Сергей ТУНИК, "Мегаполис", 3 декабря
Десятки и сотни открытых конкурсов, которые ежегодно проводит Национальная компания "КазМунайГаз" на оказание услуг и предоставление различных видов работ, ей, "священной корове" отечественной экономики, – с точки зрения дилетанта выглядят вполне презентабельно. С точки зрения "шибко интересующихся" налогоплательщиков – бессмысленной тратой денег. И опровергнуть последнее ни КМГ, ни ее многочисленные "дочки" пока не сумели.
Почти два месяца редакция "Мегаполиса" просит ответить наших государственнных нефтебаронов: зачем им столько консультационных услуг на вполне очевидные вещи? За какие такие невероятные изыскания победителям конкурсов выплачивают многомиллионные – в долларах! – суммы за услуги, которые в цивилизованных странах стоят гораздо дешевле? Зачем заказывать на стороне проведение акций, которые компания должна и так проводить – без конкурсов на привлечение "особо избранных героев"? А в ответ – отписки…
Ежегодная конференция коалиции общественных организаций "Нефтяные доходы – под контроль государства", прошедшая на неделе в Алматы, похоже, вместо ответов на поставленные год назад вопросы выявила еще больше проблем. По крайней мере, не все ее участники были удовлетворены текущей ситуацией.
Если кто не знает: в 2002 году на Саммите тысячелетия в Йоханнесбурге тогдашний премьер Великобритании Тони Блэр выдвинул инициативу прозрачности добывающих предприятий (EITI). То есть, чтобы компании – не важно, что они добывают: руду, нефть, газ или что-то еще, – добровольно раскрывали информацию о своих доходах, размерах налоговых и неналоговых денежных платежей правительствам и государственным компаниям тех стран, где осуществляют свою деятельность.
* * *
Справка "Мегаполиса"
В 2005 году правительство Казахстана присоединилось к EITI, подтвердив тем самым свою поддержку этим стандартам прозрачности. Однако, как считают общественные организации, именно государственные структуры не предпринимают активных шагов для того, чтобы реализовать положения этого документа в полном объеме.
* * *
Между тем не все добывающие компании, работающие в Казахстане, подписали меморандум EITI (справедливости ради заметим: КМГ – среди первых подписантов. – Авт.), хотя специальное постановление правительства 2006 года и поправки, принятые парламентом в ряд законодательных актов, предусматривали этот шаг. Кроме того, в бюджеты 2007 и 2008 годов не были внесены расходы на EITI. А от созданного Национального совета по реализации EITI должной отдачи нет до сих пор, хотя правила игры были одобрены на всех уровнях…
Механизмами противодействия общественному контролю выступают также закрытость и противоречивость информации. В разных официальных источниках фигурируют разные цифры, да и те зачастую неполные и отрывочные. В данных Министерства финансов, Национального банка, Агентства по статистике могут быть совершенно разные цифры. И персональную ответственность за эти разночтения никто не несет. На все есть один ответ: это коммерческая информация, которая носит конфиденциальный характер.
Господа! Никто и не собирается разглашать эти секреты. Речь идет о другом: налогоплательщики хотят, чтобы руководство добывающих компаний начало работать цивилизованными методами, отказавшись от колониальных формул прошлого. Но кто же добровольно покинет такую роскошную "кормушку"?
Малик ИСАБЕКОВ, руководитель центра анализа и прогнозирования Атырауской области:
– С одной стороны, EITI – это отчеты компаний, а с другой – отчеты государства. Но вопрос: "Куда деньги деваются?" все равно остается открытым. Понятно, что в первую очередь деньги тратит государство. Через трансферты…
– А вы в курсе, какие тендеры, на какие работы и услуги проводит Национальная компания "КазМунайГаз"? На что расходует заработанные средства?
– Тендеры она начала проводить более открыто. Хотя, безусловно, на наш взгляд, и в них содержится коррупционная составляющая. Например, мы предполагаем, что резкое повышение издержек в проектах компании Agip связано с тем, что они закупают очень дорогостоящее оборудование, а это никто не контролирует. Это не совсем EITI, это EITI+. К этой стороне деятельности мы еще не подходили, это пока перспектива. Но мы уже готовы внести это в нашу стратегию. Время уже пришло. Потому что социальные программы добывающих компаний – это некая лазейка. И насколько все данные программы и тендеры влияют на ценообразование – это для нас тоже тайна. Все это будет объектом мониторинга в 2008 году…
Юрий КРИВОДАНОВ, руководитель общественного объединения "Благо":
– Целесообразность расходования средств добывающими компаниями – это "черная дыра". Страшные цифры. Мы пытались подсчитать. Получилось, что Казахстан теряет никак не меньше 45 миллиардов долларов в год. Это по всем добывающим компаниям. Коллеги откорректировали – получилось 42 миллиарда. На саммите иностранных инвесторов в этом году президент Казахстана озвучил именно эту цифру: на всех трансфертах, на всех тендерах, на всех псевдосоциальных проектах, на схемах ухода от налогов…
– Вы считаете, что все это играет на ценообразование продукции, которую они выпускают?
