АСТАНА. 1 февраля. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/
Основная масса перевозимых грузов для казахстанской железной дороги является убыточной. Об этом говорил на встрече с сенаторами президент АО "НК "Казахстан темир жолы" Жаксылык Кулекеев, передает корреспондент Казинформа.
По словам президента КТЖ, к убыточным относятся перевозки угля, руд, зерна, строительных материалов. Прибыльными являются перевозки нефти и нефтепродуктов; но в ближайшие годы, с вводом в эксплуатацию новых нефтепроводов, доля нефти в общем объеме грузов уменьшится.
По мнению Ж.Кулекеева, для повышения рентабельности железнодорожных перевозок необходимо повышать тарифы ежегодно на 15 процентов. Он подчеркнул, что в настоящее время тарифы "Казахстан темир жолы" намного ниже, чем в соседней России. Это приводит к дефициту вагонов, поскольку частные перевозчики переводят свои вагоны в Россию.
В то же время, вагонный парк "Казахстан темир жолы" изношен, и требуются значительные средства на его обновление. В отношении пассажирских вагонов износ уже достигает более 70 процентов, кроме того, имеется дефицит – около 400 единиц.
-----
Пресс-релиз
Пресс-служба Сената, 1 февраля
Вопросы дальнейшего совершенствования законодательного обеспечения приоритетных направлений развития железнодорожной отрасли обсуждены сегодня на встрече депутатов Комитета Сената по экономической и региональной политики с руководством АО "Национальная компания "Казахстан темір жолы".
При обсуждении вопросов дальнейшего реформирования базовой отрасли транспортно-коммуникационного комплекса страны, отмечалось, что тормозом ее развития являются критический уровень износа основных средств железнодорожного транспорта, убыточность многих видов перевозок, отсутствие конкурентных мощностей, ограниченные возможности инфраструктуры и ресурсная зависимость. Все эти системные проблемы, по словам президента АО "Национальная компания "Казахстан темір жолы" Жаксыбека Кулекеева в ближайшей перспективе могут оказать эффект сдерживания темпов развития экономики Казахстана.
В числе мер государственной поддержки отрасли по улучшению ее состояния и дальнейшего развития, по мнению участников встречи, является совершенствование тарифной политики, реализация инвестиционных программ, прекращение практики перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых. В отношении пассажирских перевозок с учетом ее социальной составляющей подчеркивалось, что субсидирование этого сектора согласно законодательству должно осуществляться за счет государственного бюджета, как это принято практически во всем мире. В этой связи предлагается в течение 3-х лет перейти на полное субсидирование с дальнейшим выведением пассажирского хозяйства из состава "Казахстан темір жолы".
По мнению организаторов отрасли, действующая правовая база, нуждается в дальнейшем ее усовершенствовании. В настоящее время возникла острая необходимость внесения изменений и дополнений в Закон "О железнодорожном транспорте". В частности, это касается норм, регулирующих взаимоотношения участников перевозочного процесса, закрепления видов подвижного состава, определения статуса железнодорожных станций и вокзалов, включая уточнение отдельных понятий используемых участниками перевозочного процесса.
Депутаты, поддержав необходимость дальнейшего улучшения законодательной базы, в мерах реформирования отрасли особое внимание уделили вопросам реализации транспортной логистики, расширения рынка контейнерных перевозок, привлечения механизмов государственно-частного партнерства, концессии и секьютеризации. |