NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)








Поиск  
Понедельник 19.08.2019 19:25 ast
16:25 msk

"Желаю всем умеренности!"
А.Сайденов: Кризиса в Казахстане не было – поскольку наблюдался рост экономики, рост ВВП, у банков не происходило снижения активов, у них не было кризиса платежей, все свои обязательства они выполняли, как внутренние, так и внешние
08.01.2008 / экономика

Лариса УВАЛИЕВА, "Караван", 4 января

Под Новый год принято говорить о том, что больше всего волнует. А кого, скажите, не волнует финансовое благополучие? И кто лучше главного банкира страны – главы Национального банка Казахстана Анвара Сайденова, может ответить на вопрос, будем ли мы в наступающем году богаты?

– Анвар Галимуллаевич, сейчас, по прошествии нескольких месяцев, скажите честно – так был ли кризис?

– Где?

– В Казахстане!

– В Казахстане кризиса не было.

– Тогда как назвать события августа 2007 года? Коррекция? Проверка на прочность?

– Если взять кризис как фазово-экономическое явление, то у этой фазы есть очень четкий критерий. И ни по одному из этих критериев кризиса в Казахстане не было – поскольку наблюдался рост экономики, рост ВВП, у банков не происходило снижения активов, у них не было кризиса платежей, все свои обязательства они выполняли, как внутренние, так и внешние.

Другой вопрос, что события на ипотечном рынке США оказали серьезное влияние на текущую деятельность казахстанских банков. Об этой цепочке уже много говорили. В результате крупные международные банки оказались в убытках. Инвесторы пересмотрели свою стратегию и стали очень осторожно относиться к финансовым институтам из развивающихся стран, к которым относится и Казахстан. И поэтому возможность получения новых кредитов у казахстанских банков или полностью закрылась, или сократилась до минимальных размеров.
Но у наших банков тоже была своя стратегия – в последние 2–3 года они очень много занимали на международных рынках. Это были краткосрочные кредиты, как правило, на год, и шли они на кредиты малому и среднему бизнесу – но уже на более долгий срок. И, когда подходило время возвращать долги зарубежным банкам, они просто перезанимали нужную сумму – то есть рефинансировали обязательства.

Пока мировая финансовая система не качнулась, это отлично срабатывало.

Но после первых сигналов опасности источник дешевых западных кредитов был перекрыт. И для того, чтобы вовремя вернуть долги, нашим банкам пришлось искать другие резервы.

– Они сами справятся или надеются все-таки на вашу поддержку?

– Платить им в следующем году надо достаточно большую сумму – по нашим подсчетам, 12 миллиардов долларов.

Сами справятся, но если пойдут на дальнейшее сокращение кредитной деятельности. Если нам – я имею в виду правительство и вообще государство в целом– нужно, чтобы кредитная деятельность на определенном уровне все-таки поддерживалась, тогда надо выделять им ресурсы. Что правительство и делает.

– То есть проблема не только банковская?

– Теперь у наших банков нет больше притока внешних ресурсов, для того чтобы дальше наращивать свою деятельность, а в последние 2–3 года их кредитный портфель увеличивался на 60–80 процентов ежегодно. Такого роста дальше не будет, потому что банкам часть средств придется откладывать, чтобы погасить долги. Значит, объем, который они могут предоставить уже в качестве новых кредитов экономике, резко сократился.

И это уже сказалось на тех отраслях нашей экономики, которые очень сильно зависели от кредитов банков.

– Например, в строительном секторе?

– Да, строительный сектор – самый наглядный пример, строительные компании очень большую долю своей деятельности финансировали за счет банковских кредитов. И поэтому оказались наиболее уязвимыми.

Но я думаю, что в этой отрасли тоже кризиса пока нет. Хотя здесь процесс более болезненный. Здесь идет коррекция такая… через колено.

– Стало ли это потрясение уроком?

– С какой-то точки зрения это полезное развитие событий. Потому что в последние несколько лет возникла спираль развития строительной индустрии, рынка недвижимости, которая оторвалась от реальных потребностей, здорового спроса населения на новое жилье. Для очень многих квартиры или дома стали средством инвестирования, люди приобретают их не для того, чтобы там жить, а для дальнейших спекуляций. И резкая коррекция рынка привела к тому, что таких инвесторов на этом рынке уже будет гораздо меньше.

– Но и другие секторы экономики тоже зависят от кредитов?

