Канат Берентаев, "Капитал.kz", 27 декабря
Ипотечный кризис в США и рост мировых цен на продукты питания сыграли положительную роль в выявлении "узких мест" в модели развития казахстанской экономики, они высветили ее полную зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры и необходимость кардинального пересмотра проводимой экономической политики в сторону усиления государственного регулирования социально-экономическим развитием. В первую очередь это относится к отсутствию системного подхода к решению проблем социально-экономического развития страны, правильному выделению приоритетов и разработке конкретных мер по их реализации.
Зависимость казахстанской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры проявилась осенью текущего года, когда резко выросли цены на продукты питания при рекордном урожае зерновых.
Премьер-министр Карим Масимов в минувший вторник назвал приоритетными задачами правительства в 2008 году борьбу с инфляцией и контроль над тарифообразованием.
"Как мы уже договорились, основной целью нашей работы в 2008 году будет антиинфляционная политика, то есть контроль за ценообразованием, тарифообразованием по всем направлениям. Это одна из самых неукоснительных задач, которая перед нами стоит", - сказал он.
Премьер не исключил, что в 2008 году возможен всплеск инфляции. При этом он поручил министерству экономики и бюджетного планирования "просчитать несколько сценариев общей политики: пессимистичный, оптимистичный и средний вариант".
По итогами 11 месяцев текущего года среднегодовая инфляция в Казахстана превысила 16%. Однако, с нашей точки зрения, реальная инфляция намного выше данных Национального статистического агентства. За этот же период стоимость прожиточного минимума возросла более чем на 25%.
При расчете стоимости прожиточного минимума, в соответствии с принятой методикой, соотношение между продовольственной и непродовольственной частями составляет 60:40, а расходы на услуги являются расчетными. Поэтому не будет ошибкой, что фактический рост цен на самые необходимые товары и услуги приближается к 25-30% (при нашем весеннем прогнозе – 18-20%). В данной связи инфляция для большей части населения Казахстана намного выше официальных данных, так как инфляция – это, в первую очередь, налог на бедных. Вот почему премьер-министр Казахстана Карим Масимов на последних заседаниях правительство четко дал понять, что контроль над ценами и регулирование тарифов на коммунальные услуги являются приоритетами экономической политики на 2008 год. Для чего предполагается сдерживать рост цен на основные продукты питания, тарифы на коммунальные услуги, цены на бензин, дизельное топливо и горюче-смазочные материалы. Ответственными за это "назначены" акимы областей и руководители соответствующих министерств.
Однако опыт замораживания цен на топливо и тарифов на коммунальные услуги, который накоплен в нашей стране за последние годы, показывает, что административные меры не очень эффективны. Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев обратил внимание на это, заявив, что меры административного характера могут быть эффективными только в краткосрочном плане, но требуется решить такие вопросы в стратегическом плане, что намного сложнее.
Здесь важно отметить, что Национальный банк и правительство не имеют четкой стратегии сдерживания цен. Целью их действий является удержание инфляции в планируемом коридоре. В нашей газете уже отмечалось, что не всякая инфляция нуждается в подавлении, что низкий уровень инфляции – это важное, но недостаточное условие экономического роста. Можно показать, что существует оптимальный уровень инфляции, который обеспечивает максимальные темпы экономического роста.
Вот почему, с нашей точки зрения, главным приоритетом макроэкономической политики должно быть не сдерживание инфляции любым путем, а стабилизация цен на стратегически важные товары и услуги, чтобы обеспечить постоянное улучшение жизни казахстанского народа и создать условия для развития реального сектора экономики. А это, в свою очередь, может потребовать принятия нестандартных решений, которые не вписываются в догмы неолиберальной модели, приверженцем которой является правительство республики.
В этой связи мы считаем, что развитие социально-экономической ситуации в 2008 году может идти по двум сценариям.
Первый сценарий. Сохранение проводимой макроэкономической политики и принятие достаточно жестких административных мер по контролю над ценами на основные товары и услуги. Эта политика трудно согласуется с предыдущими решениями правительства, которыми одобрено повышение тарифов на железнодорожном транспорте, на горячее водоснабжение и электроэнергию. Достаточно вспомнить, с какими усилиями удалось приостановить цены на хлеб во всех регионах страны, на другие продукты питания.
При реализации такого сценария можно предполагать, что на протяжении нескольких месяцев удастся немного придержать рост цен. При этом инфляционный потенциал будет накапливаться и, в конце концов, можно ожидать, что произойдет "неожиданный" всплеск цен, аналогичный сентябрьскому. В зависимости от решительности правительства, его противодействия отдельным группам влияния, которые будут лоббировать свои интересы, можно предположить, что инфляция будет удерживаться в интервале 12-15%. Но к 2009 году Казахстан подойдет с таким инфляционным потенциалом, что его освобождение может вызвать резкий всплеск цен и обнищание большей части населения страны.
При этом снижение темпов инфляции будет не столько заслугой правительства, сколько произойдет благодаря более высокому уровню отсчета, так как по ряду позиций нынешние цены приблизились к пределу покупательской способности, и дальнейшее повышение цен приведет к снижению спроса.
Второй сценарий. Усиление роли государства в процессе ценообразования на стратегически важные товары и услуги. Структура и уровни внутренних цен определяются уровнем развития национальной экономики, ее особенностями и не могут и не должны соответствовать структуре и уровню абстрактных мировых цен. Регулирование цен должно осуществляться как административными, так и экономическими методами, например, законодательно установить предельные цены в региональном разрезе с учетом средней нормы рентабельности.
Не секрет, что цены растут из-за множества посредников. При этом розничная цена может кратно отличаться от отпускной цены производителя. Например, цены производителей сельскохозяйственной продукции и цены на рынках отличаются в 1,5-2 раза. Создание сети торгово-закупочных кооперативов в рамках социально-предпринимательских корпораций могло бы снизить розничные цены на фрукты и овощи, которые считаются основными "виновниками" инфляции. Рационализация системы поставок нефтепродуктов и устранение лишних звеньев также позволит снизить розничные цены.
Еще следует пересмотреть ставки налогов на сверхприбыль на стратегические товары и разработать механизм оперативного введения его в действие в случае неоправданного повышения цен под предлогом роста мировых цен. На наш взгляд, эти меры могут стабилизировать цены в республике в интересах общества в целом, а не предпринимать "пожарные" меры по факту их повышения.
С нашей точки зрения, ошибочной является сама политика, которая предполагает безубыточность хозяйственной деятельности систем жизнеобеспечения. Главная цель их функционирования – обеспечение условий для нормального функционирования всей национальной экономики и условий жизнедеятельности населения. В соответствии с этим они производят те товары и услуги, которые жизненно необходимы для страны при заведомом превышении "цены предложения" над "ценой спроса".
Так как потребность в тепле, энергии и воде не эластичны, то спрос на услуги систем жизнеобеспечения больше, чем платежеспособный спрос населения. В этой связи полное обеспечение потребностей населения в коммунальных услугах при существующих тарифах не может и не должно обеспечить прибыльность работы систем жизнеобеспечения.
В качестве критерия оценки эффективности их деятельности можно использовать и снижение затрат на производство товаров и услуг. В этом случае конечной целью работы таких предприятий становится не получение прибыли, в том числе и за счет повышения цен, чтобы выйти на уровень безубыточности, а снижение себестоимости оказываемых услуг. К этому показателю можно было бы привязать и рост заработной платы, премии и другие виды материального поощрения работников.
Общий мультипликативный эффект, в частности повышение уровня жизни населения, должен перекрыть те убытки, которые получат хозяйствующие субъекты государственного сектора.
При гипотетической реализации такого сценария уровень инфляции может составить 8-10% при стабильных ценах на основные продукты питания и тарифах на коммунальные услуги. Общий уровень инфляции будет, в этом случае, определяться динамикой цен на новые виды товаров и услуг, что будет стимулировать структурную перестройку экономики, в частности организацию новых производств, в продукции которых испытывается дефицит.
Поэтому, с нашей точки зрения, качественно ситуация может измениться только при смене модели экономической политики, которая исчерпала свои возможности и не в состоянии обеспечить закрепление страны на траектории устойчивого экономического роста. Новая модель должна быть направлена на развитие производства, что требует смены приоритетов экономической политики, направленной на коренную модернизацию казахстанской экономики. |