БАЙКОНУР. 19 октября. КАЗИНФОРМ /Сара Кабикызы
В конце сентября Национальное космическое агентство Республики Казахстан утвердило генеральный план-график создания космического ракетного комплекса (КРК) "Байтерек", передает корреспондент Казинформа.
О том, как продвигается этот масштабный казахстанско-российский проект по строительству нового ракетного комплекса на космодроме "Байконур", в интервью нашему корреспонденту рассказал генеральный директор АО "Совместное казахстанско-российское предприятие "Байтерек" Иван Ахматов.
- Иван Идрисович, после сентябрьской аварии "Протона" актуальность создания экологически более безопасной ракеты-носителя класса "Ангара", которая должна запускаться с КРК "Байтерек", еще более возросла. Посещая недавно Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени Хруничева, который изготавливает российские "Протоны" и ракеты-носители класса "Ангара", первый вице-премьер России Сергей Иванов особо подчеркнул, что создание "Ангары" - дело высокой государственной важности, и сроки ее ввода в 2011 году должны быть строго соблюдены.
- Да, речь идет о сроках создания РН "Ангара" и строительстве стартовой установки на российском космодроме Плесецк не позднее 2011 года. Казахстан также в этом крайне заинтересован, ведь КРК "Байтерек" проектируется именно под ракету-носитель "Ангара".
Говоря о предыстории, напомню, что в январе 2004 года президенты Казахстана и России Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин подписали соглашение о разработке и создании на Байконуре комплекса "Байтерек" с высоким уровнем экологической безопасности. Для строительства КРК "Байтерек" была определена пусковая установка №40 площадки N200 космодрома "Байконур". Предварительно планировалось, что строительство космического ракетного комплекса "Байтерек" займет не более четырех лет, сроком же первого запуска с него ракеты-носителя "Ангара" назывался 2008 год. Для создания КРК совместному предприятию "Байтерек" Правительство Казахстана выделило бюджетный кредит в размере $223 млн.
Но время внесло свои коррективы. Российская сторона объявила о реальных сроках летных испытаний ракеты "Ангара" - легкого класса в 2010 году, тяжелого класса - в 2011 году. Таким образом, и сроки создания КРК "Байтерек", разработчиком проекта которого также является ГКНПЦ имени Хруничева, сдвинулись.
- На каком этапе ведутся работы на космическом ракетном комплексе "Байтерек" сегодня?
- В настоящее время завершаются работы по созданию технического проекта ракетного комплекса. По плану мы должны были получить разработки по техпроекту в апреле 2007 года, но представлены они были в июле. В результате их рассмотрения казахстанские специалисты предъявили 456 замечаний по техническому проекту, которые были полностью приняты. Здесь я хотел бы отметить, что это был первый практический опыт, живая работа профессионалов, которая дала необходимые коррективы для этого грандиозного и современного космического проекта. В рамках техпроекта был составлен генеральный план-график по срокам и видам работ всей кооперации, это полсотни подписей участников проекта. В конце сентября ГКНПЦ имени Хруничева представил генеральный план-график Председателю НКА РК Талгату Мусабаеву, и после утверждения руководителем Казкосмоса этот важный документ отправлен в Роскосмос.
- Когда реально начнется строительство КРК "Байтерек" на Байконуре?
- Реально строительство ракетно-космического комплекса (РКК) "Байтерек" начнется в 2008 году. Мы планируем, что техническая проработка проекта завершится в марте будущего года, и к середине года приступим к строительным работам непосредственно на космодроме "Байконур". В силу юридических причин мы до сих пор не приняли на баланс пусковую установку (ПУ) №40. В соответствии с законом об акционерных обществах, данный объект должен передаваться в уставной капитал общества за счет увеличения количества акций. В 2006 году при содействии комитета государственного имущества Министерства финансов РК была проведена независимая оценка состояния ПУ № 40, стоимость имущества которой составила приблизительно 26 миллионов долларов. Эта сумма может войти в уставной капитал, как вклад казахстанского акционера, эквивалентную ему сумму должна внести российская сторона, либо согласиться с уменьшением количества своих акций. Вопрос трижды поднимался на собрании акционеров, но россияне пока от принятия решения воздерживаются. Сейчас мы проводим консультации с уполномоченными органами сторон, затем вопрос будет вынесен на рассмотрение на ближайший совет директоров АО "СКРП "Байтерек". После принятия на баланс ПУ№40, примерно в течение полугода будет производиться демонтаж объекта, к тому времени будет готов техпроект, согласно которому мы начнем строительные работы с рытья котлована размером в 400 метров в длину и 25 метров в глубину под будущую стартовую позицию. По этому размаху можете судить о масштабности стройки.