– Наш мониторинг реального сектора, который мы проводим на основе анкет, говорит о том, что по-прежнему очень много предпринимателей финансируются из собственных средств. Для целого ряда предприятий банковские кредиты – важный, но не главный источник финансирования.

Охлаждающий эффект на нашу экономику в целом будет, конечно. И правительство после аналитической работы уже пересмотрело прогнозы роста на следующий год, сократив их до 5–7 процентов. Но это все равно рост, он базируется на том, что цены на нефть, металлы, зерно – наши основные экспортные позиции, они вообще бьют рекорды по-прежнему.

Чем хуже прогноз, тем спокойнее живется

– Что означает понижение рейтингов ведущих казахстанских банков?

– Это означает, что рейтинговые агентства, видя те проблемы, с которыми наши банки сталкиваются, предполагают, что им в дальнейшем придется тяжело. И, наверное, они закладывают какую-то возможность того, что какой-то из этих банков со своими внешними обязательствами не будет справляться. Они рассматривают такой вот пессимистичный сценарий событий.

– А у нас – оптимистичный сценарий?

– У нас он реалистичный… Рейтинговые агентства можно понять – притом что мы с ними не согласны. Наше внутреннее видение ситуации, может быть, более полное, чем у них. Например, по-прежнему целый ряд западных аналитиков, в том числе в рейтинговых агентствах, считает, что вот эти 4 миллиарда правительство вытащило из Национального фонда. На самом деле это не так.

За то, что рейтинги понизили, а ситуация оказалась лучше, чем предполагали, сильно не поругают. А вот если наоборот… Могут и в суд подать.

– Уровень инфляции у нас намного превысил ожидаемый Нацбанком. Каковы прогнозы на следующий год?

– Количественные прогнозы, наверное, не скажу. Мы свои сценарии еще пока не утвердили. Но в целом я считаю, что инфляция будет ниже, чем в этом году. Мы исходим из того, что шоковых скачков цен на продовольствие на мировых рынках, ну и соответственно на казахстанском внутреннем рынке, не будет. Может быть, рост, но такой, прогнозируемый, плавный.

– Какой-то парадокс – денег в стране стало меньше, а цены тут же выросли?

– Это как раз говорит о том, что вклад Национального банка в рост цен через выпуск тенге в обращение, он минимальный, и причины надо искать в других местах.

Есть в запасе подушки безопасности!

– Аналитики предрекают серьезное падение экономики США – до 20 процентов. Насколько это коснется нас? И насколько Нацбанк готов подстелить соломку нашей экономике, если эти пессимистические прогнозы оправдаются?

– Самый плохой сценарий: в результате замедления роста мировой экономики могут резко снизиться цены на нефть. Для казахстанской экономики это будет очень негативное развитие событий, потому что затронет не только проблемы экономического роста, но и возможности бюджета, доходной части, что грозит сокращением социальных программ.

Для этого у нас, конечно, есть целый ряд, так сказать, "подушек". Одна из них, самая главная – это Национальный фонд, который именно для этих целей и был создан. Я думаю, что его активы на конец года будут достаточно существенными. Они могут превысить 22 миллиарда, может быть, 22,5 миллиарда долларов.

Если же говорить о финансовой стабильности и возможном отрицательном влиянии на внутреннее экономическое развитие Казахстана, то у нас тоже предусмотрен ряд шагов. Вы знаете, что в этом году мы подписали меморандум о финансовой стабильности между правительством, АФН и Нацбанком, где предполагается ряд мер уже такого, чрезвычайного характера. Там речь идет о прямой государственной поддержке банков и о выдаче Национальным банком уже стабилизационных кредитов как кредитора последней инстанции. И о выкупе плохих активов банков государственными органами. Я, правда, не знаю, кто этим может заниматься – "Казына" или Реабилитационный фонд, который находится под Министерством финансов.

Опять же я надеюсь, что такой ситуации не сложится, но тем не менее…

– Сейчас некоторые страны, тот же Китай, отказываются от долларовой составляющей своей "подушки безопасности" – резервного фонда. Но есть и другие мнения игроков фондового рынка: раз доллар падает, значит, его нужно покупать. А каков ваш прогноз?

– Я думаю, что доллар будет оставаться мировой валютой еще продолжительное время. Его определенное вытеснение с позиций доминирования на мировой сцене произошло. Но в резервных портфелях центральных банков он занимает важную долю. У нас тоже.

Экономика США по-прежнему является крупнейшей в мире. Торговля очень многими товарами, в том числе сырьем, осуществляется в долларах США. Поэтому доллар можно покупать, если он падает и если вы являетесь крупным игроком на валютных международных рынках, на этом можете, наверное, заработать.