– О-о-о… Еще как! Они лезут в наш карман. Они воруют нашу одежду, нашу еду, нашу воду, воздух, нашу жизнь!.. Я – идеалист. Но всегда изучал автомат Калашникова…
Подозреваю, что г-н Криводанов не столько идеалист, сколько оптимистично настроенный пессимист, который всерьез намерен "пустить кровь" своим оппонентам. Между тем в самой компании "КазМунайГаз" на все вопросы общественности, в том числе и газеты "Мегаполис", отвечать, кажется, не очень настроены. А если что и отвечают, то держат читателей за идиотов.
По словам руководителя пресс-службы КМГ Ильи ПУСТОГАЧЕВА, в компании до сих пор раздумывают над тем, "насколько это будет уместно". По той причине, что поднятые редакцией вопросы "неправильно освещены", что "все тендеры были проведены в рамках действующего законодательства", а один – так даже вообще "согласно постановлению правительства". И поэтому "там все чисто".
Не собираюсь спорить с тем, что тендеры были проведены по закону. Но не могу согласиться с целесообразностью, смыслом проведения некоторых тендеров. О чем и спрашивали руководителей КМГ и "дочек" компании.
Ответ г-на Пустогачева был прост как правда:
– Это для дилетантов смысл не виден. А у нас для каждого тендера есть свои обоснования…
– В то числе и для проведения BTL-акций?
– А что касается BTL-акций по Торговому дому КМГ… Это была акция по контролю над качеством продаваемого бензина. Компания следит, чтобы на заправках не разбавляли бензин…
– Но для этого вовсе не обязательно проводить тендер! У вас же есть департамент качества – приехали, проверили, выявили виновных и тут же на месте их "расстреляли"…
– У нас была прямая линия, люди звонили, сообщали, что бензин стал хуже. Тут же выезжала лаборатория качества – на специально оборудованной "газели" – брали пробы и так далее…
– И что?
– Ну, не знаю. Наказывали, наверное…
– Илья, а нормальные ответы на наши вопросы будут?
– Сейчас не могу сказать. Наши юристы готовы подать на вашу газету в суд. Думаем… Давай попозже созвонимся – тогда и скажу, какое решение будет принято по этому поводу…
Позже, к сожалению, никак не наступало…
А на неделе я наткнулся на условия еще одного конкурса. Суть его вот в чем: некая госструктура решила провести тендер на оказание услуги, которую в двух словах можно обозначить так – повышение мотивации собственных работников! Грубо говоря, надо провести исследование, результаты которого заставят бездельников демонстрировать из себя Стахановых и Ангелиных! И чтобы при этом прибыль получили не только они, но и государство, на которое они работают.
Видимо, рыночные условия в нацкомпаниях пока еще никак не способствуют проявлению таких форм корпоративного героизма.
Кстати, о такого рода героизме. В Законе "О государственных закупках" я обнаружил любопытную деталь: "Государственные закупки осуществляются без применения норм настоящего закона… в случаях приобретения товаров, работ, услуг юридическими лицами, более 50 процентов акций которых принадлежат государству и аффилированным с ними юридическими лицами, имеющими рейтинг корпоративного управления. Перечень рейтинговых организаций и требования к значениям указанных рейтингов утверждаются правительством РК".
Очень похоже на то, что национальные компании очень желают уйти от этих проклятых конкурсов-тендеров, чтобы не отчитываться перед EITI. Потому что рейтинги корпоративности, присваеваимые зарубежными агентствами, утверждает именно правительство. А в нем, как утверждают неправительственные организации, в прозрачности добывающих компаний никто не заинтересован. Круг замыкается?..
От редакции
Вполне вероятно, что на следующей неделе редакция все-таки получит ответы на все вопросы и комментарии по некоторым позициям. По крайней мере, пресс-служба "КазМунайГаза" нам это пообещала. Что из этого получится на самом деле – только нефтяному богу известно.
