NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 04:05 ast
02:05 msk

Как нам обустроить экономику
В 2006 году объем ВВП страны превысил 10,1 триллиона тенге, или 80,4 миллиарда долларов, увеличившись по сравнению с объемом 2005 года в реальном выражении на 10,6 процента. ВВП на душу населения по итогам 2006 года превысил 5,2 тысячи долларов и увеличился по сравнению с 2005 годом в 1,4 раза
24.09.2007 / экономика

Бахыт СУЛТАНОВ, министр экономики и бюджетного планирования РК, "Казахстанская правда", 21 сентября

Сегодня начал работу Международный экономический форум "Казахстанская модель экономического развития: новые вызовы и перспективы". Цель его - обсуждение актуальных для отечественной экономики вопросов.

Поставленная Главой государства задача по модернизации экономики предполагает ее перевод на качественно новый уровень, обеспечивающий высокую степень конкурентоспособности и расширение зоны жизненных интересов страны в условиях глобализации. Другими словами, это переход из разряда "стран догоняющего развития" в число равноправных и сильных участников мировых экономических процессов.

Для реализации идеи экономической модернизации в стране созданы важные предпосылки. Заложены необходимые институционально-правовые основы. Развивается бизнес-сфера. Внедряются современные методы ведения бизнеса. В стране есть несколько десятков компаний, которые по определенным показателям входят в число лидирующих в стране и Центрально-Азиатском регионе. Это банки второго уровня, крупные промышленные группы и компании, государственные холдинги.

Ведущие отечественные предпринимательские и финансовые структуры признают потенциальную возможность реально участвовать в модернизации казахстанской экономики. Они готовы принять на себя функцию корпоративных лидеров и успешно реализовать прорывные проекты. Но при условии четкого определения намерений государства в развитии экономики страны. Очевидно, назрела необходимость существенной корректировки роли государства в структурной трансформации экономики.

Это предполагает создание и развитие формата взаимодействия государства и бизнеса, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства, позволяющего частный сектор активно вовлекать в реализацию проектов, способных привести к желаемым структурным сдвигам в экономике. Нам необходимо занять такие ниши в мировой хозяйственной системе, которые позволят лидировать на определенных направлениях.

Пока же отечественную экономику характеризуют следующие показатели. В 2006 году объем ВВП страны превысил 10,1 триллиона тенге, или 80,4 миллиарда долларов, увеличившись по сравнению с объемом 2005 года в реальном выражении на 10,6 процента. ВВП на душу населения по итогам 2006 года превысил 5,2 тысячи долларов и увеличился по сравнению с 2005 годом в 1,4 раза.

За 2006 год экспорт Казахстана достиг 38,3 миллиарда долларов, вырос на 37,3 процента по сравнению с 2005 годом. Расширение импорта (23,7 миллиарда долларов) за этот период на 36,4 процента в сравнении с 2005 годом - отражение динамичного роста экономики. Опережающий рост экспорта обуславливает положительный торговый баланс и уверенный рост резервов страны. Валовые резервы страны (с учетом Национального фонда РК) составили 33,2 миллиарда долларов на первое января 2007 года.

В национальную экономику вовлечены иностранные инвестиции. С 1993 по 2006 год Казахстан привлек 51,2 миллиарда долларов прямых иностранных инвестиций (более 3 000 долларов на душу населения), сделав страну лидером среди стран СНГ по уровню инвестиционной привлекательности. Международный имидж страны способствует росту инвестиций. Казахстану первому из стран СНГ присвоен инвестиционный страновой рейтинг. Всемирный банк включил республику в число 20 стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций.

Финансовый рынок - один из самых динамично развивающихся секторов экономики. Объем выданных кредитов экономике за 2006 год составил 4,7 триллиона тенге и увеличился по сравнению с 2000 годом в 17 раз.

В целях повышения конкурентоспособности отечественной продукции государство поддерживает отечественных предпринимателей при внедрении систем менеджмента качества. Количество предприятий Казахстана, внедривших системы менеджмента качества ISO серии 9000, возросло с пяти в 2001-м до 662 в 2006 году. Около 260 предприятий - на стадии внедрения. 32 предприятия сертифицировали систему управления окружающей среды на соответствие требованиям международного стандарта ISO серии 14000.