– А может ли на этом заработать наше государство?

– Государство ведет себя достаточно взвешенно. Мы долю доллара уже несколько лет в наших активах, в резервах Нацио-нального банка и Национального фонда снижаем. Сейчас она составляет 45 процентов в долларах, в евро – 35 процентов. Это сбалансированный подход.

– Насколько сейчас надежно вкладывать деньги в наши банки?

Августовская коррекция, понижение рейтингов, ситуация с Валют-Транзит Банком – все это сказалось на доверии населения к ним.

– Ситуацию по Валют-Транзит Банку я не стал бы проецировать на ситуацию с банками, которые сейчас функционируют в стране. Потому что там мы имели дело все-таки с прямым нарушением закона менеджментом и владельцами банка.

Этот урок, я думаю, мы усвоили, и Агентство финансового надзора уже свои полномочия усилило. Оно ввело ряд законодательных изменений, которые позволяют уже более жестко действовать для предотвращения подобных ситуаций.

Будет ли крыса золотой?

– Ну и последний вопрос, новогодний. Чего вы ждете от года Желтой Крысы? В вашем контексте ее, видимо, можно назвать золотой?

– Ну она земляная, кажется? Крыса, мышь – это животное в восточной системе ценностей высоко стоит.

Но я жду от следующего года все-таки стабильности и умеренности. Если будет умеренность в том, как мы растем, как мы тратим, как мы занимаем, – это будет хорошо. С финансовой точки зрения на это надо надеяться.

Знаете, согласно экономическим теориям, которые в последние годы были отмечены Нобелевскими премиями, ожидания экономических агентов – населения, банков, предприятий – это материальная сила. То есть все, о чем мы думаем, становится реальностью. Если ожидаем высокую инфляцию – она и будет высокой.

Поэтому мне хочется, чтобы ожидания всех казахстанцев в следующем году были умеренными и обязательно материализовались!

-----

"В 2008 году будут позитивные итоги работы по стабилизации уровня цен"
АЛМАТЫ. 4 января. КАЗИНФОРМ /Данияр Сихимбаев/

Прошлый год был насыщен важными событиями. Так, кризис на мировых финансовых рынках негативно отразился и на Казахстане, испытав на прочность банковскую систему и в целом экономику страны. Что было сделано Национальным банком РК за 16 лет независимости и об основных итогах 2007 года, корреспонденту Казинформа рассказала заместитель директора Департамента исследований и статистики Нацбанка РК Тоты Калиаскарова.

- Получение независимости придало импульс развитию рыночных отношений в стране, в том числе в финансовом секторе и его крупнейшем – банковском сегменте. Трудно уместить информацию о деятельности Нацбанка за 16-летний период в рамках одного ответа. В этой связи информацию необходимо разделить условно на две части: становление и регулирование банковской системы и денежно-кредитная политика страны.

Формированию национальной банковской системы послужил Закон "О государственной независимости РК" от 16 декабря 1991 года, в соответствии с которым Нацбанк наделялся правом создания денежно-кредитной системы, золотого запаса и валютного фонда страны. Первый уровень новой отраслевой системы был представлен Нацбанком, наделенным регуляторной функцией. Второй уровень – коммерческие банки, призванные осуществлять широкий круг банковских операций. С 1993 года началось создание системы банковского надзора, соответствующей общепринятым стандартам, прежде всего, основным принципам Базельского комитета по банковскому надзору. Особенно интенсивно эта работа проводилась в первые 10 лет, в 2001 году был внедрен принцип консолидированного надзора за банковской деятельностью.

В 1994-1995 годы прекращается практика выдачи Нацбанком РК льготных кредитов и прямых кредитов предприятиям. Функция кредитования экономики переходит к банкам второго уровня. Развитие банковской системы с 1996 года характеризовалось постепенной консолидацией банков и улучшением их финансового состояния. В 1999 году был начат переход отечественных банков на международные стандарты в части достаточности капитала, качества активов, уровня менеджмента, бухучета и передачи информации. В соответствии с лучшей международной практикой функции надзора за финансовыми организациями были переданы созданному в 2005 году Агентству РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН), подотчетному Президенту страны.