- Не предполагают ли существующие корректировки технического проекта, сроков ввода КРК, изменение финансирования проекта?
- Абсолютно верно. Только на 2008 год нам предстоит выполнить объем работ на сумму 100 миллионов долларов. Как вы знаете, общая стоимость проекта "Байтерек" в ценах 2003 года составляет 223 миллиона долларов. С того времени произошло значительное удорожание энергоресурсов, падение курса доллара. К тому же проведенная ревизия и обследование состояния имущества комплекса "Байконур", которое будет использовано для строительства КРК "Байтерек", показали, что 80% оборудования морально и физически устарело, остальная часть требует ремонта. Все эти моменты не были учтены в эскизном проекте, поэтому на базе технико-экономического обоснования предстоит новое обоснование инвестиций и прохождение государственной экспертизы.
Это только на первый взгляд кажется, что проект "Байтерек" продвигается медленно, на самом деле проводится большая, кропотливая и очень ответственная работа по созданию нового, современного ракетного комплекса.
- Насколько СП "Байтерек" обеспечено квалифицированными кадрами?
- Сегодня в СП "Байтерек" работает почти 70 человек, большая часть их них трудится в Байконырском филиале, 28 сотрудников в головном офисе в Астане, и 8 специалистов в Московском представительстве. Со следующего года штат "Байтерека" возрастет в два раза, причем сотрудников в Байконыре станет больше втрое. В коллективе, который с первого дня создания возглавлял Талгат Мусабаев, есть надежный костяк профессионалов, кадровых офицеров, служащих космодрома "Байконур". К примеру, Байконырский филиал возглавлял строитель, ветеран Байконура Ергазы Нургалиев, который наладил работу филиала. Недавно он назначен первым заместителем Генерального директора СП "Байтерек". На днях я выезжаю на космодром, где хочу представить нового руководителя филиала, полковника в запасе, ракетчика Александра Таряника. Почти с первых дней создания СП начальником информационно-аналитического отдела работает Вячеслав Митин, опытный ракетчик, проходивший службу на полигоне Сары-Шаган. Конечно, ставку мы делаем на молодежь, которой предстоит по-настоящему создавать космическую отрасль Казахстана.
Работа нашего предприятия находится под личным патронажем председателя Национального космического агентства РК Талгата Мусабаева, и не скрою, что создание нового государственного органа со статусом агентства под руководством такого профессионала, как Талгат Амангельдиевич, дает нам возможность оперативно и эффективно решать задачи. И если все будет проходить в таком же четком и стабильном темпе, то КРК "Байтерек" будет введен в строй к концу 2012 года в соответствии с генеральным планом.
Справка Казинформа: Ивану Ахматову 52 года, полковник запаса. Окончил Военное командное училище радиоэлектроники ПВО в г. Красноярске, Военную инженерную радиотехническую Академию ПВО в г. Харькове. Прошел воинскую службу на Памире, на испытательном полигоне Сары-Шаган от инженера-испытателя до заместителя командира ракетно-технической базы. Был заместителем начальника Генерального штаба ВС РК по вооружению - начальником Вооружения ВС РК. С 2003 года - первый заместитель Генерального директора, с 2007 года – Генеральный директор АО "СКРП "Байтерек". "Ангара" - семейство разрабатываемых ГКНПЦ имени Хруничева ракет-носителей модульного типа. Семейство включает в себя ракеты четырех классов (от легкого до тяжелого) в диапазоне грузоподъемностей от 2 до 25,4 тонны. Планируется, что запуски ракет-носителей "Ангара" позволят отказаться в будущем от использования ракет "Протон", одним из компонентов топлива которых является высокотоксичный гептил. Первый старт "Ангары" планируется провести в 2011 году с российского космодрома Плесецк. |