Однако имеющиеся достижения значительно нивелируются присутствием и усилением проблемы структурной диспропорции экономики. Растет угроза "перегрева" и "голландской болезни". Несмотря на впечатляющий рост экспорта, товарная структура сохраняет преимущественно сырьевой характер, и эта тенденция усиливается. В структуре экспорта более 90 процентов занимает сырьевая продукция. Страна не имеет собственных брендов готовой продукции, узнаваемых в мире.

Сектора горнодобывающий, финансовый, телекоммуникационный, а также жилищного строительства в силу высокой доходности поглощают важнейшие ресурсы (финансовые, кадровые, научно-технические) за счет оттока из других отраслей и секторов экономики. Экономическая система циклически замыкается, блокируется возможность поступательного развития основной части несырьевого сектора.

На протяжении ряда лет предприятия обрабатывающей промышленности демонстрируют отрицательную рентабельность. Так, в 2005 году убыточность в сфере производства пищевых продуктов составила 0,8 процента, в текстильной и швейной промышленности - 8,3 процента, химического производства - семь процентов, производства кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов - 1,5 процента.

Несмотря на меры по созданию текстильного кластера, в 2006 году индекс физического объема текстильной промышленности практически не вырос и составил 99,9 процента по сравнению с 114 процентами в 2005 году. При этом доля отрасли в составе обрабатывающей промышленности за 2001-2005 годы снизилась с 4,3 процента до 2,15 процента.

В химической промышленности к завершению 2005 года уровень износа оборудования в различных подотраслях составляет от 43 до 80 процентов, доля в себестоимости затрат на энергоресурсы превышает 50 процентов.

В машиностроении загруженность производственных мощностей составляет не более 10-13 процентов. В общем количестве машиностроительных предприятий заводы - производители конечных видов продукции - составляют только шесть процентов.

Предполагалось, что инвестиционные и инновационные предложения будут направляться на повышение конкурентоспособности товаров и услуг, производимых в несырьевых отраслях. Как показывает практика, в настоящее время наибольший удельный вес инвестиций, в том числе иностранных, по-прежнему направлен в нефтегазовый сектор.

При этом в 2006 году затраты на приобретение технологий в общем объеме инвестиционной деятельности недропользователей составили 75,4 миллиона долларов США, или 0,7 процента от общего объема затрат. Поэтому очевидно, что стимулирование развития обрабатывающего, наукоемкого и сервисно-технологического секторов должно осуществляться на основе специально созданных условий для их адекватного развития. Это принципиально важно, потому как, несмотря на принимаемые меры господдержки, отмечается устойчивое снижение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП - с 14,2 процента в 2003 году до 11,6 процента в 2006 году.

Собственно, такое положение дел обусловлено рядом причин и факторов.

Первое. До настоящего времени не принята единая схема размещения производительных сил с учетом имеющихся ресурсов и стратегических планов. Как следствие, не ведется целенаправленная работа по формированию системного инвестиционного портфеля индустриальных, инновационных, инфраструктурных проектов. При этом развитие транспортной, инженерной инфраструктур и системы жизнеобеспечения значительно отстает от потребности экономического развития. А эффект от отдельных внедряемых проектов в несырьевом секторе, как правило, незначителен.

Второе. В силу объективных рыночных процессов формирования и направления инвестиционных и интеллектуальных потоков произошел естественный переток и концентрация всех видов ресурсов в сырьевых отраслях, финансовом секторе и секторе недвижимости.

Третье. В названных условиях созданный государством механизм перераспределения основных ресурсов в несырьевой сектор практически не работает. Интересы капитала сырьевого сектора лоббируются определенными структурами. Не получает развития фондовый рынок. Низка технологическая оснащенность обрабатывающего сектора. Сохраняются высокий уровень энергоемкости экономики и низкая производительность труда. Наш обрабатывающий сектор характеризуется высокой капиталоемкостью при длительных сроках окупаемости, высоких рисках, коротким жизненным циклом конкурентоспособного продукта.

