Айгуль Кисыкбасова, Антонина Кукаева, "Литер", 26 декабря
С 3 января 2008 года проезд на автобусах в Алматы повысится до 60 тенге. Об этом пассажирам поспешили сообщить некоторые компании-перевозчики. Увеличение стоимости проезда на 20 тенге, утверждают перевозчики, должно спасти автопарки южной столицы от неминуемого банкротства, к которому ведет рост цен на ГСМ. Однако пассажирам переживать по поводу дорожающего проезда на общественном транспорте пока не стоит. Просьба перевозчиков до сих пор рассматривается местными властями, решение по ней вряд ли будет принято к 3 января. Повышение может не состояться еще и потому, что в соответствии с указанием премьер-министра страны цены на ГСМ, да и тарифная политика в целом, взяты под жесткий контроль.
Во многих алматинских автобусах недавно появились объявления о значительном увеличении стоимости проезда. Администрация автопарков уведомляет пассажиров, что с 3 января 2008 года поездка на общественном транспорте будет стоить 60 тенге вместо 40. Как удалось выяснить, владельцы автобусов поторопились. Городские власти еще не дали "добро" на повышение транспортных тарифов, и вряд ли к первому рабочему дню нового года этот вопрос будет решен.
Владельцы автопарков южной столицы ратуют за увеличение стоимости проезда на общественном транспорте уже несколько месяцев. В преддверии наступающего года они приступили к активным действиям: написали запрос в городской департамент пассажирского транспорта и автомобильных дорог и обратились к акиму Алматы. Видимо, рассчитывая на положительный ответ, администрация автопарков решила заранее предупредить пассажиров о грядущем повышении. В частности, объявления о новых тарифах были замечены алматинцами в автобусах 59, 99, 73, 24, 32-го маршрутов.
Перевозчики считают повышение необходимостью, в противном случае, говорят они, многие автопарки объявят себя банкротами.
– Если раньше я платил за солярку 900 тысяч тенге, то сейчас – 1 миллион 100 тысяч тенге, – рассказывает заместитель генерального директора автопарка "Экспресс-транс" Владимир Казанцев. – Все дорожает, а мы, оставляя тарифы на прежнем уровне, несем огромные убытки. Наш бизнес и так не слишком прибыльный, а нас еще и загоняют в долги. Кроме того, мы купили 120 автобусов корейского производства в кредит и должны рассчитаться с банком. А денег нет.
И действительно, за последнее время количество автопарков и компаний-перевозчиков в Алматы сократилось. К примеру, два автопарка сначала объединились, а потом и вовсе прекратили свое существование.
Однако сколь ни оправданны требования перевозчиков, вывешивать в салонах автобусов объявления о повышении тарифов они не имеют права. Чиновники решения по этому вопросу еще не приняли. По словам заместителя директора департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог Макаша Ермуханбетова, исполнительные органы ждут полного отчета по убыткам автопарков, только после анализа этой бухгалтерии они смогут дать ответ – положительный или отрицательный.
Между тем подорожанию проезда на общественном транспорте препятствует еще одно весьма важное обстоятельство. Премьер-министр страны Карим Масимов на одном из декабрьских совещаний в правительстве заявил, что повышения тарифов в первом квартале 2008 года не будет. На особом контроле у кабмина – цены на горюче-смазочные материалы, стоимость которых напрямую связана с тарифной политикой автобусных парков.
Возможно, перевозчикам придется подождать. Ведь, судя по всему, разрешение на повышение тарифов откладывается на неопределенный срок. |