Постепенная либерализация валютного режима в стране сняла ограничения на доступ резидентов Казахстана, в том числе банков на мировые рынки капитала. С 2003 года наши банки начали активно привлекать внешние займы, которые постепенно стали основным источником финансирования их деятельности. Но в банковской системе страны стали накапливаться значительные риски. Перед Нацбанком встала задача по обеспечению стабильности функционирования финансовой системы, и в 2006 году он приступил к подготовке и публикации отчетов о финансовой стабильности Казахстана. В настоящее время уже выпущены отчеты за 2006 и 2007 годы, которые находятся в свободном доступе на сайте банка.

Кроме того, Нацбанком, Правительством и АФН 10 ноября 2007 года подписан Меморандум по вопросам финансовой стабильности. Он определяет основные принципы финансовой стабильности, задачи и роль каждой из сторон по ее обеспечению в соответствии с законодательством РК, процедуры информационного взаимодействия, принципы и механизмы минимизации негативного эффекта системных кризисов.

Благодаря глубокому реформированию, банковский сектор сегодня является наиболее быстроразвивающимся сегментом финансовой системы Казахстана. Совокупный собственный капитал банковской системы в ноябре 2007 года составлял 1,4 трлн. тенге, совокупные активы банков второго уровня – 11,5 трлн. тенге. Быстрое и уверенное его развитие, функционирование системы гарантирования вкладов населения и ужесточение законодательных норм по банковской тайне способствовали укреплению доверия населения. Мировой финансовый кризис, который разразился в августе 2007 года, оказал негативное влияние на развивающиеся рынки, в том числе на банковскую систему РК. Это выразилось в ограничении доступа к мировому рынку капитала, повышению стоимости и ужесточению условия заимствования. Неопределенность в отношении дальнейшего развития банковской системы привела к некоторому оттоку депозитов резидентов из банков.

Определенную роль в обеспечении текущей ликвидностью банков сыграл Нацбанк РК. Начиная с августа 2007 года, банкам предоставлялись краткосрочные займы рефинансирования. Отечественные банки, несмотря на возникшие проблемы с краткосрочной ликвидностью, сумели в полном объеме выполнить свои обязательства перед нерезидентами и при этом не остановили кредитование экономики.

Начиная с 1994 года, реализация денежно-кредитной политики Нацбанком осуществляется всеми классическими инструментами регулирования, главные из них - регулирование объема предоставляемых кредитов, уровень официальной ставки рефинансирования, нормы обязательных резервов и проведение операций на валютном рынке. Основной задачей Нацбанка стало обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты, то есть, обеспечение низких темпов инфляции и стабильного обменного курса. За пять лет инфляцию удалось снизить с четырехзначной цифры до однозначной - с 2265% в 1993 году до 1,9% в 1998 году.

Формированию валютной политики положило начало принятие в 1991 году Закона "О валютном регулировании Казахской ССР", которым была отменена государственная монополия внешней торговли в стране. Принятым в 1993 году Законом РК "О валютном регулировании" валютные отношения были поставлены в соответствие с требованиями рыночной экономики. Данный Закон определял принципы осуществления валютных операций, разграничивал права и обязанности субъектов валютных отношений и устанавливал ответственность за нарушение валютного законодательства.

С введением национальной валюты Нацбанк стал решать задачи усиления платежной функции тенге, повышения доверия к своей валюте и формирования ликвидного валютного рынка, либерализации валютных отношений, вплоть до отмены ограничений по капитальным операциям и перехода в 2007 году на полную конвертируемость тенге.

Своеобразным испытанием на прочность для тенге стал финансовый кризис в России в 1998 году. Из-за глобальных изменений на мировых финансовых рынках произошла значительная девальвация валют целого ряда стран - торговых партнеров Казахстана, что привело к удорожанию тенге в реальном выражении и значительному ухудшению платежного баланса страны. Свою негативную роль сыграла сырьевая ориентация экономики Казахстана.

В этих условиях для защиты внутреннего финансового сектора была ужесточена денежно-кредитная политика страны. Для повышения привлекательности активов в тенге был повышен уровень официальных ставок. Для предотвращения избыточного давления на валютный рынок Нацбанк осуществлял операции на открытом рынке, что позволило переключить интерес инвесторов с валютного рынка на рынок государственных ценных бумаг. В апреле 1999 года, находясь в благоприятных внешнеэкономических условиях, Нацбанк ввел режим свободно плавающего обменного курса тенге, что способствовало восстановлению конкурентных позиций казахстанского экспорта и возобновлению роста производства.

В период с 2000 по первую половину 2007 года Нацбанк проводил "жесткую" денежно-кредитную политику по обеспечению стабильности цен. В этот период в значительной степени совершенствовались инструменты денежно-кредитного регулирования для повышения эффективности проводимой политики. Уровень инфляции находился в переделах 6-8% в год, что является нормальным в условиях высокого экономического роста, в данный период - более 10% в среднем за год.

Если финансовый кризис 1998 года можно отнести к "испытанию на прочность" национальной валюты, то ситуация 2007 года может быть названа "испытанием для банковской системы". Впервые за последние годы внешнеэкономическая ситуация сложилась не в пользу казахстанской экономики. К долгосрочным фундаментальным факторам инфляции прибавились внешние факторы, имеющие шоковый характер и вызвавшие "кризис ликвидности" банковской системы.

В этой связи перед Нацбанком, как и перед другими центральными банками, возникла двойственная задача. С одной стороны, необходимо обеспечить достижение стабильности цен, для чего необходимо проводить политику снижения предложения денег, а с другой стороны для поддержания стабильности финансовой системы - проводить операции по "вливанию" ликвидности. И действительно, если в первом полугодии 2007 года Нацбанк проводил политику абсорбирования избыточной ликвидности банков, то во второй половине - предоставлял краткосрочную ликвидность банкам.

Сложная внешнеэкономическая ситуация в сочетании с фундаментальными долгосрочными факторами инфляции последних лет привели к повышению инфляции до максимального за последние 7 лет уровня. Тем не менее, не стоит драматизировать ситуацию. Нацбанк и Правительство принимают необходимые меры по стабилизации уровня цен. Мы уверены, что в 2008 году уже увидим позитивные итоги нашей работы.

- 2007 год ознаменовался мировым ипотечным кризисом. В Казахстане возникли некоторые проблемы с ликвидностью банков второго уровня. Что сделано для устранения симптомов финансового кризиса?

- В целях нивелирования негативного влияния кризиса на мировых финансовых рынках, произошедшего во второй половине 2007 года, центральные банки многих стран предпринимали шаги по обеспечению стабильности финансовой системы путем предоставления ликвидности банкам. Нацбанк РК не стал исключением.

Для обеспечения банков краткосрочной тенговой ликвидностью с августа 2007 года мы увеличили объемы проведения операций обратного РЕПО, начали проводить операции валютного СВОП под залог иностранной валюты и под залог остатков на корреспондентских счетах банков в Нацбанке в свободно-конвертируемой валюте. Была возобновлена практика досрочного погашения собственных краткосрочных нот. Кроме того, Нацбанк ввел новые формы займов рефинансирования, а именно краткосрочные займы под залог остатков на корреспондентских счетах банков в национальной валюте.

Практически все виды займов осуществлялись за 7 дней. В августе 2007 года Нацбанк пересмотрел механизм минимальных резервных требований. Изменения были направлены на сокращение базы резервных обязательств и расширение структуры резервных активов, что позволило банкам дополнительно высвободить, по оценке, 150 млрд. тенге. Благодаря этим операциям на внутреннем рынке банки второго уровня справились с возникшими сложностями.

- Инфляция может достигнуть двузначного числа, впервые за многие годы. Каковы объективные и субъективные причины такого резкого роста инфляции и что делает Нацбанк для ее сдерживания? Каков Ваш прогноз роста инфляции на 2008 год?

- В 2007 году инфляционные процессы носили разнонаправленный характер. В 1 полугодии отмечалось некоторое ослабление инфляционного давления, что выражалось постепенным снижением общего уровня потребительских цен. Так, в декабре 2006 года годовая инфляция составила 8,6%, а по итогам мая 2007 года она снизилась до 7,6%.

В этот период меры Нацбанка были направлены на изъятие избыточной ликвидности банков. Для этого проводились операции по выпуску краткосрочных нот, привлечению депозитов от банков, повышению нормативов МРТ. Так, в июле 2007 года были приняты изменения в нормативы МРТ. В соответствии с ними норматив по внутренним обязательствам снижается с 6% до 5%, а норматив по иным обязательствам повышается с 8% до 10%. Учитывая, что в структуре обязательств банков второго уровня объем иных обязательств превышает объемы внутренних обязательств, данными изменениями предполагалось дополнительно "связать" часть избыточной ликвидности банков. Введение данных нормативов планировалось с августа 2007 года.

