта. Кроме того, предлагается инициировать внесение изменений и дополнений в перечень товаров и услуг, относящихся к "несырьевым" группам. В этом случае из поля зрения страховщиков не выпадет ни один товар или услуга. |