Игорь Воротной, "Известия-Казахстан", 5 марта
Руководство группы компаний AES, занимающихся производством и поставками электроэнергии в Восточном Казахстане, предупреждено казахстанскими антимонопольщиками о том, что последние не исключают возбуждения уголовного производства в отношении данного инвестора – в случае продолжения практики картельных сговоров с его стороны. Председатель недавно созданного Агентства по защите конкуренции (АЗК) Мажит Есенбаев сообщил об этом предупреждении во время расширенной встречи премьерминистра Карима Масимова с представителями предпринимательства республики.
– Одним из направлений деятельности агентства является пресечение картельных сговоров, – сказал Мажит Есенбаев. – На прошлой неделе я приглашал руководителей AES, с ними состоялся разговор, в ходе которого я перечислил им все нарушения, которые они допускают на рынке оказания услуг, и предупредил, что если они так и дальше будут нарушать закон, то могут быть привлечены уже и к уголовной ответственности.
Напомним, что в деятельности американской корпорации в 2005-2006 годах были выявлены нарушения закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности". Как пояснил Мажит Есенбаев, нарушения тогда сводились к трем основным пунктам: злоупотребление доминирующим положением на рынке, непредоставление равного доступа всем субъектам рынка к своим услугам, то есть ограничение конкуренции, и, как следствие, незаконное извлечение монопольного дохода.
Последнее является сейчас предметом продолжающегося судебного спора между группой компаний и агентством. Руководство антимонопольного органа инкриминирует AES следующую схему: вырабатывая на генерирующих мощностях электроэнергию, себестоимость которой составляла 1,1 тенге за кВт/час, корпорация необоснованно отказывала всем энергоснабжающим организациям в ее покупке. Электроэнергия сбывалась исключительно ТОО "Нурэнергосервис" – аффилиированной с AES структуре, причем по цене 90 тиынов за кВт/час. А это ТОО сбывало электроэнергию конечному потребителю уже по цене 1,42 тенге.
– В результате был нанесен ущерб конечному потребителю, в ходе нашей проверки было выявлено, что "лишний" доход, который получил доминант в результате использования этой схемы, оценивается в 21 миллиард тенге, – уточнил председатель агентства.
Еще 3 с лишним миллиарда тенге были уже выплачены "Нурэнергосервисом" по решению суда. А вот первую сумму, как уже говорилось выше, компания оспаривает в установленном законодательстве порядке. При этом Мажит Есенбаев уверен, что "дело о 21 миллиарде" агентство в итоге выиграет.
– Решение суда они пока опротестовывают, нормально работа идет, и все будет доказано, – сказал он журналистам по окончании встречи с предпринимателями. Что касается встречи с руководством AES недельной давности, то она, по словам Мажита Есенбаева, носила превентивный характер.
– Мы встречались, я сказал, что дальше не надо нарушать (действующее законодательство. – Авт.), так как, по нашим сведениям, они отказались от услуг "Нурэнергосервиса" и нашли другого субъекта, через которого готовы осуществлять свои услуги, при этом опять нарушая закон", – сказал председатель АЗК, уточнив, что речь идет о структуре из Карагандинской области. Я их предупредил, что в случае дальнейшего нарушения будет наступать уже уголовная ответственность, предусмотренная опять же нашими законами "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" и "О недобросовестной конкуренции". Это уже вторая встреча руководства корпорации и антимонопольного ведомства по данному разбирательству. Первая состоялась осенью прошлого года, инициаторами ее выступили представители AES, и, по словам тогдашнего руководителя Комитета по защите конкуренции Алиакпара Матишева, суть их просьб сводилась к тому, чтобы не предавать огласке разбирательство, начатое КЗК. "Я бы вам хотел сказать, что данные компании (входящие в корпорацию. – Авт.) выходили на меня и очень убедительно просили, чтобы я не говорил об этом факте журналистам, потому что это может повлиять на их акции, и они могут иметь очень серьезные проблемы на Нью-Йоркской фондовой бирже. Акционеры компании будут скидывать акции, допустим", – сказал тогда он. Если это действительно так, то публичное упоминание корпорации Мажитом Есенбаевым на встрече премьера с предпринимателями тоже можно расценивать как возможный определенный сигнал рынку. И с этой точки зрения превентивные беседы с монополистами, давшими повод для критики, могут иметь вполне практические последствия даже без уголовного разбирательства.
Однако руководство АЗК, судя по выступлению Мажита Есенбаева, не хотело бы ограничиваться месседжами и намерено со временем законодательно закрепить за собою права, аналогичные тем, которые есть у западных антимонопольных структур.
– Мы не обладаем пока такими же полномочиями, какие есть у аналогичных структур на Западе, где они могут заниматься вопросами четкого установления согласованных действий или ценового сговора. Если в новом законе нам их предоставят, то мы уже будем однозначно доказывать эти нарушения, – подчеркнул глава агентства.
На этой же встрече Мажит Есенбаев сообщил, что до конца 2008 года планируется организовать передачу непрофильных активов и функций, в первую очередь от нацкомпаний и госхолдингов, малому и среднему бизнесу. По его словам, агентство в первом полугодии текущего года проведет анализ на предмет определения непрофильных активов и функций государственных предприятий и организаций, которые возможно передать в конкурентный рынок. Кроме того, в разрабатываемом агентством новом законе "О конкуренции" будет предусмотрен "исчерпывающий перечень сфер и функций, где целесообразно коммерческое участие государства". Сейчас, по оценке руководителя агентства, несмотря на соответствующее поручение главы государства, "проведенный анализ свидетельствует об обратном".
– Вместо того, чтобы отдавать непрофильные активы, государственные предприятия и организации, наоборот, увеличивают их либо передают своим аффилиированным компаниям, – сказал Мажит Есенбаев. – У многих крупных акционерных обществ с государственным участием существуют свои компании, которые оказывают им сопутствующие услуги и являются традиционными победителями проводимых конкурсов по госзакупкам. Данная традиция приводит к тому, что бизнес вынужден уходить с данных рынков, понимая всю бесполезность участия в срежиссированных конкурсах. К сожалению, аналогичная ситуация наблюдается во многих сферах деятельности государственных предприятий, которые зачастую осуществляют несвойственную им предпринимательскую деятельность. |