Ирина Казанцева, "Экспресс-К", 10 августа
Алматы можно смело назвать амбициозным городом. Южная столица развивается как деловой, научный, культурный, инновационный и региональный финансовый центр. Кроме того, мы претендуем на звание центра международного туризма. Все это отражается на формировании нового городского облика. Судя по проектам генерального плана, алматинцев ждут большие перемены.
Приоритетными направлениями развития города на ближайшие годы является создание современной инфраструктуры и идеальных условий для функционирования отрасли международного туризма, финансового сектора, технопарков, малого и среднего бизнеса. Все это заложено в генеральном плане, главная цель которого - предусмотреть комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятной, безопасной и социально удобной жизненной среды. Основная архитектурно-градостроительная идея этого документа заключается в сохранении и формировании облика Алматы как "города-сада".
Градостроительное развитие южная столица получит за счет освоения свободных территорий и расширения города вдоль главных планировочных осей. В западном направлении это пр. Райымбека - автодорога Алматы - Бишкек, в восточном - Кульджинский, Талгарский тракты, в северном - Капшагайское шоссе. Также планируется реконструкция уже застроенных территорий.
Экономическим показателем эффективности намеченных планов станет увеличение к 2020 году по сравнению с 2000 годом объемов производства валового регионального продукта в 3 раза, объемов капитальных вложений в сопоставимых ценах - в 2,5 раза, доходов на душу населения - более чем в 2 раза.
Жилищное строительство
Согласно генплану в Алматы планируется осуществлять как многоэтажное, так и малоэтажное жилищное строительство. Многоэтажки традиционно продолжают возводиться в западном направлении - между пр. Райымбека и ул. Толе би, широкой полосой вдоль пр. Абая. Кроме того, пополнение жилищного фонда будет идти за счет новых домов в южной части города и выборочной реконструкции центральных районов.
В целях формирования основных магистралей города, строительства путепроводов, развязок в разных уровнях, развития основных градостроительных узлов предусматривается снос старого жилого фонда на таких магистралях, как проспекты Сейфуллина, Достык, Райымбека и Абая, улицы Толе би, Жансугурова, Жандосова, Шемякина, Северное полукольцо, Фурманова и других.
Малоэтажные дома будут возводиться в северо-западном направлении на территориях севернее пр. Рыскулова между реками Каргалинка и Боролдай, на востоке - между ул. Шемякина и рекой Малой Алматинкой севернее прудов "КазПАС", на севере - в районе Первомайской нефтебазы, а также в районах усадебной застройки.
Генпланом предлагается поэтапная реконструкция территорий с устаревшим, ветхим жилищным фондом и заменой его капитальными сейсмостойкими многоэтажными домами, соответствующими среднеевропейским стандартам. Вдобавок будет проведена комплексная модернизация территории, на которой в настоящий момент располагаются типовые дома, массово возводившиеся в 60-70-е годы прошлого века. В основном такие здания находятся в микрорайонах.
Муниципальный жилищный фонд города станет одним из важнейших элементов формирующегося рынка жилья. Это будут в основном высотные дома, сооруженные с применением недорогих материалов, по типовым проектам. Объем нового муниципального строительства составит порядка 1,9 млн квадратных метров.
Развитие инфраструктуры
Одна из важнейших задач, заложенных в генеральном плане, - развитие инфраструктуры Алматы. С 2006 года у нас официально отдается предпочтение комплексной застройке. Город активно растет и развивается в юго-западном и северо-восточном направлениях. Сегодня одиночные новостройки скорее исключение, нежели правило. Возводятся целые районы со своими социальными объектами и транспортными развязками. Вследствие расширения города в Алматы происходит смещение центра деловой активности. Теперь новым географическим "ядром", вокруг которого будут сосредоточены офисы и супермаркеты, станет мегарайон "Сайран".
Это проект, охватывающий площадь в 228 гектаров. Он полностью соответствует основным направлениям генерального плана города: комплексная застройка, социальные объекты, офисная недвижимость, масштабное озеленение, развлекательные центры. В частности, в новом районе будет построено несколько школ, детских садов и поликлиник. Для удобства жителей в "Сайране" появятся новые супермаркеты, а также будет построен самый большой в Средней Азии молл - торговый центр, предоставляющий максимальный набор услуг для потребителей и множество вариантов для семейного отдыха.
Сейчас в этом районе полным ходом идет возведение новых жилых домов и бизнес-центра. Основную часть жилья составляет "бизнес-класс", поскольку это наиболее доступная категория для широких слоев населения. Таким образом, район Тастака становится одним из самых привлекательных мест для работы и отдыха.
Озеро Сайран в связи с реконструкцией также приобретет новый облик. В проекте заложена модернизация побережья, которая включает сооружение благоустроенного пляжа, а также строительство объектов сферы обслуживания, ресторанов и многое другое.
Кроме того, в районе будет создан зеленый массив, проходящий вдоль ул. Карасай батыра. Благодаря продуманному озеленению и единой водной системе, предусмотренной в проекте, в новом районе значительно улучшится экология.
Город туризма
Алматы сейчас позиционируется как будущий центр международного туризма. Для этого создается новый эффективный сектор экономики города, использующий потенциал историко-культурного наследия и уникального природного окружения южной столицы. Планируется повышение ежегодного потока туристов до 253,5 тысячи человек, обустройство зон и объектов, являющихся достопримечательностями, создание комплексной инфраструктуры для отдыха. В связи с этим намечается увеличение емкости гостиничной сети города с 5,8 до 7,8 тыс. мест. Кроме того, будет усовершенствована система транспортного туристического обслуживания в аэропорту и на железнодорожных вокзалах.
Транспорт и развязки
Основой планировочной структуры нашего города является природно-экологический и транспортный каркас. Первый формируют горные реки, парки, скверы, бульвары и другие зеленые территории, которые являются "легкими" города. Сегодня вдоль рек Аксай, Есентай, Каргалинка, Большая и Малая Алматинки уже создаются полосы с широким озеленением.
Что касается транспортной структуры города, генеральный план предусматривает ее развитие и совершенствование путем создания объездных автомобильных дорог, сети сервисного обслуживания, транспортных развязок, путепроводов, эстакад. Всего предусмотрено строительство 51 развязки.
Изоляцию городских территорий от транзитных автомобилей обеспечит Большая Алматинская Кольцевая Автодорога (БАКАД), огибающая город большим полукольцом от Талгарского тракта на востоке до ул. Жандосова на западе.
Так как транспорт является основным источником загрязнения атмосферы города (около 80% от всех выбросов вредных веществ), в генеральном плане предлагаются совершенствование улично-дорожной сети, ввод метрополитена и увеличение доли электротранспорта. Планируется открытие троллейбусных маршрутов до катка "Медео", по пр. Аль-Фараби и ул. Саина, а также трамвайных маршрутов в западной и центральной частях города.
Таким образом, к 2020 году Алматы преобразится и расширится. Значительные изменения в облике города заметны уже сейчас, но вполне может быть, что впереди нас ждут новые градостроительные проекты. Ведь корректировка генерального плана проводится каждые пять лет. Так что поживем - увидим. |