Игорь ПРОХОРОВ, "Казахстанская правда", 4 октября
На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра Карима Масимова в минувший вторник рассмотрены вопросы реформирования железнодорожной отрасли, в том числе и субсидирование пассажирских перевозок, а также законодательные поправки, касающиеся платных автомобильных дорог.
Министр транспорта и коммуникаций Серик Ахметов представил комплексный план реформирования железнодорожной отрасли. АО "Казахстан темир жолы" обозначено в нем как единый технологический холдинг, ответственный за взаимодействие всех участников перевозок. По мнению министра, предполагается сохранить за КТЖ статус национального перевозчика и функции железнодорожной администрации. Министр предложил также утвердить два перечня грузов на железной дороге. В первый войдут социально значимые, по которым тарифы могут быть ниже уровня себестоимости перевозок, во второй - грузы, тарифы на перевозки которых будут соответствовать этому уровню.
В свою очередь президент национальной компании "Казахстан темир жолы" Жаксыбек Кулекеев считает нужным предоставить компании право ежегодно индексировать тарифы на перевозки в зависимости от уровня инфляции. Он утверждает, что ситуация в отрасли критическая. Низкие тарифы не позволяют направлять средства на покупку новых вагонов и рельсов, обеспечение безопасного движения составов. Если срочно не поднять тарифы, то, по его мнению, перевозки на железной дороге остановятся.
Ж. Кулекеев призвал вывести из государственного регулирования тарифы на международные перевозки, предоставить компании право ежегодной индексации расценок на свои услуги. АО "Пассажирские перевозки", входящее в состав КТЖ, он предложил передать холдингу по управлению государственными активами "Самрук". В целом, по словам Ж. Кулекеева, необходимо как минимум ежегодно в течение пяти лет на 50 процентов повышать тарифы КТЖ.
Однако председатель фонда "Самрук" Канат Бозумбаев категорически не согласился с такой постановкой вопроса. Он считает, что проблемы отрасли вызваны неэффективной инвестиционной политикой КТЖ. Сказываются также ошибки при реструктуризации отрасли. По данным К. Бозумбаева, в частную собственность передали подразделения, без которых нормальная деятельность железной дороги невозможна. Теперь они выступают монополистами по отношению к КТЖ и навязывают завышенные расценки за свои услуги.
- В этом году мы впервые утвердили норматив штатов АО "КТЖ" и сократили персонал компании на 12 тысяч человек, - продолжил тему председатель Агентства по регулированию естественных монополий Бакытжан Сагинтаев.
По его словам, уволили специалистов, которые никакого отношения к магистральной железнодорожной сети не имели, но их зарплата, тем не менее, была заложена в тарифах.
Подводя итоги дискуссии, Премьер принял решение создать рабочую группу по проблемам КТЖ во главе с министром экономики и бюджетного планирования. Она займется совершенствованием тарифно-инвестиционной политики в железнодорожной отрасли.
По словам К. Масимова, нужно найти баланс возможностей субсидирования и роста тарифов на железной дороге с учетом интересов социально уязвимых слоев населения. До первого декабря рабочая группа должна внести предложения по совершенствованию механизма пассажирских перевозок и долгосрочной инвестиционной политике на железной дороге. Окончательное решение о размерах тарифов и субсидий намечено принять на заседании Правительства в первой декаде декабря.
Во втором обсуждавшемся вопросе - о платных автомобильных дорогах, построенных на условиях концессии, - Премьер поддержал предложение МТК об отмене требования обязательного строительства альтернативных им бесплатных дорог. Это изменение в закон о концессиях будет представлено на рассмотрение в Парламент. В целом позиция Премьера такова: нам нужно привлекать как можно больше инвестиций в автодорожную отрасль. Стоимость пользования платными трассами составит один тенге за километр пути. По словам главы МТК, плата за пользование автодорогами пойдет на их содержание. Например, на содержание новой дороги Астана - Щучинск предполагается направить 1,5 миллиарда тенге. Плата за эту дорогу, при имеющейся сегодня интенсивности движения, возместит затраты на ее содержание, что сэкономит порядка 9,5 миллиарда тенге бюджетных средств. |