Четвертое. При отсутствии системообразующей базы обрабатывающего сектора, утерянной во время переходного периода, потенциальные инвесторы сталкиваются с проблемами поиска перспективных высокотехнологичных проектов и их внедрения.

Пятое. Несоответствие качества отечественной продукции мировым стандартам приводит к сужению рынков сбыта и устойчивому вытеснению импортом.

Шестое. Исчерпывается ресурс действующих энергогенерирующих мощностей, сопровождаемый износом основных средств.

Перечисленные проблемы также проистекают из недостаточного государственного участия в моделировании экономических процессов. Усиление такового должно осуществляться за счет корпоративных лидеров и прорывных проектов. Для реализации намеченного необходимо определить и утвердить перечень стратегических ресурсов государства, которые не должны экспортироваться в виде сырья и подлежат полной обработке на территории республики; реанимировать товарно-сырьевую биржевую торговлю, в том числе для стратегических ресурсов; провести инвентаризацию инвестиционных программ в рамках контрактов недропользователей; провести переговоры с иностранными инвесторами, работающими в добывающем секторе страны, о переработке не менее 30 процентов объема сырья на внутреннем рынке; установить в обязательном порядке по вновь заключаемым контрактам на недропользование условия обеспечения не менее 50 процентов переработки сырья на нашей территории. Важно также стимулировать интересы банков второго уровня в развитии прорывных проектов обрабатывающего и сервисно-технологического секторов, в том числе через внесение изменений в законодательные акты (разрешить крупным банкам участвовать в уставном капитале компаний, осуществляющих прорывные проекты); организовать реализацию продукции обрабатывающего сектора через механизмы прямого контракта с глобальными покупателями путем формирования пулов однородной продукции; обеспечить упрощение и прозрачность процедур получения инвестиционных преференций.

Предстоит создать и внедрить через государственно-частное партнерство систему привлечения работодателей и инвесторов к участию в создании и укреплении учебно-производственной базы учебных заведений профессионального образования в обрабатывающем и сервисно-технологическом секторах. Надо сформировать системный инвестиционный портфель индустриальных, инновационных, инфраструктурных проектов на базе Генеральной схемы организации территорий РК.

Надо сказать, государство готово предоставлять земельные гранты для реализации прорывных проектов в соответствии с законодательством; реализовывать комплекс мер по формированию оптимального уровня налоговой нагрузки, совершенствовать таможенно-тарифную политику и устранять недостатки налогового и таможенного администрирования. Равно как и привлекать частный капитал в строительство и эксплуатацию инфраструктурных объектов для реализации проектов обрабатывающего и сервисно-технологического секторов через механизмы государственно-частного партнерства; проводить маркетинговые исследования на внутреннем и внешнем рынках по поиску ниш для организации прорывных проектов; формировать системы оперативного и полноценного информационного обмена по проблемам модернизации экономики, реализации прорывных проектов, поиску инвесторов; осуществление международной поддержки прорывных проектов через использование различных инструментов внешней политики и дипломатии.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Нацбанк сохранил ставку рефинансирования на уровне 9% 28.09.2007
Цена на хлеб в крупнейшем городе Казахстана повысится 28.09.2007
"Полностью остановить рост цен в сегодняшней экономической ситуации в Казахстане невозможно" 28.09.2007
Дорогое будущее, но светлое 28.09.2007
Минсельхоз готов выделить средства для формирования зерновых стабфондов в регионах 28.09.2007
Пшеничное зерно раздора 28.09.2007
Стратегия партнерства 28.09.2007
"В Казахстане в ближайшее время не планируется повышать тарифы на грузовые железнодорожные перевозки" 28.09.2007
"ИСТ Кэпитал" переименовывается в Инвестиционную группу "ИСТ Коммерц"; в ее капитал вошел "Казкоммерцбанк" 28.09.2007
ВТБ отказался от покупки банка в Казахстане 28.09.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz