Жакып БОКЕНБАЕВ, президент АО "Казахстанские коммунальные системы", член совета директоров Казахстанской энергетической ассоциации, "Мегаполис", 3 декабря
Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан еще в мае нынешнего года утвердило План мероприятий развития электроэнергетической отрасли Казахстана. Официальный документ определяет уровень роста потребления электричества, дефицит по регионам и необходимость в новых источниках. В нем расписаны даже тарифы и планируемые инвестиции до 2015 года. Эта программа очень важна не только для энергетиков, но и для всей страны, поскольку большой дефицит электроэнергии сопровождается критическим износом сетей и оборудования.
В конце прошлого века мы и представить не могли, что энергомощности вообще могут являться дефицитными. Но реальность такова: темпы роста потребления электроэнергии уже давно опережают тот объем, который планировали. В прошедшем году объем энергопотребления уже превысил 71 млрд кВт/ч. Вместе с тем максимальный объем генерации электроэнергии при нынешнем состоянии оборудования действующих электростанций Казахстана ограничен уровнем в 73–74 млрд кВтч/год. Это значит, что мы почти полностью исчерпали имеющиеся ресурсы, тогда как уровень энергопотребления будет только расти. По прогнозам экспертов, к 2008 году этот показатель в республике достигнет 74–75 млрд кВт/ч, к 2010 – 84 млрд кВт/ч, а к 2015 – 101 млрд кВт/ч.
Так в Южно-Казахстанской области потребление электроэнергии в прошедшем году по сравнению с 2002 годом увеличилось на 57 процентов. Проблема с дефицитом электрической энергии остро стоит и в Карагандинском регионе – флагмане отечественной индустрии. Общее электропотребление составляет более двух тысяч МВт, а генерация 8 электростанций – всего 1550 МВт. Таким образом, дефицит в регионе достигает 500 МВт. Прогноз роста электропотребления в целом по Карагандинскому энергоузлу почти 750 МВт в 2010 году и около 1500 МВт – к 2015 году со всеми вытекающими последствиями.
Специалисты признают: в электроэнергетике износ активной части фондов составляет 60-65 процентов. Часть оборудования и вовсе не подлежит восстановлению. Обновление сетей и трансформаторов, ремонт и замена оборудования на станциях ведется недопустимо низкими темпами и в явно недостаточном объеме. Уже сейчас это приводит к росту аварийности и снижению надежности энергоснабжения, что в электроэнергетике усугубляется чрезмерной загрузкой и недостаточными резервами генерирующих мощностей и подстанций. Предприятия отрасли сегодня способны нести только существующие нагрузки и вынуждены прекратить выдачу потребителям технических условий на подключение и к тепловым, и к электрическим сетям.
Для коренного изменения ситуации требуется вложение колоссальных инвестиций, которые необходимы для замены большой доли физически и морально устаревшего оборудования.
Пока трудно назвать отечественную энергетику особо привлекательной, так как инвестиционные циклы длительные, а инвестиционная составляющая в себестоимости низкая, как, впрочем, и тарифы. Действующая тарифная политика нацелена прежде всего на сдерживание стоимости социально значимых благ и, к сожалению, не только не обеспечивает рентабельности систем централизованного теплоснабжения, не стимулирует инвестиции в модернизацию и повышение эффективности производства энергии, но зачастую даже не компенсирует текущих затрат энергетических компаний. Тариф на протяжении ряда лет был социально обусловленным, что, в свою очередь, также сдерживало темпы развития и модернизации энергетических предприятий. Пришло время перейти тарифам из социальной категории в экономическую. При этом должны быть разработаны четкие механизмы социальной защиты населения, чтобы люди получали качественный товар и имели возможность своевременно, в полном объеме оплачивать выставляемые услугодателем счета.
Если брать в расчет нынешний уровень тарифов, то срок окупаемости проектов составит более 40 лет. Например, тариф на тепловую энергию в Караганде за последние 5 лет (с 2001 г.) вырос на 9,5% и заморожен на уровне 2003 года. Между тем за этот же пятилетний период уголь для энергопроизводителей подорожал на 20%, мазут – на 46%, вода – на 38%. В этих условиях собственники энергетических хозяйств вынуждены искать новые пути финансирования деятельности. Так в Караганде выделены в самостоятельное юридическое лицо Карагандинские тепловые сети. На их базе образовано ТОО "Теплотранзит Караганда" – предприятие с доминирующим участием государства. В данное предприятие реально привлечение государственных денежных ресурсов для восстановления и поддержания в работоспособном состоянии тепловых сетей города. Это вовсе не означает, что груз проблем перекладывается на плечи государства. Вложение бюджетных средств в данном случае является реальной помощью и надежным механизмом развития компании без значительного повышения тарифа. Однако такие меры хоть и являются примером продуктивной работы местных исполнительных органов и собственника бизнеса, они не будут универсальным средством для всех собственников энергетических компаний, находящихся в частной собственности.
Даже при включении инвестиционной составляющей в тариф за три - пять лет обновить все оборудование и сети невозможно. Государственная программа конкретно указывает, что новые объекты в основном будут строиться государством. Есть в нашей стране и первый успешный опыт привлечения инвестиций в электроэнергетические компании: АО "МРЭК", ТОО "Караганды Жарык" – путем размещения ценных бумаг на фондовой бирже.
На сегодняшний день идет серьезная и кропотливая работа над инвестпроектом по модернизации, реконструкции и расширению Карагандинской ТЭЦ-3, которая является основным источником энергоснабжения крупного областного центра Казахстана. ТОО "КазНИИПТ" занимается разработкой технико-экономического обоснования расширения мощности ТЭЦ-3, и данная работа будет завершена в марте 2008 года. Проект предусматривает увеличение электрической мощности на 220 МВт, тепловой – на 200 Гкал/ч. Это снизит имеющийся дефицит, но не решит всех накопившихся в сфере электроэнергетики региона проблем. Для решения этих вопросов СПК "Сары-Арка" занимается реализацией проекта строительства в Караганде новой теплостанции – ТЭЦ 4.
В Караганде на сегодняшний день остро стоит вопрос складирования золошлаковых отходов и необходимость как строительства нового, так и расширения действующего золоотвала. Решение данной проблемы с финансовым участием государства существенно снизит нагрузку на тарифы. Так как, по подсчетам специалистов, общая стоимость необходимых инвестиций только в Карагандинскую ТЭЦ-3 (без учета золоотвалов) составляет 56 млрд тенге. Включение этих средств в тариф приведет к его росту более чем в два раза. В соответствии с Планом мероприятий развития электроэнергетической отрасли в Карагандинском регионе к 2009 году прогнозируется рост отпускных цен на электроэнергию, то есть непосредственно тариф с шин станций составит 3,75 тенге за кВт/ч. Для конечного потребителя стоимость электроэнергии поднимется ориентировочно до 8,43 тенге за кВт/ч.
Поэтому, повторюсь, вопрос социальной защиты населения является актуальным. Премьер-министром страны дано поручение Министерству социальной защиты населения разработать механизм компенсационных выплат социально уязвимым слоям населения. При этом в Казахстане на протяжении ряда лет работает Программа выдачи жилищных пособий, компенсирующих затраты малообеспеченному населению по оплате коммунальных услуг. Например, в Карагандинском регионе, если начисления за коммунальные услуги превышают 15% от совокупного семейного дохода, население может оформить и получать жилищное пособие.
Руководство страны четко осознает, что энергообеспечение сегодня - одно из главных условий экономического роста. Стабильная, надежная и качественная работа электроэнергетической отрасли – это, несомненно, залог успешной реализации Программы вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран. Именно энергетика определяет темпы развития многих других отраслей и сфер деятельности. За годы независимости Казахстан достиг значительных результатов и прежде всего в экономическом секторе. Но эти темпы опережают развитие электроэнергетики. Мы должны иметь необходимый запас генерирующих мощностей для обеспечения энергетической безопасности страны. Так что энергетикам в ближайшие пять лет предстоит очень масштабная и серьезная работа.
Сегодня невозможно обеспечить энергобезопасность и энергостабильность страны только за счет строительства новых станций и модернизации уже существующих. Тема энергосбережения, как подчеркнул глава государства, является ключевым вопросом нашего дальнейшего развития. "Наша промышленность в три-четыре раза более энергозатратная, чем в развитых странах", – констатировал президент. Из-за невысокой стоимости коммунальных услуг мы расходуем этих ресурсов больше, чем необходимо. Именно объективные тарифы научат наших потребителей более бережно, по-хозяйски относиться к коммунальным благам, предоставляемым энергетиками.
Замечу, что перспектива стабильного развития заключается в серьезном подходе, а не в популистских заявлениях. Мы понимаем, что вложение инвестиций в отрасль энергетики – объективная необходимость, и это может привести к росту цен на саму энергию и, соответственно, на продукцию и товары первой необходимости. При этом изменение тарифов жестко контролируется уполномоченными государственными органами на предмет их обоснованности. В этой части энергетики всегда готовы к открытому детальному диалогу как с государственными органами, так и непосредственно с потребителями.
Очень важно, чтобы каждый понял и принял эту необходимость, которая работает на перспективу социально-экономического развития страны и нашего подрастающего поколения. Только совместные усилия приведут Казахстан к дальнейшему процветанию, позволят осуществить прорывные проекты в будущем.
Справка "Мегаполиса"
АО "Казахстанские коммунальные системы" основано в 2003 году. Самым значительным проектом является управление Карагандинской энергетической группой компаний. Основная стратегия деятельности компании – найти баланс интересов между коммерческой целью общества и социальной сферой потребителей услуг. Также компания стремится соединить в себе лучшие достижения по управлению бизнесом в топливно-энергетическом комплексе, объединив такие направления, как рост стоимости основных фондов компаний, входящих в холдинг, и сглаженную политику повышения тарифов для потребителей с целью обновления основных фондов компаний и достижения энергетической независимости Республики Казахстан. |