Людмила ФЕФЕЛОВА, "Костанайские новости", 26 марта
Из-за того, что в Министерстве охраны окружающей среды запутались в своем Кодексе, теплоэнергетические компании находятся на пороге банкротства.
Самое больное место в отношениях экологов и предприятий – выдача разрешений на загрязнение окружающей среды. Или как это трактуется ныне в Экологическом кодексе – на разрешение эмиссий. В этой тонкой науке запутались не столько эмитенты, сколько чиновники Министерства охраны окружающей среды (МООС).
Чтобы получить разрешение на эмиссии в 2008 году, предприятия, согласно Кодексу, должны были подать заявку за четыре месяца до того, как истечет срок предыдущего разрешения. И формально замминистра А.Бралиев территориальные органы управления известил вовремя - 1 сентября 2007 года. Но тысячи природопользователей оказались в длинной очереди, и не все успели вступить в новый год с разрешениями на эмиссию. Таким образом, сроки выдачи документов сместились на первый квартал 2008 года. Мало того, начало года в МООС прошло под знаком реорганизаций и перестановок, поэтому с 14 января по 27 февраля у руководителя уполномоченного департамента не было права подписи. Выдачу разрешений из-за этого прекратили. А предприятия, особенно жизнеобеспечивающие, прекратить работу не имели возможности, поэтому "эмитировали" без разрешения.
Эти сведения – официальные, они приводятся в депутатском запросе Евгения Амана в адрес премьер-министра Карима Масимова. Почему дело дошло до депутатского запроса? Потому что последующие события поставили дотационные ТЭК Аркалыка и Житикары на грань банкротства. В деталях это выглядит так. Аркалыкские коммунальщики подали заявку на разрешение эмиссии 18 октября 2007 года. И лишь в марте текущего года они были извещены по телефону о том, что разрешение им подписано с 27 февраля по 31 декабря 2008 года. То есть почти два месяца ТЭК работала без разрешения. Что, естественно, сразу попало на глаза проверяющим – они пришли 14 февраля, еще до получения разрешения. Как сказал вашему корреспонденту представитель этого ведомства Гали Бекентаев, не прийти не могли – проверка плановая. Однако Г. Бекентаев уверяет, что хотя аркалыкские коммунальщики всем жалуются, но они пока не оштрафованы. Хотя это, по словам того же собеседника, лишь вопрос времени – нужно оформить соответствующее постановление. Задержка с постановлением вышла из-за того, что ТЭК проверяли в феврале, а новые ставки на эмиссию утверждены лишь 19 марта. И стали эти ставки выше: теперь за одну условную тонну надо платить 669 тенге, тогда как прежняя ставка была 268 тенге. Однако компаниям, которые не только теплом снабжают население, но и предоставляют другие услуги (вода, канализация, мусор), установлен коэффициент 0,3. Таким образом, аркалыкским коммунальщикам новая ставка обойдется даже дешевле – 200,7 тенге за условную тонну. Соответственно, и неминуемый штраф будет не 21,5 млн. тенге, как рассчитали в Аркалыке, а несколько меньше.
Почему штраф неминуем, если МООС проволокитило разрешение? Потому что предприятия, работавшие без разрешения экологов, будут отвечать уже перед налоговиками. По нормам НК, эта ответственность в 10 раз выше официальной ставки.
Аким Аркалыка Амангельды Мухитбеков, оценивая ситуацию, сказал примерно так: теперь городу остается уповать на депутатский запрос сенатора Амана и вмешательство премьер-министра. Иначе ТЭК придется банкротить, что повлечет развал многих экономических и социальных программ и без того в довольном проблемном регионе.
- Зимой мы все свободные остатки бюджета отдали коммунальной сфере, более 40 млн. тенге. Это помимо той помощи, которую нам оказывает область и республика. Миллионных штрафов мы просто не выдержим, - говорит А. Мухитбаев.
SOS подает и ГКП "Житикаракоммунэнерго". Эту компанию еще не проверяли, но они уже подсчитали, во что обойдутся экологические нестыковки. В штате предприятия есть свой инженер-эколог - Динара Жубигенова. Она говорит, что заявка на эмиссию могла быть подана еще прошлым летом, в августе или даже в июле – все было готово. Но ждали письма из МООС. Потом ждали своей очереди – в итоге заявка ушла в октябре, все, как в Аркалыке, вплоть до получения разрешения в феврале текущего года. А значит, и санкции будут аналогичными. По расчетам Д. Жубигеновой, компании придется искать около пяти незапланированных миллионов тенге. Для коммунальной службы Житикары такой штраф непосилен, предприятие и без того держится на подачках.
В своем депутатском запросе Евгений Аман подчеркивает и такой момент: "разрешение для двух ТЭК в Костанайской области выдано только на 10 месяцев текущего года, хотя п.1. ст.76 ЭК предусматривает возможность выдачи его сроком на три года. Через три-четыре месяца ТЭК придется затевать новую процедуру сбора и предоставления в МООС документов, платить по полмиллиона тенге за услуги посредников". Е. Аман затрагивает и тему экологического страхования: владельцы полигонов бытовых отходов и свалок, чтобы получить разрешение на эмиссии, обязаны, по версии МООС, предоставлять договоры обязательного экологического страхования, хотя ст.72 ЭК предусматривает их лишь для "опасных" предприятий. "Хотелось бы знать, кто и почему вдруг стал относить размещение коммунальных отходов к экологически опасным? Ведь в правительственный перечень они не входят", - объясняет депутат премьер-министру. И просит рассмотреть "сложившуюся ситуацию с целью ее урегулирования и защиты предприятий жизнеобеспечения". |