Как здорово, что руководство КМГ наконец-то решило собрать своих специалистов, чтобы они совершили некий мозговой штурм и ответили на наши вопросы. Признаться, именно на это мы и рассчитывали, когда пачками слали им запросы от редакции.
Еще более приятно, что таким образом Национальная компания демонстрирует свою приверженность принципам EITI – Инициативе прозрачности. Хочется верить, что прозрачность будет глубокой, как нефтяные скважины, широкой, как степь, и подробной, как бухгалтерская ведомость на зарплату руководящему составу главной компании страны.
-----
О процессе валидации реализации Инициативы прозрачности добывающих отраслей промышленности в Республике Казахстан АСТАНА. 3 декабря. КАЗИНФОРМ
Коалиция "Нефтяные доходы – под контроль общества!", состоящая из 60 неправительственных организаций из всех регионов Казахстана и являющаяся членом международной кампании "Publish What You Pay", обращает внимание всех сторон, вовлеченных в реализацию Инициативы прозрачности добывающих отраслей промышленности (EITI) в Казахстане, проблемные зоны в процессе валидации Казахстана в рамках EITI, сообщает Казинформ со ссылкой на пресс-службу Коалиции.
Процесс валидации преследует две основные цели: проанализировать текущий статус реализации EITI в Казахстане, соотнести его с объективными индикаторами валидации и выработать план действий для преодоления трудностей на пути к эффективной реализации EITI.
В 2007 году Казахстан прошел процесс превалидации и признан страной соответствующей принципам EITI.
В 2008 году Казахстану необходимо абсолютное подтверждение полного соответствия всем требованиям EITI.
•Публикация отчета по EITI, содержащего информацию о выплатах добывающих компаний и доходах государства;
•Аудит данных компаний и государства;
•Обеспечение сверки данных от выплатах и доходах независимым аудитором;
•Отчет должен быть всеобъемлющим, включать данные по всем компаниям, осуществляющим добычу ресурсов на территории РК и данные по всем видам налогов и выплат;
•В процессе реализации EITI полноправным партером, наравне с добывающими компаниями и государством, должно выступать гражданское общество в лице неправительственных организаций;
•Вся деятельность в рамках реализации EITI в РК должна проводиться в соответствии с приятым Рабочим планом, подкрепленным финансовыми обязательствами
Выполнение некоторых критериев вызывает серьезные опасения со стороны Коалиции "Нефтяные доходы – под контроль общества!". Это такие, как:
Был ли опубликован Рабочий план по реализации EITI, совместно разработанный Правительством, компаниями и общественными организациями, и содержащий измеримые цели, график реализации, информацию об ограничениях и финансовые обязательства? Формально Рабочий план создан и опубликован, но его необходимо подвергнуть серьезной доработке в части индикаторов, ограничений и финансирования со стороны государства.
Учредило ли Правительство многостороннюю группу (совет заинтересованных сторон – СЗС) для осуществления контроля над процессом реализации? Да, но… Коалиция неоднократно заявляла свое неудовлетворение работой Национального совета. "Успешная реализация EITI в Казахстане напрямую зависит от эффективности работы Национального совета. В этой связи мы считаем необходимым в ближайшее время обсудить вопрос о составе участников Меморандума и о руководящих принципах деятельности Национального совета" - Заявление Коалиции от 27 сентября 2007 года.
Вовлечены ли компании в процесс? Да, но… добывающие компании вовлечены в процесс не в полном объеме и Правительство, по мнению Коалиции, не предпринимает реальных и действенных шагов по привлечению компаний к подписанию EITI.
Ликвидированы ли Правительством любые препятствия на пути к реализации EITI? Основное опасение вызывает несоответствие внутреннего законодательства РК принципам EITI.
Были ли согласованы формы отчетности? Коалиция отмечает достаточно хорошо проработанные формы отчетности в рамках EITI, но при этом обращает внимание, что часть важной информации по выплатам компаний и доходам государства от добычи природных ресурсов не вошла в формы отчетности, а также, что данные формы отчетности не предусматривают сбор данных с добывающих компаний горнорудного сектора.
Процесс валидации является очень важным для Казахстана, так как определяет степень выполнения государством взятых на себя обязательств в рамках международной Инициативы прозрачности деятельности добывающих отраслей (EITI).
Коалиция "Нефтяные доходы – под контроль общества!" надеется на продолжение конструктивного сотрудничества со всеми сторонами, вовлеченными в процесс реализации EITI в Казахстане. |