Астана. 26 февраля. ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН
Министерство транспорта и коммуникаций Казахстана разработало технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства казахстанского участка международного автомобильного коридора "Западная Европа - Западный Китай", сообщил глава ведомства Серик Ахметов.
"Начата практическая реализация самого крупного для Казахстана транспортного проекта - автокоридора "Западная Европа - Западный Китай" протяженностью 8445 км, в том числе по Казахстану - 2787 км.
Министерством уже разработано ТЭО данного проекта, которое предусматривает инвестиционную модель развития маршрута", - сказал С.Ахметов, выступая на заседании правительства во вторник в Астане.
По его словам, в рамках ТЭО проведены маркетинговые исследования, разработаны механизмы и схемы финансирования различных участков коридора, оценено его влияние на экономическое развитие регионов.
"Общая стоимость проекта (на казахстанской территории. - "ИФ-К") оценивается в порядка 900 млрд тенге.
В целях финансового обеспечения проекта кроме выделения бюджетных средств предлагается задействовать механизм государственно-частного партнерства на участке Алматы-Хоргос и других участках дороги, а для строительства остальных участков дороги привлечь займы международных финансовых институтов", - сказал министр, добавив, что уже проведены переговоры с международными банками, которые готовы участвовать в финансировании данного проекта.
Текущий курс - 120,50/$1.
Таким образом, по словам министра, на принципе государственно-частного партнерства (ГЧП) может быть построена четвертая часть всего казахстанского участка международного автокоридора. "Мы предлагаем отдать в концессию 340-километровый участок Хоргос-Алматы. Всего же платными могут быть около одной четвертой части автокоридора, там, где участки наиболее загружены", - сказал С.Ахметов в этой связи.
Он полагает, что казахстанскую часть автокоридора можно будет создать уже к концу 2013 года.
Глава Минтранскома также сообщил, что в разработке ТЭО проекта приняли участие известные отечественные и зарубежные компании. "Они детально рассчитали экономический эффект от реализации проекта, данные результаты сейчас проходят специальную экспертизу", - отметил он в этой связи.
В частности, по словам С.Ахметова, среднегодовой суммарный экономический эффект от реализации проекта "оценочно составит 55 млрд тенге без учета уровня инфляции".
"От сокращения времени в пути экономится еще порядка 33 млрд тенге. Также от сокращения количества ДТП и числа погибших, в соответствии с мировыми методиками расчетов, экономия составит 19,4 млрд тенге", - добавил министр.
Кроме этого С.Ахметов сообщил, что в рамках реализации проекта в текущем году на строительные работы и разработку проектно-сметной документации (ПСД) в республиканском бюджете предусмотрено 9,6 млрд тенге, которых "достаточно только для подготовительных работ, выкупа земель, обустройства коммуникаций и заготовки материалов".
"Тем не менее, в этом году мы полностью завершим разработку ПСД, подготовим для подписания соглашения о привлечении внешних займов, объявим конкурс на привлечение потенциальных концессионеров", - сказал С.Ахметов.
В этой связи он обратил внимание членов правительства на необходимость скорейшей разработки проекта соглашения о привлечении займов международных фининститутов с тем, чтобы "в августе 2008 года внести в правительство проект закона о ратификации данного документа".
"Также совместно с МИДом необходимо до конца текущего года проработать с российской и китайской сторонами проект межправительственного соглашения об организации и функционировании международного транзитного коридора "Западная Европа - Западный Китай", - заключил С.Ахметов.
В свою очередь премьер-министр Карим Масимов на заседании в целом одобрил предложенные Минтранскомом подходы в реализации данного проекта.
"Строительство этого коридора - это поручение главы государства, прозвучавшее в послании народу Казахстана. Проект достаточно проработан, поэтому поручаю министерству транспорта совместно с министерствами финансов и экономики в двухмесячный срок окончательно решить механизмы финансирования проекта - должна быть полная ясность, где у нас ГЧП (механизмы государственно-частного партнерства - "ИФ-К"), а где займы", - отметил К.Масимов в этой связи.
Кроме того, он распорядился до третьего квартала текущего года внести в правительство проекты "всех соглашений с международными финансовыми институтами по привлечению займов" для строительства участков автокоридора.
Вместе с тем, глава правительства поручил разработчикам нового Налогового и Бюджетного кодексов рассмотреть международный опыт в сфере налогообложения автозаправочных станций вдоль автодорог.
"Эти средства могут пойти на содержание дороги", - отметил премьер.
"Министерству транспорта необходимо также разработать соглашение об ограничении количества провоза транзитным транспортом топлива через границу с тем, чтобы остальное топливо они заправляли внутри страны. Акцизы будут идти на содержание дороги", - подчеркнул премьер.
"Все эти вопросы надо увязать вместе. Сейчас у нас есть уникальный момент - разрабатываются Бюджетный и Налоговый кодексы, планируется строительство дорог, есть соответствующие поручения президента. Все эти вопросы можно одновременно решить", - заключил премьер.
Ранее президент республики Нурсултан Назарбаев заявлял, что приступить строительству участка автокоридора "Западная Европа - Западный Китай" следует в этом году.
Предполагается, что данный участок пройдет через все южные области Казахстана и через Актобе (адмцентр Актюбинской области Казахстана, на западе) выйдет в Россию.
В Астане полагают, что реализация данного проекта позволит переориентировать транспортировку части китайских товаров с морского транспорта на автомобильный, а также привлечь транспортные потоки из стран Центральной Азии.
Так, по прогнозу Минтранскома, при реализации проекта объемы автомобильных перевозок через территорию республики по данному коридору возрастут с 900 тыс. тонн до 3,5 млн тонн. |