Во 2 полугодии 2007 года темпы роста инфляции ускорились. По итогам ноября 2007 года инфляция в годовом выражении составила 17,5%. Основной ее прирост пришелся на последние три месяца прошлого года. Инфляция составила 9,7% - около 60% общего роста потребительских цен в том году. Наибольший рост цен в сентябре-ноябре 2007 года пришелся на такие продукты питания, как хлеб, мука, масло подсолнечное. Основной причиной значительного повышения инфляции в этот период стал резкий скачок цен на продтовары на мировом рынке – на пшеницу, растительные масла.

Повышение инфляции произошло на фоне очень умеренного роста денежного предложения. Рост денежной массы в январе-ноябре 2007 года составил 22,9%, что ниже темпов роста номинального ВВП. Денежная база в январе-ноябре 2007 года сжалась на 0,8%, в то время как в январе-ноябре 2006 года расширение составило 78,2%. Для обеспечения стабильности цен Нацбанк с 1 декабря 2007 года повысил официальную ставку рефинансирования с 9% до 11% и, соответственно, ставку по привлекаемым депозитам от банков второго уровня до 5,5%. Повышается доходность по краткосрочным нотам. Так, средневзвешенная доходность выросла с 4,69% в декабре 2006 года до 5,64% в ноябре 2007 года.

В настоящее время принимаются Основные направления денежно-кредитной политики на 2008-2009 годы, а также Совместное заявление Правительства и Нацбанка об основных направлениях экономической и социальной политики на 2008 год. В соответствии с документом уровень годовой инфляции планируется удержать в 2008 году в пределах 7,9-9,9%.

- Спасибо за интервью.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В 2008 году у казахстанских банков проблем с ликвидностью не будет 31.01.2008
Ценопредставление для акима 31.01.2008
Опять хотели, как лучше... 31.01.2008
На Тенгизе началась эксплуатация объектов второго поколения 31.01.2008
Анализ экологической эффективности бизнеса шагнул из России в Казахстан 31.01.2008
Кто вы, миссис Перамаа? 31.01.2008
Компания KAZAKHMYS PLC сообщила о результатах своей деятельности за 12 месяцев и четвертый квартал 2007 года 31.01.2008
АФН выдало южнокорейскому Shinhan Bank разрешение на открытие дочернего банка в республике 31.01.2008
МВФ понизил прогноз по росту мировой экономики в 2008г. до 4,1% 31.01.2008
Полтора миллиарда тарелок - Китаю 31.01.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.08.19 Понедельник
93. БАЦУЛА Александр
73. АШИРОВ Амангельды
71. АНДРЮЩЕНКО Александр
71. ТУТКУШЕВ Бексултан
69. БУКАНОВ Сайран
68. БАЙТЛЕСОВ Каиртай
66. УСКЕНБАЕВА Раиса
65. ТОЙБАЕВ Аскар
64. БЕЛОВИЧ Александр
64. САТЖАНОВ Кенжебай
61. ЖАНАЙДАРОВ Искандер
60. БАЙГАЗИЕВ Бекет
57. АБИЛОВ Елубай
57. ЖАНБИРОВ Молдагали
56. КАРИМОВА Шолпан
...>>>
20.08.19 Вторник
81. АБИЛЬГАЗИН Карим
75. АЛИГУЖИНОВ Сеpик
75. МЕДЕУОВ Есенгельды
73. ЕДРЕСОВ Каирлы
72. ШАЙМАНОВ Багдат
68. ЛИ Валерий
68. САТКАЛИЕВ Молдагали
67. АИПОВ Курмангалий
67. ШЕР Раиса
66. МУМИНОВ Талгат
65. БАЙМУРАТОВА Алтын
63. БОЛЫСБЕКОВ Марат
63. ФЕДОТОВ Виктор
62. КАСЫМЖАНОВ Темирбек
62. УСКЕНБАЕВ Булат
...>>>
21.08.19 Среда
82. КАДЫРЖАНОВ Еркин
77. ДРИЛЛЕР Христиан
73. КАЗАКОВ Александр
73. НУРГАЗИНОВ Жакуп
72. ЖЕНСЫКБАЕВ Александр
71. КУАНДЫКОВ Балтабек
68. ДОСТИЯРОВ Абай
66. ИМАНГАЛИЕВ Асхат
66. КУШЕРБАЙ Айтбай
65. ХУСАИНОВ Булат
61. КАРИКБОЛОВ Бекжан
56. АЛЬЗАКОВ Ерзат
56. МУКАШЕВ Мурат
55. БЕЙСЕМБАЕВ Даурен
55. КАЗЫХАНОВ Ержан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz