АСТАНА. 2 октября. КАЗИНФОРМ /Дина Ермаганбетова/
Правительственные дебаты по поводу недоосвоения бюджетных средств становятся все активнее с приближением конца года. А несовершенство системы государственного финансового контроля озвучивается уже на высшем уровне вместе с необходимостью усиления ревизионных комиссий маслихатов и Счетного комитета. На этом фоне, с 2009 года Казахстан все же переходит на трехлетнее планирование бюджета. И, как убеждает Кабмин, это послужит жесткому регулированию экономики и госрасходов. О прогнозах исполнения бюджета-2007, финансировании на следующий год, трехлетнем госпланировании и многом другом шла речь в интервью корреспондента Казинформа с председателем Комитета казначейства Министерства финансов РК Диной Шаженовой.
- Каковы прогнозы исполнения республиканского бюджета в текущем году? Какие факторы вызывают недоосвоение средств?
- При годовом плане поступлений республиканского бюджета в сумме 1 трлн. 808 млрд. тенге (без учета гарантированного трансферта из Нацфонда и поступлений от размещения государственных ценных бумаг), фактическое исполнение ожидается на уровне 108,8 процента к плану, или 1 трлн. 966 млрд. тенге. Что касается исполнения расходов, ожидается, что они составят 2 трлн. 347 млрд. тенге при годовом плане 2 трлн. 369 млрд. или 99,1 процента.
Что касается второго вопроса, то на недоосвоении бюджетных средств сказываются длительные конкурсные процедуры или несостоявшиеся конкурсы, несвоевременное заключение договоров с поставщиками товаров, работ. В качестве объективных причин могу назвать экономию по текущим затратам за счет наличия вакантных должностей, изменение цен и объема натурального потребления, форс-мажорные обстоятельства, изменения уровня инфляции и структуры плана эмиссии государственных ценных бумаг, изменение кросс-курсов иностранных валют, плавающих процентных ставок, фактическое освоение правительственных внешних займов, а также изменение среднегодового курса тенге к доллару США, уменьшение фактического количества получателей бюджетных средств против запланированного. Эти факторы ежегодно сказываются на показателях своевременного и полного освоения средств республиканского бюджета.
- Расскажите, пожалуйста, какова специфика бюджета на 2008 год? Каким отраслям планируется значительно увеличить финансирование и на какие цели?
- В проекте бюджета на 2008 год расходы, обеспечивающие рост человеческого капитала, составят основную долю – 61 процент. Это расходы на социальную сферу (32,7%), на развитие системы образования (27,8%) и здравоохранение (19,2%), жилищно-коммунальное хозяйство (11,9%), культуру и спорт, а также на совершенствование системы информационной политики (6,5%). Оставшуюся часть бюджета в следующем году планируется направить на развитие инфраструктуры, аграрного и индустриального секторов, инноваций.
- На открытии первой сессии Парламента РК четвертого созыва Президент РК Н.Назарбаев отметил необходимость укрепления системы государственного финансового контроля. Он считает недостаточно качественным планирование бюджетных средств, неэффективным использование средств и слабым - контроль за их освоением. Что, по-Вашему, серьезно затрудняет решение этих задач?
- Действительно, в погоне за полным освоением средств администраторы бюджетных программ порой забывают об эффективном их использовании и не несут ответственности за конечный результат выполнения программы. Потому необходимо, чтобы в основе принятия бюджетных решений лежали не только суммы затрат по видам расходов (выплата заработной платы, оплата коммунальных услуг, проведение капитального ремонта и пр.), но и совокупность целей, задач и мероприятий, которые госорганы планируют реализовать для решения проблем в той или иной отрасли. Отмечу, что отличительной особенностью бюджета на 2008 год станет внедрение системы госпланирования, ориентированной на конечный результат.
- По оценке специалистов, возможно, учитывая новый механизм формирования Нацфонда и впервые запланированную цену нефти на довольно высоком уровне – 60 долларов за баррель, расходная часть бюджета может превысит доходную. Что Вы думаете по этому поводу?
- Новый механизм функционирования Нацфонда заключается в том, что поступления от предприятий нефтяного сектора, от приватизации госимущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям, от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения полностью направляются в фонд. В связи с этим колебания цен на нефть не скажутся на доходах и расходах бюджета.
Средства фонда направляются в республиканский бюджет в виде гарантированного трансферта на реализацию бюджетных программ развития. Расходы на текущие бюджетные программы финансируются за счет отчислений в бюджет от ненефтяной части экономики, при этом определенная доля расходной части бюджета может покрываться за счет заимствования (внешнего и внутреннего) в рамках установленных ограничений. Законом "О гарантированном трансферте на 2007-2009 годы" уже определены размеры гарантированного трансферта на этот период, в том числе на 2007 год - в сумме 301,7 млрд. тенге.
К примеру, за восемь месяцев т.г. в Нацфонд зачислено 610,1 млрд. тенге. Тогда как по состоянию на 1 сентября 2007 года в республиканский бюджет для финансирования программ развития из фонда привлечен гарантированный трансферт на сумму 229 млрд. тенге.
- С 2009 года Правительство Казахстана намерено перейти на трехлетнее планирование республиканского бюджета. Каковы положительные и отрицательные стороны такого госпланирования?
- Планируемый переход на трехлетнее бюджетное планирование может стать логическим продолжением политики стабильности и инструментом жесткого регулирования экономики и государственных расходов. Данное решение, я считаю, - признак повышения устойчивости, стабильности и предсказуемости развития казахстанской экономики в целом.
К слову, уже несколько лет подряд при планировании бюджета на соответствующий финансовый год устанавливаются важнейшие показатели социально-экономического развития страны. В дальнейшем, как я уже говорила, предполагается поэтапный переход к бюджету, ориентированному на результат, а также внедрение контрактных обязательств по модели "заказчик-исполнитель", - в первую очередь, с администраторами бюджетных программ, предоставление последним большей самостоятельности при использовании средств. Сегодня уже разработана Концепция по внедрению системы госпланирования, ориентированной на результаты, где предусматривается внедрение с 2009 года новой иерархии программных документов.
- Спасибо за интервью. |